Премирование вместо откупной системы

Премирование вместо откупной системы

21.06.2007

Новый порядок премирования налоговиков правительство одобрило в мае. Раньше фискалы фактически выкупали у государства право сбора податей за выполнение плана. Власть меняет правила игры в целях ликвидации пережитков старой системы. Для этого она спешно ищет способы материально стимулировать инспекторов. Среди наблюдателей уже наметились серьезные расхождения в оценке реформы.

Актуальность

Ранее основным критерием работы инспекторов считалось исполнение планов по сбору налогов. На первый взгляд трудно представить более удобный индикатор эффективности работы налоговиков. И все же прежняя система оценки позволяла фискалам совершать противозаконные доначисления. Проведение проверки оставляло неприятные ощущения и у налогоплательщиков, и у инспекторов. Поэтому формирование нового порядка оценки действий фискалов, бесспорно, станет неожиданностью для всех участников налогового процесса.

Когда налоговики ориентировались на план по сбору налогов, то за его невыполнение они лишались премий, а за выполнение, наоборот, получали материальное вознаграждение. Выполнение плановых показателей по сбору налогов, кроме того, гарантировало, что вышестоящие инстанции закроют глаза на мелкие нарушения на местах. Нашумевшие кампании по борьбе с нерадивыми чиновниками сигнализировали о формировании тенденции к отказу от откупной системы. Исполнение плана по сбору, как ни удивительно, не может быть единственным критерием эффективности работы честных налоговиков.

Интрига под сукном

Первый вариант реформы был разработан Минфином уже в июле 2006 года. Главным признаком предполагалось сделать число судебных дел, проигранных фискалами. Правительство отклонило этот проект и направило на доработку.

В феврале 2007 года Минфин представил куда более длинный список критериев. По нему качество работы инспекторов зависело от целого ряда разнообразных индикаторов. Еще тогда ключевое место в списке финансового ведомства занял уровень собираемости налогов. Вместе с ним в список критериев вошел процент отказов в возмещении НДС экспортерам и доначисления в расчете на одну выездную проверку. Решение о поощрении фискалов должно было приниматься в зависимости от количества удовлетворенных исков в судебных спорах с налогоплательщиками. Также в списке появились скорость снижения задолженности, увеличение доли компаний и частных предпринимателей, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов. Однако зимой планы Минфина так и остались на бумаге: правительственные чиновники решили сыграть с министерством в его же игру и тоже стали откладывать решение вопроса. Проявив завидное упрямство, они раскритиковали почти все пункты предложенного документа.

Но в министерстве, по-видимому, сочли критику со стороны правительства необоснованной и вознамерились пойти на прямую конфронтацию. Сначала проект на пару месяцев положили под сукно. Затем, рискуя навлечь на себя гнев президента, Минфин представил в правительственную комиссию почти не измененную систему критериев. В напряженной схватке между правительством и министерством победило финансовое ведомство. В мае 2007 года правительственная комиссия по административной реформе одобрила восемь критериев, по которым будет оцениваться эффективность работы налоговиков. В ближайшее время их должно утвердить Правительство РФ.

За что воевали

При оценке результатов деятельности ФНС теперь будет учитываться не только собираемость налогов. Этот показатель оценки работы инспекторов составит всего 18%. В расчет будут браться и другие критерии. На первом месте среди них — соотношение сумм, выигранных и проигранных фискалами (16%), и доля решений налоговых органов, признанных судом недействительными (16%). На один процент меньше приходится на отношение числа жалоб, рассмотренных в досудебном порядке, к числу судебных исков налогоплательщиков (15%). Введение этого критерия будет стимулировать ФНС к тому, чтобы развивать службу внутреннего аудита.

С 2009 года в России вводится обязательный досудебный порядок обжалования жалоб на фискалов. Критерии учитывают и число налогоплательщиков, и качественные различия между ними, и оценку каждым из них деятельности ФНС. На третьем и четвертом местах в списке Минфина следуют снижение задолженности (13%) и число тех, кто имеет доступ к информации о состоянии расчетов с бюджетом через Интернет (11%). Побудить налоговиков к тому, чтобы уделять большее внимание своей репутации, призвано введение такого критерия, как доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов (6%). Завершает список количество граждан и фирм, которые получают через Интернет информацию из реестра юридических лиц и реестра индивидуальных предпринимателей (6%).

Плюсы новой системы

Введение новых принципов оценки деятельности фискалов, как полагает Министерство финансов, повысит собираемость налогов на 0,1%. От того, насколько территориальные подразделения ФНС будут соответствовать этим признакам, будет зависеть размер их премиальных. При соблюдении этих правил рядовой инспектор отдела проверок сможет увеличить зарплату в несколько раз, до 30 тысяч рублей в месяц, говорит источник, близкий к Министерству финансов. В то же время, как сообщили в Минфине, объем средств, выделяемых из бюджета на дополнительное поощрение налоговиков, в ближайшие три года сократится более чем вдвое. Один из сотрудников ведомства предположил, что при достижении показателей суммы поощрения будут распределяться пропорционально вкладу каждого из территориальных управлений. Таким образом, новый механизм материального поощрения сотрудников налоговых органов — лучший способ повысить эффективность их работы.

Одновременно введение новой системы обещает ограничить произвол чиновников, перегибающих палку. В первоначальном варианте проекта был крен в фискальную сторону. Как вспоминает глава налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина, поначалу предлагалось рассчитывать доход, приносимый инспектором, количество эффективных налоговых проверок и размер доначислений по ним. Теперь же признаки, по которым будут судить о работе фискалов, в большей степени соответствуют задачам, сформулированным президентом. Новая система ориентирована не на план сбора налогов, а на проверку соблюдения законодательства. В частности, уравнен вес отсуженной инспектором суммы и числа его решений, признанных судом незаконными. Таким образом, налицо позитивная тенденция к ограничению бюрократического произвола.

Благие намерения

Задачу подготовить новый механизм поощрения инспекторов поставил в послании Федеральному собранию 31 мая 2006 года Владимир Путин. Президент обратил внимание на то, что, помимо собираемости налогов, нужны и другие критерии оценки деятельности инспекторов. В частности, президент предложил учесть качество исполнения фискалами своих обязанностей. Правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогов также были названы среди критериев, по которым следовало бы оценивать работу фискалов. В зависимости от соответствия этим стандартам президент рекомендовал материально стимулировать сотрудников налогового ведомства.

Необходимость новых реформ

Тем не менее проект Минфина вызвал существенные расхождения во мнениях среди наблюдателей. Большинство чиновников позитивно оценивают перспективы развития налоговой системы России после проведения реформы. Но некоторые призывают снять розовые очки и следовать здравому смыслу.

По признани самих авторов проекта, они не надеялись на то, что введение критериев изменит психологию налоговиков. Нынешняя реформа может существенно повлиять на менталитет не раньше чем через десять лет, полагает директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин. Список критериев, естественно, нуждается в доработке. Споры между ФНС и налогоплательщиками бывают разной степени сложности. В одних случаях незаконными действия налоговых органов признают не все судебные инстанции. В других — судьи всех уровней единогласно высказываются в пользу одной из сторон, подчеркивает председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов. Необходимо учитывать, помогают ли инспекторы правильно платить налоги, проводят ли разъяснительную работу, сообщают ли об изменениях законодательства, утверждает президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов.

Необходимость новых реформ, таким образом, очевидна, потому что от длительного нахождения под сукном проект не стал менее сырым. Тем не менее потребность в дальнейших преобразованиях указывает на позитивное значение новых правил премирования инспекторов. Нападки на авторов реформы пока только подтверждают, что они идут в правильном направлении: к ограничению бюрократического произвола и к повышению эффективности работы налоговых органов. И критики реформы, и другие эксперты сходятся во мнении, что осуществление президентской инициативы стартовало успешно. Динамика подготовки проекта только придала интриги процессу принятия решения. О прогрессивном характере реформы свидетельствует отказ от формально-плановой, а по сути откупной системы сбора налогов в пользу новых способов материального вознаграждения налоговиков. Хорошее начало — половина дела.

Михаил КРЫЛОВ

№ п/пКритерийЕдиницы измеренияФормула расчетаВес критерия
1
Собираемость налогов и сборов
%
С = Пг/(Пг + Нг) * 100, где:
С — собираемость;
Пг — поступления за отчетный период;
Нг — прирост недоимки за отчетный период.
Прим.: в расчет не принимаются поступления.
18%
2
Процентное соотношение сумм исковых требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов, относительно общих сумм по судебным спорам с налогоплательщиками.
%
Т = Тно * 100, где
Т— искомое соотношение;
Тн — сумма исковых требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов;
То — общая сумма по судебным спорам с налогоплательщиками.
16%
3
Удельный вес количества решений налоговых органов, признанных судом недействительными, в числе решений налоговых органов, вынесенных по результатам налогового контроля.
%
Р = Рно * 100, где:
Р — удельный вес количества решений налоговых органов, признанных судом недействительными;
Рн — количество решений налоговых органов, признанных судом недействительными;
Ро — количество решений налоговых органов по результатам налогового контроля.
16%
4
Снижение задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации.
%
оп — Збп) / Збп * 100
Зоп — задолженность на конец отчетного периода;
Збп — задолженность базового периода, по состоянию на 1 января 2005 года.
12%
5
Увеличение доли налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов.
%
Результаты независимого социологического исследования.
6%
6
Количество граждан и организаций, получающих информацию из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) с использованием интернет-технологий.
Ед.
По данным Журнала учета заявок на предоставление сведений, форма которого утверждена приказом ФНС России «Об утверждении методических рекомендаций по организации работ по предоставлению в электронном виде сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП».
6%
7
Доля налогоплательщиков, имеющих возможность доступа по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации о состоянии расчета с бюджетом.
%
Н = Ндс * 100, где:
Н — доля налогоплательщиков, имеющих возможность доступа по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации о состоянии расчета с бюджетом;
Нд — количество налогоплательщиков, имеющих этот доступ;
Нс — общее количество фактически отчитывающихся налогоплательщиков, ведущих финансово-хозяйственную деятельность.
11%
8
Соотношение числа жалоб по налоговым спорам, рассмотренных в досудебном порядке, вышестоящими налоговыми органами, к общему количеству исковых заявлений по налоговым спорам, предъявленных к налоговым органам и рассмотренных судами.
%
Р = Рдр * 100, где:
Р — искомое соотношение;
Рд — количество жалоб налогоплательщиков по налоговым спорам, рассмотренных в досудебном порядке, вышестоящим налоговыми органами;
Ир — общее количество судебных исков налогоплательщиков по налоговым спорам.
15%

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное