Курганская область: как преодолеть трудности?

Курганская область: как преодолеть трудности?

19.06.2007 распечатать

Курганскую область местные поэты называют воротами Сибири, поскольку она расположена на границе этого региона и Урала. Представители более прозаических профессий этот регион называют Зауральем. Осталось узнать, как живут здешние бухгалтеры.

И сторики по сей день не могут определиться с датой основания столицы Зауралья, города Кургана. Дело в том, что она варьируется между 1553-м и 1633 годами. По легенде когда-то на этом месте был раскопан древний курган, который, правда, вскоре был разграблен. Пока многие поколения местных историков неустанно и кропотливо разбираются, «откуда есть пошла» Курганская земля, горожане справляют свой любимейший праздник — 300-летие города.

Сегодня Курганская область входит в Уральский федеральный округ. Среди экономических преимуществ региона можно назвать плодородные черноземные почвы. Именно поэтому регион славится своей сельхозпродукцией. Среди основных отраслей промышленности стоит назвать машиностроение, которое представлено в основном предприятиями ВПК.

Все выше и выше, и выше!

Первый разговор состоялся с главным бухгалтером ОАО «Завод «Старт» Людмилой Титовой. С самого начала она не преминула отметить, что ее предприятие развивается довольно динамично, причем за счет освоения новых видов изделий, а не за счет увеличения выпуска уже освоенных. Это, как пояснила Людмила Михайловна, очень важный фактор в пользу развития производства. Среди этих новинок — шасси для сбора разлитой нефти, использование которого в случае аварии поможет избежать экологической катастрофы.

— Мы стараемся подстраиваться под динамично изменяющиеся условия рынка. Я работаю здесь с 1990 года и помню, как трудно приходилось заводу в те времена. Мы уменьшали амортизацию производства, самостоятельно искали партнеров. Сегодня стало легче: весь производственный процесс и учет у нас автоматизированы, отчетность сдается в электронном виде. Этот фактор способствует тому, что причин для возникновения проблем с налоговой становится все меньше. Впрочем, совсем без них, конечно, не обходится. Сейчас, например, возник спор, нужно или нет начислять ЕСН членам совета директоров. Я посчитала, что не надо. Мнения ФНС и Минфина в этом вопросе разделились. Дело дошло до Высшего арбитражного суда, но вскоре наш запрос по непонятным мне причинам вернулся на рассмотрение в область. Теперь мы ждем окончательного решения вопроса. Хотя должна сказать, что особого волнения по этому поводу мы не испытываем, ведь руководитель местной налоговой — высококлассный специалист и, думаю, вполне способен разобраться в сложившейся ситуации.

Ведь можем, если захотим!

Сельскохозяйственная деятельность тоже одна из доминирующих в Курганской области. Сложился стереотип, что аграрный сектор убыточный и дотационный. Правда, главный бухгалтер ЗАО «Картофель» Светлана Некрашевич развеяла эти мифы:

— К сожалению, государство не до конца понимает, что в стране с такими огромными посевными площадями, как у нас, необходимо гораздо больше внимания уделять сельскому хозяйству. В регионах рискованного земледелия (с глинистыми почвами, неустойчивым климатом) такая пренебрежительная и недальновидная политика может стать губительной. К счастью, наша область хотя бы природой не обделена — земли здесь действительно плодородные. Однако без упорства и четко поставленной цели успеха добиться невозможно. А земля любит постоянное внимание, только тогда можно ожидать отдачи в виде хороших урожаев и как следствие высоких прибылей. Немаловажную роль, конечно, играет и хорошо поставленный учет.

— А есть ли отличия в учете сельхозпредприятия?

— Безусловно. Конкретно на нашем предприятии эти особенности связаны с тем, что мы платим особый налог — так называемый единый сельхозналог. Мы перешли на такой вид налогообложения в прошлом году. Он освобождает предприятия аграрного сектора от уплаты налога на прибыль и НДС. Правда, такие послабления применяются только если фирма прибыльная. Впрочем, это как раз наш случай: баланс основных средств у нас порядка 40 миллионов рублей. Переход на уплату единого сельхозналога подвиг нас на установку новой бухгалтерской программы. Поскольку сельское хозяйство у нас традиционно обделено вниманием, то программные продукты в этой области представляют особую ценность.

Большую сложность для тех, кто, как и мы, перешел на единый сельхозналог, представляет некоторая неопределенность нормативных документов. Мы работаем практически вслепую.

На вопрос, не мешают ли эти пробелы в законодательстве хорошим отношениям с налоговой, Светлана Александровна охотно ответила:

— У нас с ними все гладко. Да и в конце концов законы разрабатывают не инспекторы. Они, как и мы, бухгалтеры, лишь стараются его исполнять. Наше предприятие — законопослушный налогоплательщик. Впрочем, по-другому сейчас сложно — требования налоговой ужесточаются, если, к примеру, не вовремя внести платеж, проблем не оберешься. Поэтому мы стараемся все сдавать в срок.

Момент истины

После таких положительных отзывов о местных налоговиках возникло желание пообщаться с ними. Согласие на интервью было получено довольно быстро — помогло знакомство сотрудников ведомства с нашим изданием. К моему удивлению, представители налоговой службы в Курганской области оказались на редкость самокритичными. Как выяснилось, они не почивают на лаврах, а усиленно пытаются разрешить проблемы, которых, к сожалению, тоже немало.

Мне рассказали, что среди наболевших вопросов — сдача отчетности через Интернет. Очень многим налогоплательщикам не по карману этот способ передачи данных, хотя, по словам местных налоговиков, тарифы снижены максимально. В регионе есть несколько специализированных операторов связи, однако количество перешедших на электронку не увеличивается.

Другая животрепещущая проблема — реализация нормативных и законодательных актов по земельному налогу. Результаты прошлого года показали, что те, кто пользуется земельными участками и представители местного самоуправления недовольны тем, как действует этот закон. Так, нежелание землепользователей регистрировать свои права на земельные участки влечет за собой уменьшение налогооблагаемой базы, а значит, и уменьшение поступлений в бюджет. Для разрешения этой проблемы по инициативе Управления ФНС России по Курганской области во всех районных администрациях были проведены совещания со всеми заинтересованными структурами. Завершающим моментом стало областное расширенное совещание с участием всех руководителей муниципальных органов и областной администрации, где были утверждены рекомендации по мобилизации доходов в местный бюджет.

Безусловно, есть и положительные моменты в работе представителей этого ведомства. Руководитель УФНС по Курганской области Юрий Касьяненко поделился, что объем налоговых платежей в федеральный, региональный и местный бюджеты постоянно растет:

— Причем это повышение явно выше инфляции, — замечает Юрий Григорьевич. — К примеру, в I квартале этого года большая часть прироста (54%) получена за счет налогового администрирования. В области уменьшается число предприятий, которые не платят налогов, а также тех, которые влачат жалкое существование. В прошлом году прошли процедуру банкротства более двухсот предприятий, но это так называемые «отсутствующие должники»: у них давно нет имущества, они брошены. Это делается в рамках государственной программы, от таких фирм нужно очистить экономическое поле для того, чтобы мы на них не рассчитывали, и на освободившемся экономическом пространстве можно было заниматься полезным делом.

Глава регионального УФНС отметил, что поскольку регион сельскохозяйственный, то этим и обусловлена специфика налогообложения в Курганской области:

— Несколько лет назад основная доля поступлений в бюджет принадлежала тем, кто работает в аграрном секторе. Сегодня большая часть бывших колхозов и совхозов, поменявших впоследствии организационно-правовую форму на ТОО и ООО, обанкротилась. На смену пришел малый и средний бизнес, а вместе с ним специальные налоговые режимы. Поэтому сейчас более половины поступлений в бюджет приходится на НДФЛ. А это значит, что одно из основных направлений в нашей работе — легализация заработной платы.

Желание налогоплательщиков платить как можно меньше налогов понятно. Однако в отношении ЕСН и страховых взносов в Пенсионный фонд это желание можно смело назвать преступным, поскольку эти налоги имеют социальную направленность и затрагивают интересы практически каждого из нас.

— А что конкретно ваше ведомство делает для того, чтобы пресечь практику сокрытия доходов граждан?

— В прошлом году на основании показателей отчетности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование мы выявили почти четыре тысячи налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума. Всем им были направлены письма о необходимости доведения заработной платы до уровня не ниже прожиточного минимума. Должен отметить, что большинство плательщиков отнеслись к этому ответственно и внесли изменения в штатные расписания в части увеличения заработной платы. Тех же руководителей, которые проигнорировали уведомления из налоговых инспекций, мы пригласили на заседания комиссий, которые работают в межрайонных инспекциях и в Управлении ФНС России по Курганской области. Естественно, к тем, кто по-прежнему платит низкую зарплату своим сотрудникам, приходят с проверками. Отмечу, что в 2007 году мы сравниваем заработную плату не только с величиной прожиточного минимума, но и с размером заработной платы, выплачиваемой работодателями аналогичной отрасли.

— А насколько легко налогоплательщикам взаимодействовать с контролирующими органами?

— В последнее время довольно просто. После реорганизации нашей службы произошло укрупнение налоговых инспекций по территориальному признаку. Первоначально были трудности в получении актов сверки, свидетельства о постановке на налоговый учет, справок, но после установки программного комплекса по удаленному доступу многие проблемы разрешены. В настоящее время налогоплательщик может получить полную информацию, необходимую для осуществления своей деятельности в территориально обособленном участке, не обращаясь в головной офис.

Что касается непосредственно бухгалтеров, то для них своевременно проводятся семинары, выпускаются памятки и листовки, в средствах массовой информации регулярно появляются материалы, адресованные налогоплательщикам. Телефоны справочной службы есть в каждой налоговой инспекции. Работает такой телефон и в областном управлении. Практикуем «горячие линии», «телефоны доверия». Звонков и сообщений поступает достаточно много, а это значит, что наши налогоплательщики не безразличные люди.

Высокие технологии?

Желая убедиться в справедливости слов моего собеседника по поводу проблем со сдачей отчетности через Интернет, решено было пообщаться еще с несколькими бухгалтерами. Большинство из них действительно предпочитают сдаваться по старинке.

Одним из таких финансистов оказалась Татьяна Корнеева, главный бухгалтер ООО «Орбита-Телеком». Она заметила, что хотя ее компания оказывает интернет-услуги, но в своей бухгалтерской работе они пока не решаются использовать достижения технического прогресса. Большой необходимости пока нет — штат сотрудников недостаточно велик для перехода на электронку. Да и налоговая не настаивает.

— И вообще могу с уверенностью сказать, что с налоговиками мы дружим. Отчетность сдаем вовремя, налоги все платим. Впрочем, иногда не обходится без нареканий в их адрес. Не так давно, например, из-за задержек с информированием налогоплательщиков едва не сорвалась сдача квартального отчета. Плюс ко всему постоянные нововведения в Налоговый кодекс не прибавляют нам уверенности в завтрашнем дне, приходится постоянно держать руку на пульсе. Наша работа сама по себе предполагает мобильность, а тут и вовсе вертимся как белка в колесе.

Реклама — двигатель торговли

Главный бухгалтер рекламного агентства «Квартал» Вера Ливанова рассказала, что они тоже сдают отчетность старым проверенным способом. По ее словам, никаких особенностей в плане налогообложения у предприятия нет: «Квартал» применяет ЕНВД. Впрочем, даже с таким «простым» видом налогообложения трудностей с налоговой, по признанию Веры Николаевны, не убавилось:

— Года четыре назад придешь, бывало, к инспектору, исправишь ошибки вместе, а сейчас ввели новый регламент общения с налоговиками, и встретиться с представителями налоговой стало затруднительным. Если возникает какая-то проблема, правды не найдешь. Пишем бесконечные запросы, гоняют нас из кабинета в кабинет и зачастую бывает так, что уходим ни с чем. Постоянно меняющееся налоговое законодательство тоже не облегчает нам жизнь. Конечно, есть у нас аудиторы, но заручиться их поддержкой мы не можем — дороговато.

— А не собираетесь ли вы переходить на электронный вид сдачи отчетности?

— Да, в скором времени перейдем. Налоговая уже предупредила нас, что со следующего года в любом случае придется это сделать.

Факты — вещь упрямая

После разговора с Верой Ливановой состоялся интересный разговор с руководителем регионального отделения «ОПОРы России», Иваном Камшиловым. Помимо руководства этой общественной организацией, Иван Александрович возглавляет комиссию городской думы по предпринимательству и потребительскому рынку. Он рассказал о состоянии малого предпринимательства в Курганской области. Сложилось впечатление, что малый бизнес здесь явно нуждается в поддержке. Сразу было понятно, что ситуацией мой собеседник владеет досконально: он привел цифры, факты, свидетельствующие о плачевном состоянии этой отрасли экономики.

Иван Александрович с сожалением отметил, что в целом по Уральскому федеральному округу и по Курганской области, в частности, уровень развития малого предпринимательства ниже, чем в среднем по России. Малый бизнес приносит примерно 10–12% всей производимой продукции региона. Он совершил несложные подсчеты, в результате которых выяснилось, что в малом бизнесе в Курганской области задействован каждый четвертый представитель трудоспособного населения. Согласно статистическим данным, в 2006 году от сферы малого бизнеса поступило в бюджет 150 миллионов рублей, рост составил 35%. Однако Иван Александрович полагает, что эта цифра занижена, так как при подсчетах не учитывались поступления от НДФЛ, земельного налога, налога на имущество и некоторые другие поступления. Несмотря ни на что, малый бизнес активно развивается, и по утверждению главы Курганского отделения «ОПОРы», мог бы развиваться еще лучше. Уже сегодня малый бизнес задействован во всех сферах экономики.

— Радует, что участники малого бизнеса пекутся не только о собственном благополучии, собственных прибылях, но и о благоустройстве города. Однако за последние годы существенного роста количества малых предприятий не наблюдается, его доля в общем объеме продукции стабилизировалась, а в розничной торговле даже уменьшилась, за счет того, что малые предприятия подобного рода постепенно вытесняются торговыми сетями, а микрорынки закрываются. Думаю, что перспектив у малого бизнеса в сфере торговли и общественном питании не предвидится. Зато другие отрасли инфрастуктуры города и области обещают рост.

— А каковы основные проблемы, с которым сталкивается малый бизнес в вашем регионе?

— Проблемы наши такие же, как, наверное, и в других регионах. В первую очередь это недостаток поддержки со стороны властей: недавно в Программу развития предпринимательства направлено на три года всего 1,5 миллиона рублей, а в прошлом году на эти цели израсходовано всего около 200 тысяч рублей. Не радует и то, что местные власти подчас не только не помогают, но и открыто мешают. Наша организация не так давно проводила акцию «Тормозной башмак малого бизнеса». Результаты были впечатляющие: оказалось, что только ленивый не ставит палки в колеса бизнесменам. Это более 40 различных структур и практически каждый руководитель любого структурного подразделения власти. Особенно усердствует Отдел торговли городской администрации, который занял первое место, а его начальник стал первым среди чиновников, тормозящих малый бизнес.

— Есть у нас проблемы с получением кредитов, особенно для начинающих предпринимателей. Сложно арендовать помещение, ведь вся прибыль подчас уходит на оплату аренды. Приватизация муниципального имущества вытесняет малые предприятия, так как на аукционах они не могут соперничать с крупным бизнесом. Нет у нас бизнес-инкубаторов. Впрочем, в результате недальновидной политики местных властей не предвидится даже перспектив их создания. Кроме того, более половины бюджета области формируется за счет дотаций и трансфертов. Вот и не остается на программы развития малого предпринимательства средств. Из федерального бюджета мы тоже особой поддержки не получаем. Обидно, что в соседних регионах на эту сферу направляют десятки миллионов рублей и такие же суммы получают из федерального бюджета, а мы этого почему-то лишены. Но люди, конечно, не унывают: глаза боятся — руки делают. В области практически во всех районах приняты программы поддержки малого предпринимательства. Но повторюсь: на голом энтузиазме далеко не уедешь, нужны средства.

Справедливости ради хочу заметить, что у нас действует щадящий налоговый режим в рамках ЕНВД (в чем немалую роль сыграла комиссия городской думы). Но этих мер явно недостаточно. К сожалению, чиновники живут сегодняшним днем и не понимают, что рубль, вложенный в поддержку малого предприятия, даст завтра два рубля, послезавтра четыре и так далее.

Несмотря на не совсем радужную картину, остается надежда, что местные чиновники и предприниматели перестанут уповать на помощь федеральных властей, а попробуют идти рука об руку, чтобы их край расцвел еще краше.

Татьяна ИЩЕНКО

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.