Опытный инспектор сразу увидит, где ошибка в  декларации

Опытный инспектор сразу увидит, где ошибка в декларации

05.06.2007

В этом году вступило в силу немало поправок в Налоговый кодекс. Ряд из них затронул правила проведения камеральных и выездных налоговых проверок. О плюсах изменений рассказал читателям заместитель начальника Отдела контрольной работы УФНС по Московской области Михаил Михайлов.

— Михаил Николаевич, 1 января вступил в действие закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ, который сильно изменил порядок проведения камеральных проверок. Как именно?

— Можно сказать, что налоговое законодательство повернулось лицом к налогоплательщику. Напомню: камеральная проверка проходит на основании статьи 88 Налогового кодекса. Если раньше в ней был достаточно сжато изложен порядок проведения камеральных налоговых проверок, то сейчас объем этой статьи значительно расширен: более четко регламентирован порядок взаимоотношения налогоплательщика с налоговым органом. Это послужило на пользу налогоплательщикам — новый порядок помогает бухгалтерам правильно начислять, а организациям своевременно платить налоги.

— Каким образом?

— Основное новшество: если налогоплательщик подает декларацию, а инспектор видит, что в ней неполностью отражены сведения, то ИФНС затребует от налогоплательщика пояснения по поводу этой декларации. Ранее норма была другая: у фирмы истребовали документы, о пояснениях ничего не говорилось, хотя другими положениями Налогового кодекса прописано право инспекторов на получение объяснений у налогоплательщиков. Сейчас требование о пояснении записано очень четко.

— Что дает это налогоплательщику?

— С одной стороны, бухгалтеру лишние хлопоты — надо писать это пояснение. С другой стороны, это позволяет вовремя увидеть пропущенные ошибки в налоговой отчетности. Ведь бухгалтеры зачастую спешат, торопятся. Порой на заполнение декларации даже времени не остается. В результате допускают всякие неточности. Данное пояснение позволяет налогоплательщику еще раз задуматься о том, что он написал в декларации. Статья 88 кодекса прямо говорит о праве налогоплательщика на представление этого пояснения и при необходимости на представление в налоговый орган уточненной налоговой декларации. То есть если бухгалтер видит эти ошибки, то он сам может уточнить свои налоговые обязательства.

— Почему это важно?

— Казалось бы, отчитался и все, никаких хлопот нет. Но сами понимаете, ошибки в налоговой отчетности ведут к тому, что налогоплательщик попадает на контроль к инспектору. Вся информация об ошибках накапливается и обрабатывается. У налоговых органов есть программные продукты для обработки деклараций в электронном виде — выявления этих неточностей. Иначе говоря, фирма становится первоочередным кандидатом на выездную налоговую проверку.

Главная цель налоговых органов — не провести как можно больше проверок, а собрать как можно больше налогов. Если плательщик добросовестно и правильно исчисляет все налоги, выездной проверки он может не опасаться. Вряд ли она будет даже запланирована в отношении него, ведь ее назначают именно исходя из ошибок в налоговой декларации. Когда инспекторы приходят на выездную проверку, они обычно знают, какие неточности могут быть. Поэтому пояснения эти очень важны для налогоплательщиков. Бухгалтер может исправить декларацию, тем самым сняв с фирмы возможный контроль в части проведения выездной налоговой проверки.

Если налогоплательщик добросовестный, то важно правильно и вовремя полностью платить налоги, не допуская никаких ошибок. Тогда никаких проблем не будет, потому что назначение выездной проверки отодвинется на далекую перспективу. Если бухгалтер не представляет пояснений, то он ставит организацию в положение, когда налоговые органы также могут провести проверку этой декларации, только иным способом. Не секрет, что налоговые органы обладают большой базой информации о своих налогоплательщиках, получаемой от разных источников: других государственных служб, контрагентов фирмы. Потому что, если налогоплательщик не представляет пояснения, это не запрещает ИФНС получить информацию от других источников и провести камеральную проверку.

— То есть встречную налоговую проверку?

— Несмотря на схожесть терминов, это не будет встречной налоговой проверкой как таковой. В Налоговом кодексе сейчас отсутствует такое понятие. Есть термин «истребование документов у контрагентов». Тем не менее суть практически не изменилась, налоговым органам не запрещено это делать. Более того, инспекторы активно пользуются подобными мероприятиями встречного контроля. Потому что если налогоплательщик не может сам разобраться в своей отчетности, то налоговые органы ему помогут. Опытный инспектор сразу увидит, где ошибка в налоговой декларации. Однако пояснение необходимо, потому что у налогоплательщика может быть типичный недочет, но всегда мы можем столкнуться и с нетипичной ошибкой в налоговой отчетности. Для этого и нужны представление пояснений и при необходимости уточненная налоговая отчетность.

— Какие нестандартные ошибки допускают налогоплательщики?

— Например, нетипичный случай — технически неправильное заполнение декларации, то есть разноска данных не в нужные строчки. Вместе с тем такое происходит очень часто. Предугадать, в какую строку бухгалтер способен разнести сумму при смещении строк в ходе заполнения налоговой декларации, не может никто. Тем более строки (графы) могут быть смещены в компьютере. То есть по порядку, не по смыслу. По смыслу инспектор поймет, что сумма определенных строк должна быть, предположим, равна итоговой строке и ее неравенство указывает на ошибку в заполнении налоговой декларации, а вот если строки смещены по порядковому номеру, порой требуется пояснение налогоплательщика.

Именно новые требования кодекса позволяют налогоплательщику чувствовать себя более комфортно. Он всегда может вовремя обратить внимание на ошибки, исправить их и правильно заплатить налог. Если бухгалтер этого не сделает, то налоговый орган сделает это самостоятельно, но тогда фирму ждут штрафные санкции и привлечение к ответственности. Однако гораздо хуже, если в этом налоговом органе останутся вопросы к отчетности предприятия, которые не будут сняты. Не секрет, что ошибки переходят из одного налогового периода в другой. Если налогоплательщик вовремя не исправит недочет, то он перейдет в следующий отчетный период.

— Пользуются ли этой возможностью фирмы и индивидуальные предприниматели?

— Да, налогоплательщики довольно часто прибегают к новой возможности. По итогам сдачи годовой и квартальной отчетности возросло количество уточненных налоговых деклараций. Это положительная динамика как для бюджета, так и для добросовестных налогоплательщиков, которые не имеют своей целью скрыть налоги.

— Много ли ошибок допускают бухгалтеры, ведь формы отчетности поменялись?

— Достаточно. Трудно сказать, какие из них типичные — в каждом налоге своя ситуация.

— Какие изменения в кодексе направлены в помощь налоговым органам при проверках?

— Новый Налоговый кодекс принимался большей частью на пользу налогоплательщику. Например, срок представления документов на выездную проверку увеличился с 5 до 10 дней — это большое благо для компаний.

Кроме того, налогоплательщик получил право отслеживать правильность действий налогового органа. Теперь по результатам камеральной проверки составляется акт, ранее сразу выносилось решение. В статье 100 Налогового кодекса в прежней редакции было прописано, что акт относился только к выездной налоговой проверке. Теперь акт составляется и при камеральной налоговой проверке. Его вручают фирме, и она может представить по нему возражения в ИФНС. Ранее такое разбирательство отсутствовало. Был один путь: обжаловать решение в вышестоящем налоговом органе либо в суде. Сейчас возражения по нему можно представить в ИФНС. То есть налогоплательщик вправе активно участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки — его обязательно пригласят.

Более того, сейчас приглашают на рассмотрение материалов налоговой проверки, даже если нет возражений. Представитель фирмы может присутствовать при рассмотрении материалов проверки и давать свои замечания. Хотя, как правило, этого не происходит, так как все налогоплательщики возражения представляют в письменном виде. Тем не менее такое право есть и оно очень важно для налогоплательщика, потому что тем самым он привлекается к процессу рассмотрения материалов и общается с налоговыми инспекторами и руководителем налогового органа, выносящим решение. Решение выносят по результатам рассмотрения. В Налоговом кодексе подробно расписан порядок его вынесения, обжалования и вступления в действие. Что также защищает налогоплательщика от непродуманных действий отдельных представителей налоговых органов.

— Проводят ли налоговые органы проверки убыточных организаций? Насколько такие меры эффективны?

— В нормальных экономических условиях организация не может работать длительное время с убытком. Следовательно, при наличии у организации в нескольких налоговых периодах убытка можно с большой долей вероятности предположить неучтение, то есть сокрытие этой организацией своих доходов и расходов. Естественно, налоговые проверки (камеральные и выездные) убыточных организаций достаточно часто выявляют налоговые правонарушения.

БИОГРАФИЯ

Михаил Михайлов родился в Москве в 1962 году. Окончил Московский институт народного хозяйства им. Плеханова в 1986 году.

В Управлении Федеральной налоговой службы по Московской области работает с 1991-го. Начал свою трудовую деятельность государственным налоговым инспектором. Сегодня трудится заместителем начальника Отдела контрольной работы подмосковного УФНС.

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации II ранга.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное