Правила движения по «встречке»

Правила движения по «встречке»

21.05.2007

Несмотря на то, что из Налогового кодекса исчезло упоминание о встречных проверках, инспекторы по-прежнему вправе требовать документы о какой-либо сделке у контрагентов фирмы. Более того, полномочия ревизоров, наперекор утверждениям многих чиновников, даже возросли. Поэтому стоит позаботиться о том, как избежать последствий подобных контрольных мероприятий.

С 2007 года круг лиц, у которых инспекторы могут провести «встречку», значительно расширился. Так, истребовать документы налоговики могут не только у деловых партнеров проверяемой компании, но и у других лиц, располагающих сведениями о ее деятельности. Кроме того, у контролеров появилось право требовать дополнительную информацию, касающуюся бизнеса проверяемой фирмы. Такие выводы можно сделать из положений статьи 93.1 Налогового кодекса.

Как правило, налоговики организуют «встречки», если документы проверяемой фирмы вызывают у них сомнения, например, нечетко заполнены, содержат много исправлений и т. д. Кроме того, не избежать ее и в том случае, если у инспекторов появляются основания предполагать, что полученные по сделкам с контрагентами товары не оприходованы, сокрыта выручка от их реализации, не отражены на счетах бухгалтерского учета результаты товарообменных и иных безденежных операций и т. д. Дабы удостовериться в том, что те или иные операции в действительности осуществлялись, налоговики и затевают сверки. При этом они сопоставляют документы проверяемой организации с бумагами ее партнеров и определяют, есть ли между ними расхождения.

Вероятность проведения встречных проверок повышается, если:

  • контрагентом компании является крупнейший налогоплательщик;
  • организация ликвидируется;
  • у налоговой инспекции имеется поручение правоохранительного органа;
  • фирма предъявила к вычету крупные суммы НДС.

Налоговый кодекс не ограничивает сроки проведения встречки. В то же время зачастую она проводится в рамках выездной или камеральной проверки, а значит, ее продолжительность должна «вписываться» в их общие сроки.

Порядок истребования документов

Налоговое законодательство не обязывает инспекцию выносить специальное решение о назначении встречной проверки, как, например, при выездной. В случае со «встречкой» ИФНС, осуществляющая налоговую проверку, попросту направляет письменное поручение об истребовании документов, касающихся деятельности интересующей ее фирмы, в территориальный налоговый орган по месту учета последней (п. 3, ст. 93.1 НК). При этом в поручении указывается, при проведении какого именно мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов. К тому же, если запрашиваемая информация относится к конкретной сделке, то указываются еще и сведения, позволяющие идентифицировать ее.

Затем территориальный налоговый орган в течение пяти дней с момента, как он получит поручение, должен направить соответствующей фирме требование о представлении документов. К нему обязательно прилагается копия поручения об истребовании бумаг (п. 4 ст. 93.1 НК).

Какой-либо жесткой формы у требования о представлении документов нет. В то же время при его оформлении налоговики должны четко придерживаться перечня запрашиваемых документов, иначе оно может быть признано судом недействительным (даже если налогоплательщик по каким-либо причинам не представил запрашиваемые документы в налоговый орган или нарушил сроки их подачи). Например, установив, что направленные фирме требования не содержали конкретного наименования и количества запрашиваемых документов, а необходимость их истребования не была пояснена, суд отказал инспекции в иске, предусматривающем штраф за несвоевременное представление документов (постановление ФАС Уральского округа от 17 марта 2004 г. № Ф09-939/04-АК).

Обычно налоговики вручают требование лично в руки, чтобы получить от организации подтверждение того, что она принесет запрашиваемые бумаги. Если это невозможно по каким-либо причинам, то требование направят по почте на юридический адрес компании. Поэтому, если этот адрес не совпадает с фактическим, фирме надо позаботиться о том, чтобы ей сообщали о приходящей корреспонденции. В противном случае она может не узнать о требовании и будет оштрафована. Правда, если инспекторы отправили требование письмом без уведомления о вручении, то наказать фирму за непредставление запрошенных сведений нельзя.

Представляем документы

Фирма, которой адресовано требование о представлении документов, обязана в течение пяти рабочих дней либо представить копии запрашиваемых бумаг, либо сообщить, что не располагает ими (п.2, 5, ст. 93.1 НК). Копии заверяются подписью руководителя предприятия (или иного уполномоченного лица) и печатью организации. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

За отказ предоставить информацию компании грозит штраф в размере 1000 рублей, а при повторном нарушении в течение календарного года — 5000 рублей (ст. 129.1 НК). Не следует забывать и о том, что ст. 94 НК дает налоговикам право изъять документы принудительно.

Чем опасна «встречка»

Организации, у которой запрашивают документы, в принципе ничего не грозит, так как проверяют не ее. Поэтому прятаться от налоговиков не имеет смысла. Если между документами вашей организации и бумагами ее контрагентов, по которым провели встречные проверки, нет расхождений, — все в порядке. В противном случае вам следует продумать приемлемое объяснение, отчего возникли расхождения. Например, можно сказать, что бухгалтер контрагента, у которого налоговики запрашивали документы, допустил арифметическую или техническую ошибку, потерял какие-то бумаги и т. д.

Единственное, что могут сделать налоговики, если найдут какие-либо нестыковки в полученных бумагах, — включить фирму в график выездных проверок на следующий квартал. Но бывает это не часто. Оштрафовать вашу компанию по результатам встречной проверки можно только за непредставление документов и сокрытие дополнительной информации.

Встречная проверка может быть проведена и у вашего делового партнера. Возможен вариант, когда поиск вашего партнера не увенчается успехом. Тогда налоговики могут отказаться принять документы «потерявшегося» контрагента в качестве подтверждения расходов фирмы. Например, не примут к вычету НДС, уплаченный в составе этих расходов. Правда, в суде это недоразумение можно решить в свою пользу. Практика показывает, что арбитры в подобных вопросах обычно встают на сторону предприятия. Основной их довод: налогоплательщик не может отвечать за своих партнеров. Тому есть подтверждение в виде обширной арбитражной практики. Например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 сентября 2001 г. № А56-3855/01 или постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 марта 2003 г. № КА-А41/1306-03.

Получив требование от налоговиков, организации-контрагенту лучше связаться с проверяемой фирмой, согласовать свои действия и еще раз сверить запрашиваемые документы. Согласованные действия во время встречной проверки очень важны, так как если данные контрагента по каким-то причинам не совпадут с данными проверяемой фирмы, последствия для последней могут быть весьма нежелательными (фирма-контрагент может попасть под подозрение «своих» налоговиков).

Довольно часто инспекторы просят представить не только документы, но и составить различные обобщающие таблицы. Тем самым они хотят переложить на фирму часть своей работы по анализу и проверке бумаг. Это требование можно проигнорировать: оштрафовать организацию налоговики не смогут, так как сводные таблицы документами не считаются. Но если составить такие таблицы для вас несложно, попросите на это у проверяющих дополнительное время, которое вы сможете использовать с пользой для себя и своих партнеров по бизнесу.

Случается, что налоговики указывают в своем требовании сроки, которые составляют менее пяти дней с того момента, как фирма получила требование на представление документов. Такие действия тоже незаконны, и взыскать штраф через суд проверяющие не смогут (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 мая 2002 г. № А42-1401/02-23). Контролеры не вправе взыскать штраф через суд и в случае, если письменное требование вообще не было вручено или отправлялось по почте. Без него организация не обязана нести документы в инспекцию.

М. Шафранская, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное