«Иностранная первичка»

«Иностранная первичка»

18.05.2007

Фирмы, осуществляющие расчеты с использованием иностранной валюты или в условных единицах, сталкиваются со множеством проблем. И это не только сложность исчисления и отражения в учете суммовых разниц, но и документальное оформление подобных операций. Могут ли компании выписывать «первичку» в валюте?

Дополнительный счет-фактура

Если на дату оплаты курс иностранной валюты к рублю увеличится, то на полученную суммовую разницу продавец обязан выписать дополнительный счет-фактуру в одном экземпляре и зарегистрировать его в Книге продаж. Такое правило установлено постановлением правительства от 2 декабря 2000 г. № 914. Следовательно, документ покупателю предоставлять не нужно.

При возникновении отрицательной суммовой разницы налоговая база по НДС не уменьшается. Таким образом, документ составлять не следует.

Чтобы не оформлять лишний счет-фактуру, можно его выписать в иностранной валюте. При этом запрета на составление документа в условных единицах налоговое законодательство не содержит. В пункте 7 статьи 169 Налогового кодекса прямо предусмотрена такая возможность. Кроме того, налоговики подтверждают это письмом ФНС от 19 апреля 2006 г. № ШТ-6-03/417.

Позиция ведомства

Составление документов в иностранной валюте вызывает массу споров. Так, в письме от 12 января 2007 г. № 03-03-04/1/866 финансовое ведомство указало, что первичные документы должны быть составлены в рублях. Свое мнение оно обосновывает тем, что требования к их оформлению установлены пунктом 1 статьи 8 закона от 21 ноября 1996 г. № 129-Ф. В нем указано, что бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях.

Таким образом, первичный учетный документ должен быть составлен в российской валюте. Кроме того, чиновники считают, что аналогичные требования предъявляются к регистрам налогового учета. Данные выводы соответствуют и прежним высказываниям Минфина, изложенным в письме от 11 ноября 2003 г. № 16-00-14/56. Такой же позиции придерживается Росстат в письме от 31 мая 2005 г. № 01-02-9/381. Следовательно, заполнение «первички» в иностранной валюте будет являться нарушением требований законодательства.

Спорим с Минфином

Однако в этой ситуации возможна и иная точка зрения. Так, все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Причем нормами законодательства не предусмотрено требование обязательного составления первичных документов в российской валюте. Так, в законе о бухучете, на который ссылается Минфин, сказано, что именно ведение бухгалтерского учета в валюте запрещено. Однако оформление первичного документа и отражение операций на счетах — это совсем разные вещи. Так, под бухгалтерским учетом понимают «упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций». Причем регистрации подлежат хозяйственные операции и результаты инвентаризации. А первичные документы служат основанием для ведения бухучета, который осуществляется путем двойной записи.

Пути решения

Из любой ситуации можно найти достойный выход. Так, для оформления хозяйственных операций нужно использовать бланки, которые утверждены органами статистики. Однако Альбом унифицированных форм не содержит бланков «первички» для оформления расчетов по сделкам, выраженным в иностранной валюте, оплата по которым производится в рублях. То есть в этом случае можно в документе указать, например, так: «Эквивалентно 1000 долларов США». При этом нельзя будет считать документ заполненным в условных единицах или валюте других государств, скорее в нем просто будет указан порядок расчета стоимости в рублях.

Помимо этого для удобства размещения и обработки информации фирма вправе, например, расширить (сузить) либо добавить строки и столбцы, включить дополнительные реквизиты в документ. Эта возможность предусмотрена Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным постановлением Госкомстата от 24 марта 1999 г. № 20. Поэтому если в документах будут указаны цены как в рублях, так и валюте или условных единицах, то налоговики не смогут придраться. Внесение таких поправок в унифицированные формы обязательно нужно оформить приказом (распоряжением) организации при составлении учетной политики. Такой вывод содержит письмо УФНС по г. Москве от 14 декабря 2005 г. № 20-12/93198 (текст этого документа вы найдете в справочной правовой системе КонсультантПлюс).

Однако самый простой способ уйти от разногласий с налоговиками — это попросту отказаться от сделок в иностранной валюте и перейти на расчеты в рублях. Но вряд ли все поставщики пойдут на это. Покупатель в такой ситуации при заключении договора контрагентом может потребовать, чтобы в соглашении между сторонами было указано, что контрагент обязуется оформлять документы только в рублях. А за нарушение договора положен штраф. В этом случае вы обезопасите себя от ненужных проблем с контролирующими органами.

Т. Барсуков

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное