Инспектор на выезде: подготовьтесь к приему

Инспектор на выезде: подготовьтесь к приему

06.04.2007

Получить предписание о выездной налоговой проверке для бухгалтера всегда неприятно — независимо от того, плановая она или нет. И хотя каждый конкретный случай не похож на остальные, есть общие правила, которые надо соблюсти, если в двери фирмы стучит ревизор.

Нежданное «счастье»

В редакцию журнала «Московский бухгалтер» пришло письмо от главбуха, которому предстоит выездная налоговая проверка. Читательницу интересовало, как инспекторы проводят сегодня ревизию – на что следует обратить особое внимание, а что вообще несущественно:

– Какие документы требуют с самого начала? Хочется расставить для себя приоритеты, понять – какому участку уделить большее внимание.

Главная цель выездной проверки – контроль соблюдения фирмой налогового законодательства. Мероприятия в отношении одной организации могут проводиться по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК). Инспекторы проверяют правильность начисления и своевременность уплаты налогов (п. 4. ст. 89 НК). Кстати, в этом году процедура налоговых ревизий по сравнению с прошлогодними правилами существенно изменилась.

Решение о проведении проверки выносит руководитель инспекции или его заместитель, напоминает юрисконсульт юридического центра «АННЭКСУС» Светлана Михальченко:

– Оно должно содержать полное и сокращенное наименования предприятия, предмет проверки (сведения о налогах, подлежащих ревизии), обследуемые периоды, а также данные инспекторов (п. 2 ст. 89 НК).

Кстати, содержание решения иногда бывает любопытным. Например, одному из наших читателей пришел документ, в котором ИФНС указала, что цель выездной проверки – проконтролировать «соблюдение налогового законодательства».

Налоговиков могут заинтересовать только 3 календарных года деятельности фирмы, непосредственно предшествующих году проведения проверки (п. 4 ст. 89 НК), рассказывает Светлана Михальченко. Несмотря на это, инспекторы вправе запросить документы и за налоговые периоды текущего года. Это подтверждает Высший Арбитражный Суд (постановление ВАС от 28 февраля 2001 г. № 5).

За год ИФНС имеет право провести лишь 2 проверки. Однако есть исключения из правила. Например, если руководитель инспекции решает провести выездную налоговую проверку налогоплательщика сверх указанного ограничения (п. 5 ст. 89 НК). Также ревизию сверх нормы может инициировать вышестоящий налоговый орган (УФНС) для контроля за деятельностью проверяющей инспекции (п. 10 ст. 89 НК). Проверку вправе сделать и «родная» ИФНС, получившая от фирмы уточненную декларацию, в которой указана меньшая сумма налога по сравнению с ранее заявленной. Причем проверяется в таком случае только указанный в документе период. Кроме того, не избежать появления сотрудников налогового ведомства на предприятии, если его реорганизуют или ликвидируют (п. 11 ст. 89 НК), поясняет Светлана Михальченко:

– Выездная налоговая проверка является обязательным элементом процедуры ликвидации юридического лица.

Несите документы!

Максимальная продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать 2 месяцев (п. 6 ст. 89 НК). Но инспекторы могут продлить ее срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев. Согласно действующему письму МНС от 29 апреля 2004 г. № 06-4-03, основаниями для увеличения срока выездной проверки могут быть ревизия крупнейших компаний, форс-мажорные и иные исключительные обстоятельства, а также если полученная в ее ходе информация требует уточнения.

Инспекторы вправе не только продлить срок ревизии, но и приостановить его проведение. Оснований несколько: требование документов у контрагентов проверяемой фирмы (аналог отмененной встречной проверки), экспертиза и перевод данных, представленных организацией на иностранном языке (п. 9 ст. 89 НК). Максимальный период, на который выездная налоговая проверка может быть остановлена, не должен превышать 6 месяцев. В случае, когда необходимо получить информацию от иностранных госорганов, вполне реально его увеличение еще на 3 месяца.

Очень часто возникает вопрос о том, могут ли налоговые органы изымать оригиналы документов при проведении выездной проверки? По общему правилу, проверяющие вправе истребовать копии документов, рассказывает Светлана Михальченко:

– Требование должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Его подписывает инспектор и передает налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения. При его получении налогоплательщику рекомендуется указать дату получения требования как в своем экземпляре, так и в экземпляре ИФНС. Документы должны быть представлены в 5-дневный срок с момента получения требования.

– В случае отказа фирмы передать документы, – продолжает Светлана Михальченко, – ИФНС может произвести выемку документов, а налогоплательщика оштрафовать. Ее можно осуществить только на основании мотивированного постановления должностного лица ИФНС, при этом такое постановление утверждает руководитель (заместитель) налогового органа. Изъятые документы должны быть перечислены и описаны в акте выемки или прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.

Бухгалтер может представлять инспекторам копии документов, заверенные своей подписью, минуя нотариуса (ст. 93 НК). Предприятие должно передать бумаги в течение 10 дней с момента вручения требования (раньше было 5 дней). Поскольку некогда существовала неопределенность, как следует исчислять данный срок, Минфин в письме от 23 ноября 2005 г. № 03-02-07/1-317 разъяснил, что речь идет о календарных днях (с текстом этого документа вы можете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс).

Если фирма не в состоянии выполнить требование инспекторов в срок, она вправе письменно проинформировать налоговиков об этом. На основании уведомления от фирмы ИФНС может как продлить срок представления документов, так и отказать. При этом руководитель организации вправе обжаловать отказ в судебном порядке. Кстати, сегодня несогласие предприятия передать запрашиваемые бумаги (передача их не в срок) признается налоговым правонарушением (п. 4 ст. 93 НК).

Решение – по заслугам!

В последний день выездной проверки налоговик должен составить справку, которую вручит представителю организации. В документе отражают сроки и предмет ревизии (п. 15 ст. 89 НК). Справку могут отправить и заказным письмом по почте, если фирма уклоняется от ее получения.

После этого в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведении выездной налоговой проверки сотрудники ИФНС готовят акт по установленной форме (п. 1 ст. 100 НК). Его подписывают инспекторы и представители фирмы. В акте указывают наименование организации, период проверки, вид налога, даты начала и окончания ревизии и другие сведения (п. 3 ст. 100 НК). Детально определяет порядок составления этого документа действующая инструкция МНС № 60 (утверждена приказом МНС от 10 апреля 2000 г. № АП-3-16/138), отмечает Татьяна Львова.

Акт вручают под расписку представителю организации. В случае уклонения от его получения документ высылают заказным письмом по почте. Датой вручения письма считается 6-й день с момента его отправки (п. 5 ст. 100 НК). В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, представитель организации вправе в течение 15 дней со дня его получения представить в инспекцию письменные возражения.

Статья 101 Налогового кодекса подробно описывает процедуру принятия решения по результатам проверки. Руководитель ИФНС или его заместитель должен при рассмотрении ее материалов выяснить, были ли нарушения и есть ли основания для привлечения лиц организации к ответственности. Также инспектор обязан изучить обстоятельства, смягчающие вину. Если необходимы еще доказательства, принимается решение о проведении дополнительных мероприятий, которые могут продлиться не более месяца. Причем ранее такое заключение выносилось по результатам налоговой проверки, а сейчас – в ходе рассмотрения ее материалов. Если представители фирмы не были к этому допущены и не могли дать объяснения, окончательное заключение может быть отменено.

По результатам налоговых мероприятий теперь выносится только одно из двух решений: либо о привлечении к налоговой ответственности, либо об отказе в этом. Оно вступает в силу после 10 дней с момента вручения его представителю фирмы. Для его исполнения ИФНС направляет организации требование об уплате налога, пеней и штрафа. Наказание фирмы зависит от степени ее вины перед законом. Оно, вопреки распространенному мнению, не всегда бывает сильным и жестким. Случается, что наказаний и доначислений получается избежать вовсе. Например, бухгалтер одной из столичных фирм прошла две сплошные документальные проверки и не получила ни одного штрафа:

– Результат – возврат экспортного НДС. В первый раз проверка длилась около месяца, так как проводили встречную и передавали документы в налоговую полицию (как проговорился инспектор). Второй раз – около 3 недель: начал рядовой инспектор, закончил проверку начальник отдела документальных проверок... И такие чудеса бывают даже без «откупных»... Люблю свою налоговую!

Если результат выездной проверки не устроил фирму, то не все потеряно, указывает Татьяна Львова:

– Она может обжаловать решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящем налоговом органе (ст. 138 НК).

Подать жалобу можно в течение 3 месяцев с того момента, когда фирма узнала или должна была узнать о вынесении решения, объясняет Светлана Михальченко:

– Поэтому после выездной проверки лучше побеспокоиться и самим принять меры к получению решения. Если 3 месяца все-таки прошли, налоговый орган, в который подается жалоба, может восстановить пропущенный срок. Об этом организация должна попросить либо в самой жалобе, либо в отдельном ходатайстве, описав при этом уважительные причины, которые препятствовали своевременной подаче жалобы. При этом можно одновременно отправить иск в суд. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении своих прав и законных интересов (п. 4 ст. 198 АПК).

– Следует отметить, что ненормативный правовой акт ИФНС может быть признан судом недействительным не только в связи с неправильным применением материального права, но и процессуального (нарушения порядка составления соответствующего решения по результатам выездной проверки, требования, порядка проведения мероприятий по налоговому контролю), – продолжает Светлана Михальченко. – Поэтому рассматривать перспективу обжалования таких актов нужно всегда.

Выездная проверка – это как экзамен на профессиональную пригодность для бухгалтера и руководителя фирмы. Ведь нередко от результатов работы инспекторов зависят как взаимоотношения между членами руководства, так и дальнейшая судьба самой организации.

Александр Лебедев

Главная цель выездной проверки – контроль соблюдения фирмой налогового законодательства. Мероприятия в отношении одной организации могут проводиться по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК).

Проверку вправе сделать и «родная» ИФНС, получившая от фирмы уточненную декларацию, в которой указана меньшая сумма налога по сравнению с ранее заявленной.

По результатам налоговых мероприятий теперь выносится только одно из двух решений: либо о привлечении к налоговой ответственности, либо об отказе в этом. Оно вступает в силу после 10 дней с момента вручения его представителю фирмы.

Руководитель отдела корпоративного права юридической компании «ИНТЕЛИС – правовая поддержка» Татьяна Львова:– При отборе кандидатов на выездные проверки налоговики руководствуются приказами для служебного пользования. Они выделяют категории приоритетных налогоплательщиков. К ним могут относиться фирмы:

  • попавшие в поле зрения правоохранительных органов или региональных налоговых управлений;
  • представляющие нулевые балансы или не представляющие отчетность в ИФНС, в отношении которых у инспекторов есть информация об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
  • предложенные к проверке отделами камеральных проверок;
  • неоднократно представляющие несвоевременно или не в полном объеме документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • последняя проверка которых выявила существенные нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • отражающие в налоговой отчетности убыток или незначительный доход на протяжении ряда налоговых периодов или допускающие резкие колебания размера платежей;
  • не проверявшиеся более 6 лет;
  • крупнейшие налогоплательщики;
  • уплачивающие налоги через неплатежеспособные банки.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное