Банковские продукты с защитой капитала

Банковские продукты с защитой капитала

21.12.2006

В последнее время среди клиентов частных банков все большую популярность приобретают банковские продукты с защищенным капиталом. Однако многие бизнесмены даже не подозревают о существовании такого понятия. Что же это за продукты, и чем они могут быть интересны коммерсантам? Действительно ли клиенту будет гарантирован возврат капитала? Значит ли это, что предприниматель имеет дело с абсолютно надежным продуктом, или все же существуют определенные риски, связанные с его использованием? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.

В линейке услуг, которые банки предлагают своим состоятельным клиентам, продукты с защитой капитала (capital protected products) занимают промежуточное положение между консервативными разработками и технологиями с высокой степенью риска. Консервативный продукт – это денежный вклад. Клиент любого приватного банка может разместить свои средства на депозите на срок от двух дней до одного года. Как правило, именно так и поступали те российские клиенты, которым в девяностые годы посчастливилось открыть счет в Швейцарии или в Люксембурге. Депозит в первоклассном банке – вещь, безусловно, надежная, однако на нем компания вряд ли много заработает. Падение ставок по долларовым операциям, произошедшее в начале нынешнего столетия, и последующее снижение курса американской валюты по отношению к евро существенно подорвали доверие клиентов к хранению своих накоплений в долларовых депозитах. Ставки по вкладам в евро и других валютах также сравнительно невысоки. В итоге компании несколько разочаровались в депозитах и устремились открывать для себя новые направления инвестирования.

Альтернатива депозиту

Новые направления неизбежно влекут за собой и дополнительные риски. Отечественным клиентам порой очень трудно не только оценить эти самые риски, но и подчас даже догадаться о существовании некоторых опасностей. Они в основной своей массе не желают или не имеют возможности разбираться во всех тонкостях фондового рынка.

Казалось бы, в любом европейском банке клиенту с удовольствием предложат услуги консультантов, которые разработают для него программу управления накоплениями или порекомендуют инвестиционные фонды, специализирующиеся на самых разнообразных видах вкладов. Однако неред- ко клиент выясняет, что банк согласен взять его средства в управление только в том случае, если он положит более 500 000 долларов США. Похожая ситуация складывается и с инвестиционными фондами: клиента любезно просят инвестировать крупную сумму. Что же тогда делать бизнесмену, который предполагал вложить «скромные» 50 000–100 000 и при этом не сильно рисковать? Причем ему хотелось бы, чтобы доходность была больше, чем от обычного депозита. Такому клиенту подойдут структурированные продукты, которые первоклассные европейские банки разрабатывают и предлагают инвесто- рам в огромном количестве.

Как правило, это ценные бумаги (английское название – credit linked notes или просто notes), доходность которых привязана к изменению стоимости того или иного актива (базовый актив). Защищенными называют те бумаги (ноты), при выпуске которых банк гарантирует клиенту, что при погашении акции он получит как минимум столько же, сколько заплатил за нее. Второй плюс подобных бумаг – их низкий номинал, который в большинстве случаев равен 1000 долларов или евро. Клиенту не нужно копить полмиллиона долларов для того, чтобы инвестировать в эти инструменты. Он может спокойно вложить сумму в 10 000–20 000 долларов или большую сумму, но распределить ее между несколькими продуктами с разными базовыми активами.

Детали использования

Доходность продукта напрямую зависит от того, как изменится стоимость базового актива за время с момента приобретения бумаги до срока ее погашения. При этом банки используют всевозможные фондовые индексы (Dow Jones, Nikkey, FTSE, S&P и т. д.), акции или облигации компаний различного уровня (как первоклассные, так и спекулятивные). Множество доступных активов позволяет банкам создавать самые разнообразные продукты. Некоторые из них привязаны к одному определенному индексу или ценной бумаге. В других базовый актив представляет собой набор или «корзину», состоящую из нескольких индексов, объединенных по какому-либо принципу. Например, это может быть «корзина», сформированная из акций крупнейших фармацевтических компаний или из индексов наиболее перспективных развивающихся фондовых рынков. Также предлагается набор из акций нескольких компаний разных стран, которые объединяет лишь то, что это бумаги первоклассных преуспевающих фирм. Такое разнообразие – большой плюс для клиентов, поскольку они могут выбрать тот продукт, базовый актив которого им больше подходит. Кроме того, иногда подобного рода банковские услуги дают клиенту единственную возможность инвестировать в тот или иной перспективный инструмент или рынок. Ведь в противном случае прямые инвестиции потребовали бы от него слишком больших вложений и были бы сопряжены с неимоверно высокими рисками.

В случае удачного стечения обстоятельств стоимость базового актива возрастает к моменту погашения бумаги. При этом клиент вместе с основной суммой получает некий доход, который, скорее всего, намного превысит проценты по банковскому депозиту. Это является еще одним плюсом гарантированных продуктов.

Последнее из достоинств продуктов с защищенным капиталом, которое хотелось бы отметить, заключается в том, что клиент, купив такую бумагу, может в случае необходимости получить кредит в банке под ее залог. Как правило, он составляет 70–80 процентов от номинальной стоимости продук-та. Клиент может воспользоваться этой привилегией сразу, например для того, чтобы купить на полученные деньги дополнительные ценные бумаги. Если у бизнесме-на возникнет нехватка наличных средств, то данную возможность он вправе использовать в течение срока действия продукта.

Как рассчитывается доход

Величина дохода определяется по формуле, которую банк объявляет клиенту заранее, еще на этапе продажи услуг. Расчеты могут быть как достаточно простыми, так и сложными и зависят от базового актива. Приведем пример простой формулы. Банк составляет в качестве базового актива «корзину» из акций десяти крупных компаний. В день покупки клиентом бумаги банк фиксирует курс акций данных предприятий. В случае если стоимость бумаг всех десяти компаний возрастет к моменту погашения акции, клиент получит максимально возможную доходность, например 18 процентов. Если в цене вырастут только девять акций, то доходность клиента будет ниже – 15 процентов, если только семь – 12 процентов и т. д.

А вот пример более сложной формулы. Банк берет за основу некий фондовый индекс. Он фиксирует его значение в момент продажи и погашения продукта. При погашении доходность рассчитывается по формуле:

Номинал x (100% + 100% x Мax (0%; Индекс (погашение) / Индекс (продажа) – 1)), где

Мax (0%; Индекс (погашение) / Индекс (продажа) – 1) – множество, состоящее из двух величин: 0% и коэффициент изменения фондового индекса. Для расчета доходности выбирают большую величину.

Коэффициент изменения фондового индекса рассчитывают по формуле:

Индекс (погашение) / Индекс (продажа) – 1, где

Индекс (погашение) – значение индекса, зафиксированное непосредственно перед погашением продукта;

Индекс (продажа) – значение индекса, зафиксированное перед продажей продукта клиенту.

На практике встречаются и более сложные формулы расчета доходности.

Без недостатков не обошлось

После того как мы описали достоинства защищенных продуктов, стоит сказать несколько слов об их минусах. Банковские гарантии возврата капитала вовсе не означают, что клиент может расслабиться и думать, что абсолютно ничем не рискует. Существуют важные нюансы, на которые нужно обратить внимание в момент принятия решения об использовании продукта с защитой капитала.

Первый недостаток заключается в том, что банк дает клиенту гарантию сохранности первоначально вложенных средств только при погашении продукта. Обычно срок ценных бумаг составляет три года или пять лет. До наступления срока погашения банк может выкупить бумаги у клиента. Однако, скорее всего, кредитная организация сделает это со значительным дисконтом. Таким образом, клиент, принимая решение о покупке такого продукта, должен понимать, что он фактически замораживает средства на довольно длительный срок. Если же по каким-либо причинам он будет вынужден продать бумаги до наступления срока их погашения, то может потерять не только потенциальный доход, но и часть первоначально вложенных денег.

Второй недостаток – потери клиента в случае снижения стоимости базового актива не ограничиваются только упущенным доходом. Учитывая, что срок погашения бумаг немалый, бизнесмен должен принимать во внимание инфляционные риски и возможное измене-ние курса валюты. Представьте себе клиента, который, например, в начале 2002 года продал евро и купил на них доллары США. После чего вложил эти деньги в пятилетний продукт с гарантией защиты капитала. Предположим, что изменение стоимости базового актива было недостаточным для того, чтобы банк выплатил клиенту доход по бумагам. В этом случае последний упускает доход и несет инфляционные издержки. К тому же клиент прекрасно понимает, что если он захочет конвертировать полученные доллары обратно в евро, то потеряет еще и на курсовой разнице. В то же время если бы данный бизнесмен пять лет назад просто положил деньги на депозит, то сейчас его положение было бы гораздо лучше.

Клиент, обдумывая свое решение о покупке того или иного продукта, должен помнить о возможных неприятных последствиях. По сути дела, подобные банковские услуги – это некий курс обучения для начинающего инвестора. Ему не нужно быть экспертом в той или иной отрасли или обладать большим опытом биржевой торговли. Однако от него уже требуется понимание основных рисков и принципов работы финансовых рынков. Цена ошибки пока еще невелика, ведь в худшем случае клиент все равно вернет себе большую часть своих первоначальных инвестиций.

Интересы банка

В завершение хотелось бы сказать несколько слов о том, почему кредитным организациям выгодно предлагать клиентам продукты с гарантированным возвратом капитала. Прежде всего банки, продавая данные услуги, привлекают средства коммерсантов. Сразу же возникает вопрос: а не проще ли банку просто предложить клиенту разместить у себя депозит и не усложнять ситуацию базовыми активами, формулами расчета доходности и т. п.? Безусловно, с точки зрения простоты операций кредитной организации удобнее осуществить данный вариант. Однако не все клиенты довольствуются простыми депозитами. Банки изо всех сил стараются привлечь и удержать у себя клиента, и дополнительный продукт позволяет им достичь этой цели.

В случае если базовый актив растет в цене, кредитная организация выплачивает клиенту доход по более высокой ставке. Это выгодно для банка, потому что он отдает клиенту не всю прибыль, а только ее часть. При этом банку остается весьма солидная маржа, как правило 20–30 процентов от прибыли. В случае падения стоимости базового актива кредитная организация также остается в выигрыше. Ведь банк привлекает средства клиента на достаточно большой срок, не заплатив ему процентов. При этом кредитная организация страхует себя, инвестировав часть средств, которые были получены от продажи услуг, в высоконадежные продукты. Это прак- тически всегда позволяет вернуть клиенту первоначальную сумму его инвестиций без потерь для себя. Таким образом, банк останется в выигрыше независимо от того, как сложится ситуация на рынке.

Защищенными называют те бумаги, при выпуске которых банк гарантирует клиенту, что при погашении акции он получит как минимум столько же, сколько заплатил за нее

Владимир Воздвиженский, глава представительства компании «CP – Credit Prive S.A.» в России

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное