Реформация баланса в свете последних изменений

Реформация баланса в свете последних изменений

13.12.2006

Наступает горячая пора подготовки годовой бухгалтерской отчетности. Не секрет, что перед этим бухгалтеру фирмы нужно проверить правильность остатков на счетах бухучета, а также провести реформацию баланса. Как правильно это сделать по итогам 2006 года, подскажет наша статья.


Проверяем остатки

Начинать проверку остатков по счетам нужно с инвентаризации имущества компании и ее обязательств. Напомним, что фирмы обязаны проводить такую ревизию перед формированием годовой бухгалтерской отчетности. По сути, инвентаризация – это сверка данных фактического состояния имущества (обязательств) с бухгалтерскими записями. В результате такого сравнения зачастую возникают расхождения, которые могут быть связаны:

– с выявлением излишков и недостач имущества;

– с счетными ошибками.

В первом случае расхождения корректируют так:

– излишки оприходуют. Для этого делают запись по дебету счетов учета материальных ценностей (01 “Основные средства”, 04 “Нематериальные активы”, 10 “Материалы”, 41 “Товары” и др.) и кредиту счета 91-1 “Прочие доходы”;

– недостачи в пределах норм естественной убыли списывают на расходы, сверх норм – предъявляют к возмещению материально-ответственному лицу. Если виновник не обнаружен, убыток списывают на финансовые результаты.

Обратите внимание: входной НДС по недостающим ценностям, ранее принятый к вычету, восстанавливать к уплате в бюджет не нужно. Так решил Высший Арбитражный Суд. Решение суда от 23.10.2006 № 10652/06 опубликовано на стр. 53.

Если расхождение произошло из-за ошибки в учете, то в бухгалтерские регистры нужно внести корректирующие записи. При этом недочеты текущего года исправляют в том месяце, когда их обнаружили. Если ошибки отчетного года выявлены после его завершения, но до сдачи отчетности, исправления датируют 31 декабря 2006 года. Если в текущем году выявлены прошлогодние недочеты, а баланс уже сдан в инспекцию, исправления делают в текущем году.

Исправляют ошибки двумя способами:

– сторнируют все неправильные проводки и записывают верные (при журнально-ордерной форме учета запись “сторно” вносят красной ручкой, при автоматизированной – в программу вносят цифры со знаком “минус”);

– добавляют недостающую запись на сумму, отраженную в учете неверно.

Если в текущем году до сдачи бухотчетности бухгалтер обнаружит ошибки прошлых лет, то:

– заниженную сумму дохода (расхода) учитывают как прибыль (убыток) прошлых лет;

– завышенную сумму дохода (расхода) отражают как убыток (прибыль) прошлых лет.

В налоговом учете такие доходы или расходы относят к внереализационным.

Рассмотрим, как исправлять такие ошибки, на примере.

Пример 1

В ходе проверки бухгалтер ООО “Старт-К” в декабре 2006 года обнаружил, что фирмой ошибочно были включены в налоговую себестоимость затраты на личные телефонные переговоры сотрудников в сумме 1500 руб. Кроме того, была выявлена недостача от порчи материалов в пределах норм естественной убыли на сумму 2100 руб.

Для того чтобы исправить ошибки, бухгалтер компании сделал записи:

Дебет 26 Кредит 60

– 1500 руб. – сторнированы расходы на оплату личных переговоров;

Дебет 91-2 Кредит 60

– 1500 руб. – затраты на оплату переговоров списаны за счет средств фирмы;

Дебет 94 Кредит 10

– 2100 руб. – списаны недостающие материалы;

Дебет 91-2 Кредит 10

– 2100 руб. – отражен убыток от недостач.


Проводим реформацию

Реформация баланса – это списание прибыли или убытка, полученного фирмой за прошедший финансовый год. Реформацию проводят 31 декабря, после того как в учете будет отражена последняя хозоперация.

Реформация состоит из двух этапов:

– закрывают счета, на которых в течение года учитывались доходы, расходы и финансовые результаты деятельности компании: 90 “Продажи”, 91 “Прочие доходы и расходы”;

– включают финансовый результат, полученный за прошедший год, в состав нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Финансовый результат по обычным видам деятельности определяют на счете 90. К нему открывают субсчета: 90-1 “Выручка”; 90-2 “Себестоимость продаж”; 90-3 “Налог на добавленную стоимость”; 90-4 “Акцизы”; 90-9 “Прибыль (убыток) от продаж”.

31 декабря субсчета, открытые к счету 90 “Продажи”, закрывают внутренними записями на субсчет 90-9. Для этого делают записи:

Дебет 90-1 Кредит 90-9

– по окончании года закрыт субсчет 90-1;

Дебет 90-9 Кредит 90-2 (90-3, 90-4...)

– по окончании года закрыт субсчет 90-2 (90-3, 90-4...).

В результате сделанных записей дебетовые и кредитовые обороты по субсчетам счета 90 сравняются. Поэтому по состоянию на 1 января 2007 года счет 90 в целом и все открытые к нему субсчета сальдо иметь не будут. Далее в аналогичном порядке закрываем счет 91. То есть сальдо по субсчетам счета 91 списывают в дебет или кредит счета 91-9 “Сальдо прочих доходов и расходов”.

Каждый месяц сопоставлением оборотов по счетам 90 и 91 определялся финансовый результат от основной и прочей деятельности. Затем он списывался на счет 99 “Прибыли и убытки”.

Проводки были такие:

Дебет 90-9 (91-9) Кредит 99

– отражена прибыль от обычных (прочих) видов деятельности;

Дебет 99 Кредит 90-9 (91-9)

– отражен убыток от обычных (прочих) видов деятельности.

По итогам года на счете 99 образуется кредитовое (прибыль) или дебетовое (убыток) сальдо. Его списывают последней записью отчетного года так:

Дебет 99 Кредит 84

– списана чистая (нераспределенная) прибыль отчетного года;

Дебет 84 Кредит 99

– отражен чистый (непокрытый) убыток отчетного года.

На этом реформация баланса завершена. Несколько слов о последних нововведениях. А именно об учете чрезвычайных доходов и расходов в составе прочих. Напомним, что ранее такие доходы (расходы) отражали на счете 99 “Прибыли и убытки”. Теперь их учитывают на счете 91 “Прочие доходы и расходы”. Нужно ли переносить чрезвычайные доходы (расходы), учтенные на счете 99 в этом году, на счет 91? На наш взгляд так делать необязательно. Ведь в любом случае при закрытии счета 91 эти доходы (расходы) в конце года попадут на счет 99. Но, если вы желаете выполнить все требования бухгалтерского законодательства, то такой перенос можно и провести. Для этого достаточно сделать проводку:

Дебет 99 (91-2) Кредит 91-1 (99)

– чрезвычайные доходы (расходы) отражены в составе прочих.

А теперь покажем, как проводят реформацию баланса, на условном примере.

Пример 2

ООО “Старт-К” занимается оптовой торговлей. В 2006 году компания получила выручку от продажи товаров в сумме 2 360 000 руб. (в т. ч. НДС – 360 000 руб.). Себестоимость проданных товаров – 1 300 000 руб. Расходы на продажу товаров – 250 000 руб. Кроме того, фирма реализовала основное средство на сумму 165 200 руб. (в т. ч. НДС – 25 200 руб.), остаточная стоимость которого – 100 000 руб.

Бухгалтер ООО “Старт-К” сделал записи:

Дебет 62 Кредит 90-1

– 2 360 000 руб. – отражена выручка от продажи товаров;

Дебет 90-2 Кредит 41

– 1 300 000 руб. – списана себестоимость реализованных товаров;

Дебет 90-2 Кредит 44

– 250 000 руб. – списаны расходы на продажу;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет “Расчеты по НДС”

– 360 000 руб. – начислен НДС со стоимости проданных товаров;

Дебет 90-9 Кредит 99

– 450 000 руб. (2 360 000 – 1 300 000 – 250 000 – – 360 000) – отражена прибыль от реализации;

Дебет 62 Кредит 91-1

– 165 200 руб. – учтен доход от продажи основного средства;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет “Расчеты по НДС”

– 25 200 руб. – начислен НДС;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет “Выбытие основных средств”

– 100 000 руб. – списана остаточная стоимость основного средства;

Дебет 91-9 Кредит 99

– 40 000 руб. (165 200 – 25 200 – 100 000) – отражена прибыль.

31 декабря 2006 года бухгалтер ООО “Старт-К” должен закрыть все субсчета к счету 90. Для этого он сделает записи:

Дебет 90-1 Кредит 90-9

– 2 360 000 руб. – по окончании года закрыт субсчет 90-1;

Дебет 90-9 Кредит 90-2

– 1 550 000 руб. (1 300 000 + 250 000) – списано сальдо субсчета 90-2 на конец года;

Дебет 90-9 Кредит 90-3

– 360 000 руб. – по окончании года закрыт субсчет 90-3;

Дебет 91-1 Кредит 91-9

– 165 200 руб. – списано сальдо субсчета 91-1;

Дебет 91-9 Кредит 91-2

– 125 200 руб. (25 200 + 100 000) – по окончании года закрыт субсчет 91-2.

В результате этих записей счета 90 и 91 не имеют остатков. Затем бухгалтер должен списать со счета 99 полученный финансовый результат. Для этого нужно сделать проводку:

Дебет 99 Кредит 84

– 490 000 руб. (450 000 + 40 000) – списана чистая прибыль 2006 года.

На этом реформация баланса завершена.

Эксперт "НА" Е.Н. Тарасова

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное