В2В-портал в поддержку традиционного бизнеса

В2В-портал в поддержку традиционного бизнеса

27.11.2006

В основе любого бизнеса лежат два процесса – закупка и продажа. Посредством их оптимизации и автоматизации предприятие может добиться значительного роста своей производительности. Сегодня это стало возможным благодаря технологиям электронной торговли, о которых специалисты многоотраслевого портала Rusbiz.ru рассказали на семинаре «Использование интернет-технологий в экспортно-импортном бизнесе».

Современный корпоративный сайт является лицом компании, но в то же время может комбинировать функции виртуального офиса, площадки для демонстрации продукции, центра продаж, электронного магазина. По словам Евгения Панина, начальника отдела информационных технологий ЗАО «Созвездие Накоси», преобразовав корпоративную веб-страницу в полноценный В2В-портал, можно значительно оптимизировать продуктивность предприятия по основным экономическим показателям. Как следствие, продажи фирмы возрастут, а расходы на реализацию продукции снизятся.

Что такое В2В-портал?

Система B2B выполняет функцию посредника в межфирменной онлайновой торговле и нацелена на развитие взаимодействия между компаниями, их поставщиками, производителями и дистрибьюторами. Как правило, все разделы В2В-порталов продуманы до мелочей и служат единой цели – помочь бизнесменам успешно вести бизнес через Интернет.

Электронная торговля не только позволяет экономить на услугах курьера, междугородной и международной связи, но и является незаменимым инструментом в работе любого маркетолога, а также сотрудников отделов закупок, продаж, рекламы, PR, бухгалтерии и руководства. К примеру, результаты маркетинговых исследований на основе данных реализации продукции через В2В-порталы способствуют совершенствованию работы фирмы. Сотрудники отделов закупок и продаж лучше узнают рынок, в том числе ожидания клиентов и их мнение о предоставляемых им товарах и услугах, о перспективах организации и ее конкурентов. Оперативный отклик клиентов компании обеспечивает максимально быстрый анализ допущенных ошибок, исправив которые, можно повысить эффективность работы фирмы.

В России В2В-порталы приобретают все большую популярность. Многие компании уже на собственном опыте оценили все преимущества электронной торговли.

Преимущества виртуального бизнеса

Электронную торговую площадку можно представить как две платформы, на одной из которых компания выставляет свою продукцию на продажу, а на другой поставщики размещают товары, интересующие фирму. Ведение виртуальной коммерции облегчает электронный каталог товаров и услуг. «Этот простой механизм на основе форм позволяет вносить подробную информацию о продукции, включая изображение, точные характеристики и т. д. Система генерирует сообщение и отправляет его по электронной почте пользователю, оставившему запрос на уведомление о появлении определенного товара или услуги в электронном каталоге», – отметил г-н Панин.

Встроенная в В2В-портал поисковая система позволяет покупателям найти нужную компанию по заданным критериям. Клиенты могут выбирать продукцию с встроенной в портал торговой площадки и производить закупку через корзину либо направлять запрос или заказ продавцу. Следует обратить внимание, что на принятие клиентом решения о закупке имеет большое влияние достоверность и актуальность информации о продукции компании. Кроме того, покупатели управляют всей корреспонденцией, сопровождающей продажи, с единого рабочего центра, что помогает им быстро реагировать на заказ, снижая время его обработки.

В свою очередь, компания имеет возможность получать запросы от клиентов, выставлять счета, следить за процессом отгрузки товара в режиме online. Поскольку данные в счете аналогичны сведениям в заказе на покупку, проблема соответствия, свойственная большинству платежей, автоматически снимается. Более того, так как ручной ввод данных в счет к оплате не требуется, ошибок в документах не будет. Встроенные в портал решения позволяют отследить каждый этап процесса заказа – от запроса до платежа и доставки, тем самым кардинально улучшая уровень обслуживания клиентов.

Поставщики компании точно так же смогут отвечать на запросы, выставлять счета на полученные заказы и следить за поставками в режиме реального времени. Для удобства в электронную торговую площадку может быть интегрирован компонент аукциона. По словам г-на Панина, интерактивные торги способствуют ликвидации избыточных и неликвидных товаров. Обратный аукцион позволяет автоматизировать электронные закупки компании, при этом поставщики соперничают за право сотрудничать в режиме реального времени.

Кроме того, поставщики и клиенты компании могут создавать свои дискуссионные сообщества на форуме портала. Тем самым фирма может видеть реакцию пользователей и их отзывы в нужное время. Форум также дает возможность компании устанавливать новые связи и партнерства и распространять важную информацию между его участниками. Кроме того, внутренняя система сообщений позволяет участникам электронной площадки обмениваться сведениями, за конфиденциальность которых можно не беспокоиться. Ведь сообщения не покидают пределов защищенного сервера фирмы.

Использование этих простых, но эффективных решений может коренным образом поменять управление предприятием. Преимущества, которые дает компании электронная торговля через В2В-портал, могут значительно повлиять на продуктивность работы фирмы и ее финансовые результаты. Очевидно, оборот сбыта благодаря автоматизации систем продаж и клиентской поддержки увеличивается. Как следствие, доходы компании значительно возрастают.

«Как показывает практика, если в В2В-портал интегрирован механизм торгово-закупочной цепочки, то расходы на обработку заказов снижаются в среднем с 70 до 6 долларов», – заметил президент компании Rusbiz.ru Наошада Кабир. Автоматизированная система продаж и служба клиентской поддержки, встроенные в портал, способны снизить расходы на персонал до 30 процентов.

Кроме того, функции В2В-портала дают возможность определить тенденции продаж, что способствует более эффективному управлению товарами на складе. Поскольку компания будет закупать продукцию у поставщиков лишь по мере необходимости, расходы на складирование сократятся. Освободившиеся ресурсы могут быть направлены на создание и внедрение новых услуг, что, в свою очередь, увеличит доход предприятия.

Международная электронная торговля

Многие фирмы либо уже продают свои товары по всему миру, либо планируют делать это. В2В-торговые площадки предназначены для того, чтобы помочь в поиске новых рынков сбыта при помощи Интернета.

По словам г-на Кабира, фирмы, занимающиеся продажами своей продукции через Интернет, за первый год имеют возможность увеличить объемы реализации от 20 процентов до нескольких раз. На экспортной арене ситуация еще более обещающая. Благодаря Интернету появилась возможность продавать товар в те географические регионы, которые ранее были просто недоступны. Для компаний, желающих расширить свою клиентскую базу за пределами местного рынка, участие в электронных торговых площадках становится стратегически необходимым. «Выходить на внешний рынок следует с товаром, который пользуется спросом внутри страны, – заметил г-н Кабир.

Для осуществления экспортных продаж с помощью Интернета необходимо прежде всего разработать грамотную политику международного маркетинга и организации системы сбыта с учетом новых потребностей, дающей дополнительные возможности по продвижению товаров, привлечению клиентов.

Как выбрать торговую площадку

Несмотря на то что реализация продукции через электронную торговую площадку дает компаниям огромные преимущества, к ее выбору следует подходить осторожно. В Интернете существуют тысячи В2В-порталов, но не все они могут быть действительно полезными для конкретной фирмы. Одни из них ориентированы на какую-либо определенную отрасль, сферой деятельности других является отдельный географический регион, а некоторые сосредоточены на предоставлении своим участникам бизнес-приложений. Поэтому при выборе площадки для электронной торговли следует оценить, сможет ли она способствовать удовлетворению существующих потребностей фирмы.

Оценивая В2В-портал, следует обратить внимание на наличие следующих важных элементов:

  1. каталога товаров, основанного на системе классификации промышленных стандартов;
  2. возможностей поиска продукции в рамках торговой площадки и электронного каталога;
  3. списка компаний-участников;
  4. удобного интерфейса для добавления и редактирования информации;
  5. возможности рекламировать товары и услуги.

Основные инструменты электронной биржи должны постоянно обновляться и модифицироваться в соответствии с потребностями рынка и вместе с тем быть простыми для изучения и использования. Новым участникам торговой площадки важно иметь возможность начать расширять свой бизнес с самого первого дня регистрации. Владельцам В2В-портала следует быть беспристрастными к участникам и соблюдать абсолютный нейтралитет.

Проблемы внедрения интернет-технологий

Решения электронного бизнеса охватывают значительную часть внутренних операций предприятия и его отношений с клиентами. Поэтому внедрение этих проектов должно проводиться в соответствии с подробным продуманным планом.

Однако нередко менеджеры верхнего звена тратят недостаточно времени и усилий, чтобы изучить и понять различные аспекты решения. В результате они не могут сформулировать для своих подчиненных определенные цели по параметрам эффективности и производительности. Из-за неправильного понимания руководством фирмы решений электронного бизнеса, которые предстоит внедрить, очень часто на проект выделяется значительно меньше денег и времени, чем требуется. Кроме того, конечные пользователи не получают необходимого обучения. В результате новое решение воспринимается ими как излишнее бремя, а не средство повышения производительности и эффективности.

Очень важно правильно и грамотно составить техническое задание внедрения технологий электронного бизнеса. При его разработке необходимо вовлечь не только технических экспертов и специалистов по бизнес-моделированию, но и конечных пользователей решения. После определения всех сотрудников, вовлеченных в процесс внедрения, создают специальную группу, которая состоит из специалистов всех необходимых отделов. Они будут отвечать за разработку плана внедрения решения. В соответствии с этим планом распределяют ресурсы и сроки исполнения.

Василя Плеханова, эксперт «Консультанта»

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное