Вы достойны большего? Убедите в этом других!

Вы достойны большего? Убедите в этом других!

24.11.2006

Бухгалтеру порой приходится общаться с поставщиками и покупателями фирмы. От того, как именно он говорит, многое зависит. Как показывает практика, одно слово может стать причиной срыва сделки, если стороны поймут друг друга неверно. К счастью, оплошностей легко избежать.

Жаргонные слова затрудняют карьеру

Неверно употребленное слово может не только поставить в неловкое положение, но и испортить карьеру. И наоборот, правильная речь поможет успеху в жизни. Подтверждающие тому примеры описаны в классической литературе. Например, в знаменитом мюзикле «Моя прекрасная леди» профессор фонетики превратил лондонскую цветочницу в настоящую леди, избавив девушку от простонародного произношения и обучив хорошим манерам.

Зачастую сотрудники компаний разговаривают друг с другом на молодежном жаргоне. Однако такое общение уместно лишь в неформальной обстановке. Если же молодежные словечки будут проскальзывать в разговоре с клиентом по телефону, те вряд ли воспримут вас всерьез. Несомненно, и в деловой беседе, и за дружеским разговором умение выражать свои мысли понятно — очень кстати. Так как же добиться хорошей речи?

Подвергнем речь проверке

Чтобы научить своих сотрудников говорить правильно, некоторые компании нанимают лингвистов. Разумеется, услуги такого специалиста не всем по карману. Однако руководителю самому по силам улучшить речь сотрудника. Например, можно записать на видеомагнитофон рабочие планерки и раздать кассеты работникам, чтобы те услышали свои ошибки.

Стоит попробовать самостоятельно выяснить правильность вашей манеры говорить. Например, провести проверку речи в домашних условиях. Ваша задача — услышать себя со стороны, например, с диктофонной или магнитофонной записей. Достаточно нескольких минут, чтобы выполнить этот несложный тест. Необходимо соблюсти лишь одно условие — наговаривать текст со скоростью примерно 120 слов в минуту. Проконтролировать это может коллега или кто-нибудь из домашних. Позже, прослушав запись, обратите внимание, все ли слова вы произносите четко, не глотая окончаний. Выявите все свои недостатки. Затем вы постепенно будете избавляться от них. Не падайте духом, если голос покажется вам со стороны некрасивым или «блеющим». Порой люди излишне критично воспринимают себя.

Избавляемся от паразитов

Чтобы речь была более ровной и красивой, возьмите за привычку всегда репетировать все планируемые выступления перед зеркалом, записывайте их на диктофон. Отметьте те слова, которые вы повторяете особенно часто, что называется, к месту и ни к месту. Как правило, они не несут никакой информации, и от них надо избавляться. Например, «на сегодняшний день», слова «как бы», «вопрос», «мероприятие», «так сказать», «прямо скажем», «будем говорить» или «имеет место быть». Некоторые постоянно повторяют выражение «и т. д. и т. п.» или начинают любое предложение с выражений «я думаю», «я считаю», «я полагаю».

Кстати, во многих западных компаниях введено правило для сотрудников — каждый раз репетировать свою речь, перед тем как позвонить клиенту. Действительно, не зря существует французская поговорка: «Хороший экспромт тот, который подготовлен заранее».

Секреты правильного языка

Есть несколько универсальных рекомендаций на каждый день, которые позволят поддерживать отличную ораторскую форму. Всегда произносите слова отчетливо. Сконцентрируйте усилия на том, чтобы выговаривать конечный согласный звук каждого слова. Для этого выучите скороговорки и время от времени тренируйтесь. Обязательно говорите правильно. Проверить ударение в словах поможет орфографический или орфоэпический словари.

Стройте свою речь с учетом аудитории. Для этого нужно предварительно подумать над тем, как «зацепить» внимание слушателей. Известный адвокат Анатолий Кони советовал вначале доклада удивить зал или задать неожиданный вопрос. Хорошо начинать выступление с конкретных примеров. При каждом удобном случае иллюстрируйте абстрактные утверждения. В деловой или дружеской атмосферах нужно постоянно стремиться разговаривать с другими так, как вы общаетесь с близкими людьми. Некоторые подчеркивают важность сообщения, повышая голос. Однако лучше всего говорить со спокойной и ровной интонацией.

Кроме того, фразы должны быть легкими. Обратите внимание, как часто люди используют сложные конструкции предложений с огромным количеством слов «который», «что», «поэтому», «потому что». Понять, что имеет в виду говорящий, при этом бывает трудно. Неудивительно, что этот стиль за глаза прозвали «бюрократическим красноречием». Он уместен лишь тогда, когда задача состоит именно в том, чтобы не называть вещи своими именами, увести от истины.

Делайте паузы перед особенно важной мыслью. Смысл воспринимается тяжело, если говорящий торопится, говорит без «знаков препинания». И, наконец, старое доброе правило — читайте классическую литературу и откажитесь от некачественной.

Беседа по правилам

Во время разговора нужно обязательно выражать уважение к собеседнику. Дайте возможность высказаться говорящему, короткими репликами направляя суть разговора. Высоко ценится умение слушать и выдерживать паузу. Нужно максимально концентрировать внимание на собеседнике, реагировать на сказанное им жестом, взглядом или междометием.

Категорически запрещено обсуждать физические изъяны, болезнь и внешний вид собеседника или окружающих. Нужно избегать тем, которые могут дать повод обвинить вас в злословии или навесить «ярлык сплетника». Недопустимо делать личные выпады, неприязненные замечания в адрес собеседника. Следует избегать разговора на повышенных тонах, уходить от тем и вопросов, при обсуждении которых вы или ваш визави можете вспылить. Старайтесь избегать назидательности, невнимательно относиться к сказанному, не оценивайте поспешно сказанное другими. Одновременно нельзя соглашаться со всеми высказываниями. Не стоит пререкаться, разговаривать приказным или угрожающим тоном, навязывать какие-то советы.

Если работа требует общения с незнакомыми людьми, не задерживайте собеседника более чем на десять минут. Иначе вас могут посчитать назойливым человеком. Старайтесь постепенно вовлекать в разговор окружающих, менять темы. Затянувшуюся беседу легко прекратить, сославшись на необходимость срочно позвонить по телефону или отойти по важным делам.

Искусство разговорного жанра

Рассмотрим некоторые приемы, используемые для того, чтобы привлечь внимание собеседника. В частности, метод Сократа. Его описал еще полвека назад американский психолог Дэйл Карнеги. Чтобы заручиться согласием собеседника по каким-либо темам, сначала нужно задать несколько вопросов, на которые он обязательно ответит «Да». Вопросы должны быть связаны с существующей ситуацией, с состоянием оппонента, с сиюминутной атмосферой переговоров и с тем, что происходит в данный момент.

Например, «Не правда ли, хорошая сегодня погода? Было бы прекрасно прогуляться?» Достаточно трех таких стартовых вопросов, и на четвертый, действительно важный для вас, собеседник ответит «Да» уже автоматически. Кстати, лучше не пытаться получить согласие на ключевой вопрос. Метод Сократа хорош для получения промежуточных «Да». Например, «Да, пожалуй, можно» или «Да, я, в принципе, согласен».

Разговор лучше начинать с личного обращения к собеседнику. Если вы не в состоянии запомнить имена всех, с кем когда-либо приходилось иметь дело, записывайте их в блокнот, как и дни рождения собеседника, памятные для него даты. Например, в разговоре полезно поздравить оппонента с прошедшим днем рождения дочери или годовщиной окончания института. Собеседнику будет очень приятно, он почувствует, что вы искренне в нем заинтересованы, и ответит тем же.

Выбираем позицию

Беседуя с человеком, старайтесь выбрать ту позу, в которой сидит он. Дублируя его положение, вы расположите его к себе. Учеными доказано, что люди, подстраивающиеся друг к другу при разговоре, легче приходят к консенсусу. По позе собеседника легко определить, насколько внимательно он вас слушает. Например, он сел сначала вполоборота, а затем вообще отвернулся. Значит, его интерес к беседе утерян. Стоит сменить тему разговора и подстроиться под новое положение собеседника.

Подстройка к позе — это создание подсознательного доверия. По положению людей во время беседы можно понять, в каких отношениях они находятся. Например, если директор и главный бухгалтер во время разговора подстраиваются к позе собеседника, то все нормально, по обсуждаемым вопросам их мнения совпадают. Когда этого нет, то даже если на словах они поддакивают друг другу, внутреннего согласия там нет.

Есть вещи, которых надо избегать категорически. Например, при разговоре не стоит прикрывать рот рукой. Подобный жест говорит о том, что вы лжете, собеседник почувствует это на подсознательном уровне. Беседуя, не стоит садиться в «закрытую позу»: скрещивать руки, ноги, ставить себе на колени сумку или класть папку с бумагами. Таким образом вы изначально укажете на то, что не согласны с собеседником и занимаете противоположную позицию. Разговор может быть еще не начнется, а вы уже оттолкнете от себя говорящего.

Также не стоит придвигаться к собеседнику слишком близко. Учитесь уважать личное пространство каждого. Психологи определяют четыре его вида. Интимное — расстояние между людьми не превышает 30 сантиметров, личное (близкие люди) — 30-50 сантиметров. Деловое общение будет удачным, если соблюсти между вами и собеседником дистанцию 0,5-1,5 метра. Самое дальнее расстояние от 1,5 до 3 метров предназначено для того, чтобы вещать с трибуны. Если оно превысит указанный интервал, слушатели просто не воспримут информацию.

АЛЛО? КТО ГОВОРИТ?

Говорить по телефону также нужно, соблюдая некоторые правила. Любой телефонный разговор начинается с приветствия. Потом необходимо представиться. Например, «Здравствуйте! Это говорит...» или «Добрый день. Вас беспокоит...». Затем попросить подозвать к трубке нужного человека. Например, «Пригласите, пожалуйста, Иванова», «Я хотела бы поговорить с Петровым» или «Будьте добры Сидорова». Потом объяснить, с какой целью вы звоните, выразить просьбу. Заканчивая разговор, надо попрощаться.

 

ПРОБУДИТЕ В СЕБЕ ТАЛАНТ ДЕМОСФЕНА

Древний оратор Демосфен, живший в 384-322 годы до н. э., стал знаменитым мастером красноречия путем настойчивых и энергичных тренировок, хотя от природы был косноязычен, имел слабый голос и заикался. Его манера набирать в рот черепки и камешки, чтобы улучшить дикцию, стала легендой.

Демосфен действительно необычно учился ясному произношению. Например, выкрикивал слова на берегу моря, а шум волн в это время заменял ропот толпы. Также он часами упражнялся в мимике перед зеркалом, а прикрепленный на потолке меч колол его каждый раз, когда он по привычке некрасиво приподнимал плечо. Стремясь стать образцом красноречия, за тренировками Демосфен проводил долгие дни и недели, мог месяц не выходить из комнаты.

Такое внимание к жестам и мимике объясняется тем, что в то время от ораторов требовались, помимо содержания собственно речи, еще и определенная мимика, приемы рук, пальцев, перемещения по залу и даже выражение лица! Надо отдать должное, Демосфену в конце концов все это удалось, что еще раз доказывает — нет ничего невозможного, все в наших руках!

Елена Березина, Марина Митусова, психолог

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное