Договор поставки товаров с бухгалтерским учетом нюансов

Договор поставки товаров с бухгалтерским учетом нюансов

23.11.2006 распечатать

Основным документом, регулирующим хозяйственные отношения покупателя и поставщика, является договор поставки товара. При его заключении необходимо обратить внимание на некоторые «тонкие» места. Рассмотрим основные проблемные ситуации, с которыми сталкиваются бухгалтеры при заключении и исполнении таких соглашений.

Поставок еще нет, но платить пора

Конкуренция на рынке высока настолько, что мало предложить просто качественную продукцию по приемлемым для покупателей – обычных людей – ценам. Теперь нужно еще заинтересовать магазины, в которые эти самые покупатели придут. То есть заплатить вступительный взнос за «вход». При этом выбора – платить или нет – у поставщика просто нет. Если он этого не сделает, его товар не возьмут на продажу. Генеральный директор договор поставки с условием «вступительного взноса» подпишет не читая, лишь бы взяли на реализацию. Однако, если в договоре подобные суммы так и будут значиться как плата за право торговли, списать его в расходы контролеры не позволят. Ведь в перечне расходов, установленном Налоговым кодексом, их нет. Об этом же говорится в письме УМНС по г. Москве от 2 апреля 2004 г. № 26-12/22895.

Пример 1

ЗАО «Мир» заключило договор поставки с ООО «Океан» 1 марта 2006 года. По условиям договора, за право поставки ЗАО «Мир» обязуется уплатить ООО «Океан» 354 000 руб. (в том числе НДС 18% – 54 000 руб.). В учете ЗАО «Мир» операции по начислению и перечислению взноса за право торговли будут выглядеть следующим образом:

Дебет 91-2 Кредит 76

– 300 000 рублей – взнос отнесен на счет прочих внереализационных расходов;

Дебет 19 Кредит 76

– 54 000 рублей – выделен входной НДС;

Дебет 91-2 Кредит 19

– 54 000 рублей – входной НДС отнесен на счет прочих внереализационных расходов;

Дебет 76 Кредит 51

– 354 000 рублей – перечислены вступительные взносы на счет ООО «Океан».

Для расчета налога на прибыль эти расходы принять нельзя. И значит, он в сумме 72 000 руб. (300 000 руб. x 24%) и НДС в размере 54 000 руб. будут переплачены. Всего фирма потеряет 126 000 руб. Но если внести определенные изменения в договор, то можно будет принять такие затраты при расчете налога на прибыль. Например, предложите магазину следующий вариант: подписать протокол разногласий, то есть утвердить изложение неустраивающих ваше предприятие пунктов в нужной вам редакции.

То есть, вместо фразы: «ЗАО “Мир” уплачивает вступительный взнос в сумме 354 000 руб. (в том числе НДС – 54 000 руб.) за право поставки своих товаров в уже работающие и в каждый вновь открывающийся магазин ООО “Океан”», в протоколе разногласий записать примерно следующее:

«ООО “Океан” обязуется провести и предоставить ЗАО “Мир” маркетинговые исследования о потребительском спросе населения на группы товаров, аналогичные поставляемым ЗАО “Мир” в каждом новом районе, где будут открываться магазины ООО “Океан”. За данную информацию ЗАО “Мир” обязуется уплатить 354 000 руб. (в том числе НДС – 54 000 руб.)»

Воспользуемся исходными условиями примера и составим проводки в соответствии с новой редакцией договора:

Дебет 44 Кредит 60

– 300 000 рублей – учтены расходы на маркетинговые услуги;

Дебет 19 Кредит 60

– 54 000 рублей – выделен входной НДС;

Дебет 68 Кредит 19

– 54 000 рублей – входной НДС отнесен на расчеты с бюджетом;

Дебет 60 Кредит 51

– 354 000 рублей – перечислен вступительный взнос на счет ООО «Океан».

Но мало просто провести операции в бухгалтерском и налоговом учетах, надо еще все оформить в соответствии с законодательством. Например, составить отчет по продажам поставляемых товаров. Подобный документ, кстати, можно предварительно заказать у персонального менеджера по закупкам, курирующего вашу фирму-поставщика. После чего расписать ассортимент реализуемой продукции по возрасту или по семейному положению покупателей – физических лиц. Источником подобной информации должны стать опросные листы, заполняемые посетителями магазина. В конце отчета нужно дать рекомендации по расширению ассор-тимента поставляемой продукции, например, предназначенной для пенсионеров. Нелишним будет приложить калькуляцию затрат на проведение исследования: сколько бумаги и картриджей использовалось, какое количество человек работало и в течение какого времени.

Денег еще нет, а налоги платить надо

В договоре также возможно прописать особые условия перехода права собственности на отгруженный товар. Если до 2006 года еще можно было предусмотреть уплату налогов только по факту прихода оплаты от покупателя, то с 1 января этот порядок существенно изменился.

Пример 2

ЗАО «Мир» отгрузило партию товара по договору поставки ООО «Океан» 1 июня 2006 года на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Оплата от ООО «Океан» поступила 31 июля 2006 года. Себестоимость реализованных товаров равна 50 000 руб. В учете ЗАО «Мир» эти операции нужно отразить следующим образом:

1 марта 2006 года

Дебет 45 Кредит 41

– 50 000 рублей – отгружены товары по договору;

Дебет 76 Кредит 68

– 18 000 рублей – начислен НДС с отгрузки.

30 апреля 2006 года

Дебет 51 Кредит 62

– 118 000 рублей – поступила оплата от ООО «Океан»;

Дебет 62 Кредит 90

– 118 000 рублей – признана выручка от реализации товаров;

Дебет 90 Кредит 41

– 50 000 рублей – списана себестоимость реализованных товаров;

Дебет 90 Кредит 76

– 18 000 рублей – учтен НДС с реализации.

Таким образом, моменты признания выручки и начисления НДС могут не совпадать. Бухгалтеру надо быть особенно внимательным, поскольку зачастую отгрузка товара и оплата происходят в различных отчетных и налоговых периодах.

Товар не понравился – вернули

Возврат товара – явление неприятное, но не необычное. В договорах поставки все чаще встречается пункт, согласно которому продукцию возвращают, если она не была продана в течение, например, 30 дней.

В договоре необходимо предусмотреть весь механизм возврата. Рассмотрим два варианта.

Вам вернули брак. В этом случае, принимая, согласно статье 513 Гражданского кодекса, товар, покупатель выявляет его несоответствие условиям договора. Далее составляют акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-2, утверждена постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 г. № 132, документ вы можете посмотреть в справочной правовой системе КонсультантПлюс. – Прим. ред.).

Вам вернули товар, потому что он не продался. Бухгалтеру предстоит оформить возврат товара. Ничего лучше обратной реализации не придумано.

Пример 3

Исходные условия возьмем из примера 2.

31 июля товар на сумму 59 000 рублей возвращен на склад ЗАО «Мир». Бухгалтер должен сделать следующие проводки:

10 июня 2006 года

Дебет 62 Кредит 90

– 118 000 рублей – признана выручка от реализации товаров;

Дебет 90 Кредит 41

– 50 000 рублей – списана их себестоимость;

Дебет 90 Кредит 68

– 18 000 рублей – начислен НДС.

31 июля 2006 года

Дебет 41 Кредит 60

– 50 000 рублей – поступили товары, возвращенные ООО «Океан»;

Дебет 19 Кредит 60

– 9000 рублей – выделен входной НДС;

Дебет 68 Кредит 19

– 9000 рублей – НДС принят к вычету;

Дебет 60 Кредит 62

– 59 000 рублей – произведен зачет встречных требований.

Разумеется, по встречной поставке должны быть предоставлены те же документы, что и по вашей собственной отгрузке, только поставщик и покупатель меняются местами.

Нельзя просто выписать накладные, товар покупателю нужно еще доставить. Не всякому предприятию под силу сделать это, поскольку партия товара может быть крупной. То есть, возможно, придется обращаться к автотранспортному предприятию. Согласно письму Минфина от 10 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/103, если, в соответствии с условиями договора, затраты на услуги транспортной организации покупатель не возмещает, то их включают для целей бухучета в состав расходов на продажу. При этом соответствующую сумму НДС списывают в дебет 19 счета. Что же касается налогового учета, то расходы по доставке товаров уменьшают облагаемую прибыль фирмы.

внимание

Довольно часто возникают ситуации, когда компания заключает договор поставки, по условиям которого право на товары переходит в момент доставки их на склады покупателям. Но в связи с большим объемом реализации фирма не может получить от всех контрагентов документы, подтверждающие дату реализации каждой поставки. Специалисты Минфина в письме от 20 июля 2006 г. № 03-03-04/1/598 пояснили, как правильно отразить доходы от продажи в данной ситуации. Так, если договором поставки предусмотрен переход права собственности на реализуемые товары в момент доставки на склад покупателя, то и доходы от торговли следует учесть той же датой. Исходя из положений главы 30 Гражданского кодекса, в таком договоре должен быть указан конкретный срок поставки продукции. Дата реализации – одно из важнейших условий соглашения, в частности, для исчисления штрафных санкций за его нарушение между партнерами.

Д. Васильев, главный бухгалтер фонда ИФРУ

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.