Провайдеры под угрозой

Провайдеры под угрозой

10.10.2006

Провайдерский бизнес возник стихийно. Зачастую - по инициативе студентов, на основе локальной сети и перепродажи номерной емкости. Сегодня интерес к этой динамично развивающейся сфере деятельности испытывают крупные холдинги, норовящие поглотить небольшие фирмы. Это грозит добавить бухгалтерии «поставщика Интернета» головную боль.

Недавно депутаты приняли закон об уменьшении ставки ЕСН для ИТ-компаний, разрабатывающих программы для ЭВМ и баз данных. Провайдер может получить эти льготы, если занимается разработкой программного обеспечения и его продажей с последующей технической поддержкой. Кроме того, в марте этого года Правительство утвердило Государственную программу по созданию технопарков в сфере высоких технологий. Скорее всего, такая поддержка не коснется небольших развивающихся фирм, попавших в зону интересов «поглотителей». Особенно опасно это для регионов, где выбор поставщиков Интернета существенно ограничен и инфраструктура связи налажена не так хорошо, как в центре, а ценовую политику определяют 1-2 игрока.

Закон «О связи» обязует Федеральную службу по надзору в сфере связи вести Реестр операторов связи, занимающих существенное положение. Попавший в этот реестр провайдер в течение 90 дней должен установить условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика.

На связи

Упомянутый закон относит поставщиков интернет-услуг к числу операторов связи. Такая деятельность подлежит обязательному лицензированию. Разрешение на предоставление услуг выдает Федеральная служба по надзору в сфере связи. Фирма получает лицензию на:

  • услуги связи по предоставлению каналов связи,
  • услуги связи в сети передачи данных, за исключением голосовой информации,
  • услуги связи по передаче голосовой информации в сети передачи данных,
  • телематические услуги.

При этом провайдер может иметь одновременно несколько лицензий на различные виды деятельности в области связи. В лицензиях могут предусматриваться ограничения по территории их действия. Ежемесячно в течение срока действия лицензии бухгалтерия списывает на расходы часть ее стоимости.

Оборудование, которое использует поставщик интернет-услуг, должно быть обязательно сертифицировано. Так что если вы приобрели оборудование за рубежом, придется оплачивать расходы по признанию сертификата государства-изготовителя или по новой сертификации, если сертифицирующий орган (Госстандарт РФ) откажется признать предоставленный сертификат. Впоследствии можно будет увеличить расходы предприятия, списав затраты на приобретение, сертификацию и монтаж со счета капитальных вложений.

Но работать, опираясь только на своё собственное оборудование и линии связи, провайдер не может, поэтому фирма вынуждена использовать всю инфраструктуру, имеющую много различных собственников. С ними заключаются договоры аренды или лизинга.

Интернет-карточка – товар или средство платежа?

Провайдер заключает с клиентом договор об оказании Интернет-услуг либо потребители присоединяются к публичному договору-оферте, размещенному на сайте оператора связи. В нем предусматривается оказание услуги в любой момент.

Оплата услуги возможна несколькими способами. Например, интернет-картой, которые обычно продаются через посредников. Однозначного ответа на вопрос о том, является ли Интернет-карта средством оплаты услуги связи или самостоятельным товаром, нет. Скорее всего, контрагенту, если он вмененщик, придется вести раздельный учет всей реализуемой продукции. Когда клиент покупает пластиковую карту, провайдер получает предоплату за услугу. Бухгалтер полученные деньги показывает у себя как аванс (ведь фактически он еще не оказал услугу), отнеся на накопительный счет доходов будущих периодов, и исчисляет с него НДС. После того, как пользователь активирует карточку, интернет-провайдер переводит сумму с накопительного авансового счета на лицевой авансовый счет. По мере получения клиентом услуги, остаток средств на авансовом счете уменьшается. Бухгалтер начисляет НДС с реализации и уплачивает разницу между начисленной суммой НДС с оказанной услуги и оплаченной с аванса.

По биллинговому счету

Абонентская плата вносится как аванс при предоставлении неограниченного доступа или при выборе абонентом тарифа, предусматривающего авансовый платеж за оказываемые услуги. По истечении отчетного месяца услуга считается оказанной, и сумма авансового платежа признается выручкой.

При повременной оплате основанием для осуществления расчетов являются договор об оказании услуги связи и показания биллинга. Биллинг – это программа подсчета трафика и сопоставления потраченного трафика тарифам компании и деньгам, находящимся на личном счете. Суммы авансов автоматически списываются на счета реализации по каждой потребленной единице времени. Возможно признание факта реализации при завершении каждого отдельного сеанса доступа к Интернету. Если по исчерпанию лимита обязательных авансовых платежей Интернет-компании используют тарифные планы, при которых услуга оплачивается по факту исполнения, то клиент получает извещение (акт) об объеме предоставленной услуги за отчетный месяц, устанавливаемый Интернет-провайдером, и обязан оплатить услугу в течение предусмотренного договором периода. Односторонние акты оказания услуг не являются доказательством факта оказания услуг и их объема.

Законы выживания

Эксперты считают, что рынок услуг компаний-провайдеров скоро станет своеобразной естественной монополией. Ведь Интернет нельзя заменить телефонными переговорами или чем-то подобным, как заменяют сливочное масло растительным. Сама услуга электрической связи отнесена к этой отрасли Федеральным законом «О естественных монополиях». Удовлетворять потребительский спрос при таком состоянии товарного рынка легче, если производство масштабно. Поэтому сегодня мы имеем дело с поглощением небольших фирм крупными корпорациями с диверсифицированными активами. Купить фирму дешевле, чем тратиться на рекламу против нее. В результате получится два бренда, но с одним владельцем.

Занять свою нишу можно, как полагают одни аналитики, предоставляя большой объем услуг, – например, расширив ассортимент спутниковым телевидением. Предложение новых услуг укрепит доверие и лояльность клиентов. В то же время другие склонны считать, что рынок перенасыщен. Мелкому и среднему бизнесу остается отбирать клиентов у конкурентов или заключать партнерские соглашения.

Основные виды провайдеров

Провайдеры доступа – предоставляют доступ в Интернет по выделенным или коммутируемым каналам связи.

Хостинг-провайдеры – размещают информацию клиента на своем дисковом пространстве.

Магистральные провайдеры – обеспечивают обмен трафиком с зарубежными узлами, предоставляя свои услуги не конечным пользователям, а канальным провайдерам.

Канальные провайдеры – работают с потребителями.

Провайдеры последней мили – предоставляют конечные услуги, они прокладывают линию связи от магистрали непосредственно до клиента.

Екатерина ВЛАСОВА

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное