Заповеди для начинающего бизнесмена

Заповеди для начинающего бизнесмена

25.09.2006

Открытие своего дела у многих ассоциируется с бумажной волокитой, связанной с госрегистрацией задуманного. Однако это далеко не первый этап, который предстоит пройти начинающему бизнесмену, а вместе с ним и бухгалтеру. Ведь если заранее не учесть все «плюсы» и «минусы» налоговых режимов и их зависимость от организационно-правовой формы, то положительного результата можно так и не дождаться.

Начиная бизнес важно не ошибиться, ведь есть такие ошибки, которые потом уже исправить будет просто невозможно и придется закрывать свое детище. Это тоже удовольствие не из дешевых, да и регистрация новой фирмы потребует дополнительного времени и денег: на получение различных лицензий, сертификатов, разрешений, перерегистрацию ККМ и т. д. и т. п.

Форма и содержание

В таблице приведены примеры наиболее оптимального соотношения организационно-правовой формы и системы налогообложения в зависимости от предполагаемого вида деятельности. Нами сознательно не приводятся примеры выбора организационно-правовой формы при уплате ЕНВД, поскольку этот режим вводится принудительно, по решению региональных властей, и никакого выбора налогоплательщику не предоставляют.

Таблица 1
Предполагаемый вид деятельности
Оптимальная организационно-правовая форма
Наиболее приемлемая система налогообложения
Услуги населению:
парикмахерская,
ремонт обуви,
фотоателье,
изготовление ключей,
химчистка
ООО с одним учредителем или ЗАО, индивидуальные предприниматели
УСН с объектом налогообложения «доходы»
Оптовая торговля с магазинами
ООО
Общий режим без освобождения от НДС
Розничная торговля,
общественное питание
ООО с одним учредителем или ЗАО, индивидуальные предприниматели
УСН с объектом налогообложения «доходы»
Внешнеэкономическая деятельность
ООО с одним учредителем или ЗАО
Только общий режим налогообложения

Общество с ограниченной ответственностью со стопроцентным участием только одного учредителя создавать следует, потому что финансовая помощь от учредителя с долей в уставном капитале более 50% согласно статье 151 Налогового кодекса не облагается налогом на прибыль организаций. Да и учредительный договор заключать не нужно, бумажной волокиты поменьше.

Данные рекомендации взяты из личного опыта работы с бухгалтерской и налоговой отчетностью небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Естественно, учтены особенности взаимоотношений с налоговыми, милицейскими структурами, органами местной законодательной и исполнительной власти.

«Ловушка» для доверчивых

Упрощенная система налогообложения, введенная с 2003 года, была призвана снизить налоговую нагрузку на предпринимателей и облегчить подготовку ими отчетности. Что интересно, огромное количество бизнесменов и тогда и сейчас выбирают 15-процентный вариант с объектом «доходы минус расходы». Однако мало кто из них понял, что ничего, кроме лишней «головной боли», подобное решение не принесет. Настолько запутанной оказалась Глава 26.2 Налогового кодекса. И самое удивительное, что, формально освободив предпринимателей, избравших УСН, от обязанностей сдавать большинство общепринятых форм бухгалтерской и налоговой отчетности, законодатели для 15-процентной «упрощенки», по сути, ввели обязательный налоговый учет. Ведь в статье 346.16 прописан «закрытый» перечень возможных расходов. И теперь ни в коем случае не получится включить в их состав, например, подписку на периодические бухгалтерские издания. Нет полной ясности и со многими другими расходами. А раз упрощения реально не произошло, то не выйдет и отказаться от услуг бухгалтера, без которого директор в одиночку вряд ли разберется в хитросплетениях законодательства.

На деле выходит, что 6-процентная «упрощенка» и честнее и проще. Фактически учитывать надо только полученные доходы (кроме других критериев возможности применения УСН – численности работающих сотрудников и имущества организации – кто не помнит: 100 человек и 100 миллионов рублей). С ведением такой бухгалтерии вполне справится и сам директор, ведь разбираться в витиеватостях Налогового кодекса не придется.

С точки зрения снижения налогового бремени, применение 15-процентной «упрощенки» по сравнению с 6-процентной, не всегда экономически целесообразно.

Пример 1

Пусть два предпринимателя применяют разные варианты «упрощенки».

Полученный доход у обоих составил 100 000 рублей.

ФОТ наемных работников равен 20 000 рублей.

Взносы на обязательное пенсионное страхование составят 20 000 х 14% = 2800 рублей у каждого.

Просчитаем реальную налоговую нагрузку:

У 6-процентника.

– налог от применения УСН 100 000 х 6% – 2800 рублей = 3200 рублей;

– пенсионные взносы – 2800 рублей;

Итого налоговая нагрузка: 3200 + 2800 = 6 000 рублей.

У 15-процентника.

– налог от применения УСН (100 000– 20 000 – 2800) х 15% = 11 580 рублей;

– пенсионные взносы – 2800 рублей;

Итого налоговая нагрузка: 11 580 + 2800 = 14 380 рублей.

Разница, думаю, очевидна всем. Однако заметим, что при увеличении доли расходов ситуация изменяется. Возьмем условия предыдущего примера, только ФОТ будет равен 60 000 рублей, соответственно пенсионные взносы составят 60 000 рублей х 14% = 8400 рублей.

Пример 2

У 6-процентника:

– налог от применения УСН: 100 000 х 6% – 3000 рублей = 3000 рублей;

(налог нельзя уменьшить более чем на 50 процентов, поэтому от 8400 рублей пенсионных взносов в уменьшении налога принимаются только 3000 рублей);

– пенсионные взносы – 8400 рублей;

Итого налоговая нагрузка: 3000 + 8400 = 11 400 рублей.

У 15-процентника:

– налог от применения УСН: (100 000– 60 000 – 8400) х 15% = 4740 рублей;

– пенсионные взносы – 8400 рублей;

Итого налоговая нагрузка: 4470 + 8400 = 12 870 рублей.

При каком же уровне расходов 15 процентов выгоднее 6-ти процентов?

Ответ: При увеличении ФОТ до 70 000 рублей плюс 14 процентов пенсионных взносов. Уровень рентабельности в этом случае не превышает 20 процентов, что при уровне инфляции 15–17 процентов в год выгодно лишь альтруистам, но не большинству, подчеркнем – большинству предпринимателей. Однако на этом «неприятности» с «упрощенкой»не заканчиваются.

Размер имеет значение

Приведем показательный пример, как влияет выбранная система налогообложения на деятельность предприятия, и поясним, в чем были ошибки.

Пример 3

Вид бизнеса: оптовая торговля сухариками, орешками, фисташками, ввезенными из другого региона, с индивидуальными предпринимателями и сетевыми магазинами. Фирма зарегистрирована в феврале 2004 года.

Правовая форма предприятия: ООО.

Система налогообложения: УСН, «доходы минус расходы» х 15 процентов.

Ситуация: Из-за того, что предприятие не смогло выставлять покупателям счета-фактуры с выделенным в них НДС, все крупные сетевые магазины отказались сотрудничать с ним. Их не привлекло даже то, что поставляемый товар был эксклюзивного и очень высокого качества. В результате рынок сбыта сузился и клиентами остались несколько предпринимателей, бравших товар для перепродажи и не имевших возможности самостоятельно доставить его из другого города. К тому же возникли проблемы с учетом и отчетностью, поскольку самостоятельно разобраться в «упрощенных» нормах Налогового кодекса предприниматель не смог, а дефицит денежных средств не позволил привлечь стороннего бухгалтера для ведения учета.

Решение. Фирма не сможет нормально вести свою деятельность почти год, поскольку именно этот период установлен законодателем для применения выбранной системы налогообложения. Переход возможен только в принудительном порядке, если организация превысит «потолок» выручки, численности или имущества. К тому же она не сможет сменить неблагоприятный налоговый режим, приняв решение остаться на УСН, как минимум в течение 3-х лет.

В заключение отметим, что учиться на своих собственных ошибках, безусловно, нужно и даже весьма полезно. Только актуально это во всех сферах жизни, кроме предпринимательства, ведь при неблагоприятном исходе придется иметь дело с налоговыми, таможенными, правоохранительными и другими структурами.

Д. Васильев, главный бухгалтер Фонда ИФРУ, для «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA