Затеяли лотерею – задумайтесь о налогах

Затеяли лотерею – задумайтесь о налогах

25.09.2006

С одной стороны, фирмам очень выгодно проводить различные рекламные акции. Они способствуют повышению спроса и расширяют круг покупателей. Но есть и обратная сторона медали: на пути компаний возникают трудности с налоговым учетом «лотерейных» результатов.

Конкурс для потребителей

Очень часто фирма в качестве рекламы проводит стимулирующие лотереи. Потребитель ничем не рискует и ему не нужно никуда вкладывать деньги. Он имеет шанс получить какой-либо подарок только за то, что отдал предпочтение именно этому товару или услуге. Призовой фонд формирует устроитель за счет собственных средств (подп. 2 п. 3 ст. 3 Закона от 11 ноября 2003 г. № 108-ФЗ).

Минфин в своем письме от 18 июля 2006 г. № 03-05-01-04/215 отнес такие мероприятия к рекламным акциям. Несмотря на то, что финансисты руководствовались старым законом «О рекламе» (Закон от18 июля 1995 г. № 108-ФЗ), их выводы не противоречат новой редакции (Закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ). Согласно нормам, стимулирующие лотереи должны отвечать следующим условиям:

  • быть нацелены на доведение до потребителей информации о фирме и ее продукции;
  • предназначаться для неопределенного круга лиц;
  • привлекать внимание к организации и ее продукции;
  • способствовать реализации товаров.

Ведущую роль играет тот факт, что стимулирующее мероприятие относят к рекламе. Прежде всего, НДФЛ с призов удерживается по ставке 35 процентов, а не 13, как при проведении всех прочих лотерей (ст. 224 НК). Финансисты считают, что функции налогового агента выполняет организация-устроитель. И не важно, сама она проводит конкурс или ей помогает сторонняя фирма. Эксперты журнала «Нормативные акты для бухгалтера» отмечают, что исключение, предусмотренное подпунктом 5 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса, на такие акции не распространяется. Ведь самостоятельно платить НДФЛ граждане должны лишь с призов по лотереям, основанным на риске. Таким образом, если выигрыш в денежной форме, счастливчик получает его уже за минусом налога.

Согласно пункту 28 статьи 217 Налогового кодекса, призы на сумму менее 4000 рублей освобождены от НДФЛ. Этот предел установлен для всего налогового периода. Значит, если в течение календарного года физлицо получает несколько презентов, такие доходы суммируют.

Еще один важный момент: при расчете налога на прибыль расходы фирмы на проведение таких конкурсов включают в состав рекламных, но в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК).

«Натуральный» подарок

А если в качестве выигрыша вручают не деньги, а вещь? В таком случае организатор должен в течение месяца письменно уведомить свою инспекцию о невозможности удержать НДФЛ и о сумме задолженности «счастливчика» перед бюджетом. Именно он должен будет заплатить налог.

Следует учесть и то, что передача права собственности на товары на безвозмездной основе – это их реализация. Поэтому, если презент выражен в натуральной форме, необходимо начислить НДС. Налоговая база – рыночная цена передаваемого подарка (п. 2 ст. 154 НК). Не облагают налогом только сувениры, стоимость которых не более 100 рублей (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК). Однако Минфин признает, что такая сумма крайне мала. Возможно, скоро фирмам пойдут навстречу и стоимость рекламных призов, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, увеличится.

Е. Тихомирова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное