Как победить воровство?

Как победить воровство?

18.09.2006 распечатать

Недобросовестные сотрудники, которые присваивают имущество фирм, наносят компаниям существенный ущерб. Урон может быть не только материальным. Так, информация о том, что работники организации нечисты на руку, может просочиться за стены компании. В итоге фирма рискует утратить положительный имидж. Автоматически снизится ее привлекательность для инвесторов. Почему сотрудники воруют? Как обнаружить мошенничество и защитить имущество организации? На эти и другие вопросы автор ответил в своей статье.

Как известно, человеческой природе присущи не только положительные, но и отрицательные качества. Одно из них – нечестность. В случае корпоративного воровства можно выделить несколько вполне конкретных причин, приводящих к мошенничеству персонала. Так, в компании могут процветать кражи, потому что:

  • в ней работают нечестные люди, которым не важно, уволят их за воровство или нет;
  • в компании не лучшим образом организован контроль за имуществом, и украсть его не составляет большого труда;
  • на предприятии отсутствует практика серьезных взысканий за мошенничество. Это еще больше раззадоривает преступников;
  • в организации много сотрудников, которые не задумываясь уйдут в другую фирму, если им предложат больший оклад. Поэтому честные работники, которые могли бы пресечь мошенничество со стороны сослуживцев, на предприятии долго не задерживаются.

Как воруют?

Обычно воровство и мошенничество процветают в крупных компаниях с большим количеством центров ответственности. Численность работников в таких организациях составляет 1000 и более человек.

Рассмотрим примеры наиболее распространенных способов мошенничества и воровства на крупном торговом предприятии. Предположим, что это сетевой гипермаркет, который обладает разветвленной инфраструктурой и многочисленными службами.

Торговый зал – сердце магазина. Там каждый день отоваривается масса людей. В зале работают десятки сторонних мерчендайзеров, представителей поставщиков и около сотни собственных служащих магазина: продавцы-консультанты, кассиры, охранники, обслуживающий персонал. Нередко что-то ломается, разбивается, теряется, крадется. Воруют в зале в основном нечистоплотные покупатели. Если их не удается вычислить в помещении магазина, на выходе из него воров точно задержат. Ведь работа с покупательскими кражами в торговых сетях обычно очень хорошо отлажена.

Собственные сотрудники могут увести в зале разве что пару ручек из отдела канцтоваров или кусок сыра в подсобном помещении. Каким же образом в конце месяца ревизия выявляет солидный перечень недостач? Причем товара, который незаметно вынести из магазина просто невозможно? Например, во время ежемесячной проверки торгового зала и склада одного из крупных сетевых магазинов столицы ревизоры недосчитались следующих товаров:

  • двух машин автомобильных покрышек;
  • 29 профессиональных бензопил;
  • 15 двухсотлитровых корзин для белья;
  • 21-й пятилитровой пароварки.

Это настолько габаритные товары, что незаметно украсть их не под силу даже самому профессиональному вору. Нечистоплотные сотрудники магазина также не смогли бы их вынести. На самом деле ничего загадочного в этом случае нет. Схема мошенничества предельно проста. Имущество было украдено еще до того, как поступило на склад предприятия. Поэтому «преступника» следует искать не в торговом зале или среди сотрудников склада. Скорее всего, он трудится в отделе приема товара и «работает» в сговоре с водителем-экспедитором машины поставщика.

Рассмотрим вероятную схему мошенничества на примере. Предположим, автомобиль поставщика выехал с 250 покрышками «на борту». Согласно накладной, все они были переданы в магазин. Это подтверждает печать гипермаркета и подпись приемщика товара на документах. Однако фактически человек, который получил товар, оставил в магазине только 200 шин. Хотя на аппарате, который считывает штрих-код, «отметились» все 250 покрышек. Скорее всего, 199 шин отпечатали по разу, а одну прокатили через аппарат 51 раз. Таким образом, складской компьютер «запомнил» 250 автопокрышек. То есть на склад и в магазин товар якобы поступил в полном объеме. Фактически же 50 шин увез экспедитор. Поэтому искать их в подсобках или сумках сотрудников – бесполезное занятие.

Перейдем выше, в отдел технического обеспечения. Там работают люди, которые начиняют магазинную громаду всевозможными компьютерными, вентиляционными, охранными и другими системами. Они самостоятельно заказывают технику, которая необходима для эффективной работы магазина. Поэтому магазин всегда приобретает аппаратуру отменного качества – никому не хочется возиться с недоделками.

Сотрудники этого отдела имеют массу возможностей для мошенничества – им обычно полностью доверяют. Ведь в компании никто, кроме них, не разбирается в техническом оснащении магазина.

Работники этого отдела могут получать «откаты», если они закупают технику у определенного поставщика. Существует множество способов скрыть этот факт. Так, нередко сотрудник приносит в бухгалтерию счет на оплату и другие расчетные документы от разных поставщиков. Таким образом, он имитирует поиск новых продавцов. Однако на самом деле это, скорее всего, фирмы-однодневки, которые принадлежат крупному поставщику. Именно от последнего сотрудник и получает «откат».

Таким образом, под подозрение в воровстве попадает любой сотрудник предприятия, поскольку возможность смошенничать есть практически у каждого.

Спасаем утопающих

Очевидно, что, установив систему видеонаблюдения и поставив на входе охранника, фирме вряд ли удастся защитить свою собственность от посягательств со стороны сотрудников. Поэтому прежде всего компании следует задуматься о Службе собственной безопасности (ССБ). Именно она должна разработать меры, которые обеспечат экономическую безопасность предприятия. Приступая к их разработке, руководитель ССБ должен получить ответы на следующие вопросы:

  • что конкретно необходимо защищать? Обычно оказывается, что охрана нужна любому имуществу компании в круглосуточном режиме;
  • кто, кроме ССБ, будет организовывать и обеспечивать охрану собственности фирмы? Участие в этом обычно принимают и другие службы предприятия, которые являются самостоятельными подразделениями охраны. Они должны быть подчинены руководству ССБ;
  • какими полномочиями обладает ССБ? Служба безопасности должна иметь возможность самостоятельно инициировать проверки, если у нее возникли подозрения в отношении какого-то подразделения или отдельно взятого работника предприятия;
  • с кем может сотрудничать ССБ? Нужно, чтобы она могла работать со всеми структурами компании, причем без препон в виде запросов и согласований. В противном случае мошенники наверняка успеют спрятать концы в воду, если узнают, что ими заинтересовались. Кстати, компании, в которых все действия и процедуры жестко регламентированы, в такой ситуации серьезно рискуют. Ведь мошенники могут уволиться самостоятельно, с незапятнанной репутацией, прежде чем фирма соберется их наказать.
  • кому, и в какие сроки руководитель ССБ должен отчитываться о проделанной работе? Этот вопрос особенно важен, если директор – наемный работник. В таком случае, наверное, правильным было бы отчитываться учредителю или совету директоров. Ведь они, в отличие от наемного директора, действительно заинтересованы в том, чтобы их имущество было под надежной охраной.

Следовательно, структуру и штат ССБ в зависимости от объема работ и особенностей коммерческой деятельности предприятия должен определять владелец компании или руководитель данной службы. Как правило, в состав службы должны входить финансовые контролеры, кадровики, юристы, психологи, инженерно-технические работники и прочие специалисты основного профиля работы фирмы.

Заметим, служба безопасности существует на многих крупных предприятиях, но она не всегда эффективна. Если же ССБ на фирме нет, то обычно ее функции выполняет наспех сколоченная команда. Однако, даже если в ней будут трудиться высокие профессионалы, это еще не гарантия того, что у них получится защитить имущество компании.

Хотели как лучше...

Почему такой контроль со стороны ССБ может быть неэффективен? Тому множество причин. Перечислим лишь некоторые из них:

  • главные контрольные функции возложены на наемного менеджера. Как правило, он не заинтересован выявить большое количество правонарушений. Ведь это может показать собственникам предприятия, что дела внутри компании идут не лучшим образом;
  • отсутствуют гарантии защищенности для финансовых контролеров. Обычно они являются такими же рядовыми наемными служащими, как и те, кого они проверяют. Компания далеко не всегда уделяет должное внимание их личной безопасности. Если с ними что-то случится, их просто заменят другими исполнителями;
  • собственник компании «снимает» оговоренную сумму прибыли и успокаивается на этом. При этом он рассчитывает на честность людей, с которыми работает не первый год. Однако с годами сотрудник может измениться не в лучшую сторону;
  • не получится выявить недостатки, если управленческие и контролирующие функции возложены на одного человека или группу людей.

Виновник найден. Что дальше?

Рекомендаций, с помощью которых компания могла бы полностью оградить свое имущество от посягательств, не существует. Однако некоторые советы все же могут оказаться полезными:

  1. Проверки на честность необходимо проводить постоянно. Также нужно осуществлять сбор информации и ее анализ. Как ни удивительно, закрывать глаза на слухи нежелательно. Ведь вывести мошенника на чистую воду может обида работника, с которым не поделились украденным. В расстроенных чувствах он непременно где-то проговорится о произошедшем инциденте. В офисе можно поместить специальный ящик для жалоб и пожеланий. В него сотрудники смогут складывать анонимные записки о подозрительных действиях других работников.
  2. Наказание за мошенничество должно быть неотвратимым, невзирая на регалии и статус «преступника». Расследование обязательно нужно доводить до конца. Некоторые особо серьезные дела рекомендуется даже передавать в милицию и в суд. Такая мера, в отличие от выговора, штрафа или увольнения, отрезвит остальных мошенников.
  3. У проверяющих должны быть гарантии личной безопасности и защиты их семьи. Сотрудникам ССБ необходим страховой пакет и высокая оплата труда. Стоит назначить и премиальные выплаты, например в зависимости от количества выявленных нарушений. Тогда эти люди будут защищать имущество компании всеми силами. Следует заметить, что такие сотрудники обязательно должны быть подотчетны непосредственно собственнику фирмы, а не наемному директору.
  4. Работа ССБ будет эффективна только в случае, если все контролирующие подразделения трудятся слаженно. Нельзя оставлять без внимания даже самую маловажную на первый взгляд информацию.

Болезнь проще предупредить, чем вылечить

Конечно, в ходе собеседования при приеме на работу сложно определить, насколько крепки моральные устои человека. Однако есть смысл попросить его предоставить рекомендации с предыдущего места работы. Также желательно поручить службе безопасности проверить кандидата на добропорядочность. Например, уточнить, нет ли у него «непогашенных» судимостей, незаконченных разбирательств с фискальными или кредитными организациями.

Показав кнут, не забудьте о прянике. Кроме системы штрафов, в компании должна быть и политика поощрений.

Компания – сложный и противоречивый организм. Безусловно, быстро искоренить воровство в коллективе не удастся. Однако фирмам необходимо приложить максимум усилий, чтобы защитить свою собственность от посягательств.

Арина Лысенко, независимый эксперт

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.