Большие трудности малой розницы

Большие трудности малой розницы

12.09.2006

Небольшие предприятия Москвы по оборотам торговли вряд ли догонят своих «старших» собратьев. Но думать, что у бухгалтера таких фирм забот меньше, чем у специалиста крупной компании, – ошибка. Рассмотрим основные спорные ситуации, каждодневно возникающие в их работе.

Снова «первичка»

Каким бы маленьким ни было торговое предприятие, оно получает товар от десятков поставщиков. Бухгалтеру каждый день приходится иметь дело со множеством расчетных документов: накладными, счетами-фактурами, доверенностями и т. д. Разумеется, процентов двадцать из них составлены либо не по унифицированной форме, либо имеют неправильно заполненные реквизиты. Такие документы как раз и привлекают контролеров из налоговых служб.

Особенно рьяно инспекторы проверяют счета-фактуры. Бывает, что водители-экспедиторы поставщиков прямо на месте дописывают в них недостающие реквизиты. Хотя налоговики и возражают против подобного способа, бухгалтеру следует знать, что законодательно закреплены лишь требования к тому, какие именно реквизиты должны присутствовать. Они перечислены в статье 169 Налогового кодекса. А вот требований о заполнении счетов-фактур только от руки или строго на компьютере кодекс не содержит. В письмах Минфина от 8 декабря 2004 г. № 03-04-11/217 и МНС от 26 февраля 2004 г. № 03-1-08/525/18 указано, что изменения внешней формы счета-фактуры, в том числе заполнение его комбинированно (компьютерным и ручным способом), не должны нарушать только последовательность расположения реквизитов. А также содержания и числа показателей, утвержденных в типовой форме документа постановлением правительства от 2 декабря 2000 г. № 914.

В связи с этим счета-фактуры, заполненные комбинированным способом, составленные с соблюдением указанных требований, могут быть признаны соответствующими налоговому законодательству. Однако эти документы очень часто исправляют, не просто дописывая реквизиты, а внося новые данные вместо неправильных. Это возможно, но в этом случае следует руководствоваться пунктом 29 правил, утвержденных постановлением. В нем указано, что не подлежат регистрации в книге покупок и книге продаж счета-фактуры, имеющие подчистки и помарки. Исправления же, вносимые в них, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения корректировки. Сможет ли все это сделать водитель-экспедитор, причем в магазине, большой вопрос.

Абонент не отвечает...

Бухгалтеры часто сталкиваются с необходимостью обосновывать расходы своих директоров и учредителей. Поскольку делается это, как правило, из наличной и безналичной выручки фирмы, то приходится эти операции оформлять документально и соответствующим образом отражать их в бухгалтерской и налоговой отчетности. Однако даже если подобные затраты оформлены документально безупречно, то их производственную необходимость еще предстоит доказать. Рассмотрим только некоторые примеры.

Директор много разговаривает по мобильному телефону, заключает договоры, назначает встречи, руководит действиями подчиненных. Согласно статье 252 Налогового кодекса, эти расходы экономически оправданы. Однако для налогового инспектора одних только счетов на оплату и счетов-фактур с правильно заполненными реквизитами будет недостаточно. А значит, бухгалтеру надо подстраховаться. Обоснованием затрат в данном случае может стать детализация звонков, полученная от оператора связи, и письменный отчет абонента о том, что переговоры шли о подписании контракта, проведении презентации и т. д. Разумеется, сам директор такой отчет делать не будет, более того, в детализации могут оказаться его звонки, например, с международным роумингом. Это сильно осложнит жизнь бухгалтера, потому что тогда обосновать производственную направленность будет практически невозможно. Поскольку фактически телефонные переговоры ведет не предприятие, а конкретное физическое лицо по своей личной необходимости. Можно предложить директору альтернативу: платить налоги сейчас, компенсируя тарифы премией, или «попасть» на штрафы, но позже.

Кстати, «мобильные» расходы – одна из любимых тем контролеров. Довольно часто разбирательство доходит до суда. В качестве примера можно привести постановление № КА-А41/6715-05 от 21 июля 2005 г. Как правило, налогоплательщикам удается отстоять свою правоту, поскольку доводы, а самое главное, документальное обоснование производственной направленности телефонных переговоров действуют на судей безотказно.

Топливо для машин

Еще одна проблема для бухгалтера малого торгового предприятия – списание бензина, израсходованного водителями при доставке товара в магазин. А если директор будет оплачивать свои поездки за счет фирмы, то объяснить правомерность отнесения «жидких денег» на себестоимость будет проблематично. Однако, когда они все равно уже оплачены из кассы, их придется обосновать. Налоговики в своих письмах от 11 ноября 2004 г. № 26-12/72753 и от 30 апреля 2004 г. № 26-12/31459 однозначно утверждали, что для отнесения затрат по ГСМ в целях расчета налога на прибыль организации обязаны оформлять путевой лист легкового автомобиля (форма № 3). Она утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. В соответствии с указаниями по заполнению, этот документ является первичным для учета работы легкового транспорта. А кроме того, основанием для начисления заработной платы водителям.

Позиция налоговиков предельно проста и понятна: в целях экономии времени следует своевременно оформлять первичные документы по альбомным формам. Хотя недавно тот же Минфин разъяснил, что выписывать путевой лист фирма, не специализирующаяся на транспортных услугах, может по той форме, которую разработает сама. Ко всему прочему, бухгалтер такой организации вправе оформлять указанный документ так часто, как это необходимо (еженедельно, ежемесячно). Главное, чтобы такой способ заполнения отражал ситуацию и по нему можно было отследить все затраты. Данный вопрос контролеры тоже любят решать в судебном порядке. Справедливости ради стоит отметить, что в пользу компаний есть положительная арбитражная практика. Кроме вышеперечисленных расходов, есть еще много таких, которые необходимо оформлять в соответствии с требованиями контролеров. Например, затраты на инфраструктуру офиса: питьевую воду в бутылках, обеды для персонала, чайники, холодильники, СВЧ, предназначенные для создания нормальных условий работы персонала.

Спишем без проблем

Подавляющее большинство бухгалтеров списывают себестоимость товара в налоговом учете при определении налога на прибыль. Все бы хорошо, вот только Налоговым кодексом такой порядок не предусмотрен. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса, организации могут самостоятельно выбирать метод оценки покупных товаров при их реализации из четырех возможных вариантов:

  • по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
  • по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
  • по средней стоимости;
  • по стоимости единицы товара.

Эти способы списания товаров широко теоретически известны, однако на практике без привлечения ПК трудноприменимы ввиду трудоемкости «ручного» списания. Посоветовать единственно правильное решение для таких случаев довольно сложно, но все-таки два варианта возможны:

  1. предприятие переходит на 6-процентную упрощенку, и тогда себестоимость проданных товаров уже будет не важна;
  2. в учетной политике для целей налогового учета определить метод списания по средней стоимости. И продолжать уменьшать налоговую базу, как и делали в бухгалтерском учете. Только не забудьте хотя бы приблизительно составить обосновывающий расчет и, самое главное, провести в конце отчетного периода инвентаризацию товаров на складе. И тогда «инвентаризационный» остаток на начало отчетного периода минус «правильный» остаток на его конец подтвердит себестоимость реализованной продукции.

Есть и третий способ – доскональные расчеты, но трудно представить, как бухгалтер сможет применить его на предприятии, где ежедневно продают от ста до трехсот наименований товара.

внимание

В письме от 27 июля 2006 г. № 03-03-04/3/15 Минфин сообщил, что для признания затрат на оплату сотовой связи необходимо иметь следующие документы: перечень работников, которым нужно использовать телефон в силу выполняемых обязанностей, договор с оператором и детализированные счета. Авторы письма решили, что в таких счетах должна стоять общая сумма платежа за услуги связи и расшифровка по каждому абоненту. При этом наиболее важным остается то, что сотрудникам мобильный телефон жизненно необходим по роду деятельности. Специалисты Минфина напомнили организациям, что может быть установлен лимит расходов на использование сотовой связи.

Д. Васильев, главный бухгалтер фонда ИФРУ

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное