Реклама и ЕНВД: точки соприкосновения

Реклама и ЕНВД: точки соприкосновения

11.08.2006

У «вмененных» фирм, размещающих рекламу, по-прежнему возникают вопросы. Как правило, они касаются перехода на ЕНВД и расчета налога. Чиновники из Минфина по мере сил разъясняют сложившуюся ситуацию. А иногда даже помогают компаниям выбрать оптимальный вариант учета. И все оказывается не таким уж и сложным, как казалось на первый взгляд.

Неразбериха с «подземкой»

В № 5 за этот год «Практическая бухгалтерия» уже освещала вопросы размещения рекламы на транспорте. Мы выяснили, что на ЕНВД не переводят тех, кто распространяет информацию в салонах автомобилей, на стенах станций и переходов метрополитена (письма Минфина России от 17 марта 2006 г. № 03-11-04/3/140 и от 3 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/182). Однако мы не затронули рекламу в вагонах электропоездов.

Что касается размещения рекламы в поездах, то еще в 2005 году налоговики разъяснили, что такая деятельность не считается наружной рекламой, и поэтому ее нельзя перевести на ЕНВД. Ведь плакаты, стикеры и постеры размещают внутри вагона (письмо ФНС России от 1 февраля 2005 г. № 22-1-12/089).

Однако сейчас, как вы знаете, ситуация изменилась. Теперь на ЕНВД переводят не только тех, кто занимается «наружкой», но и тех, кто распространяет (размещает) рекламу на транспорте. Список такого транспорта приведен в подпункте 11 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса. Это автобусы, трамваи, троллейбусы, легковые и грузовые автомобили, прицепы, полуприцепы, речные суда. Как видите, данный перечень закрыт. И метро в нем не значится. В итоге получается, что, хотя деятельность метрополитена и относится к прочим видам сухопутного транспорта (ОКВЭД ОК 029-2001), применить ЕНВД здесь не удастся.

Самореклама

Фирма разместила информацию о себе (адрес, телефон, схему проезда) на автомобиле. Должна ли она платить ЕНВД? Вот вопрос, который волнует многих бухгалтеров.

По мнению сотрудников финансового ведомства, ответ на него отрицательный. Причем это относится к размещению информации как на собственном транспорте компании, так и на машинах, которые ей не принадлежат. Такую точку зрения финансисты высказали в письме от 6 июня 2006 г. № 03-11-04/3/282 и более раннем – от 13 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/198.

И дело даже не в том, что сведения о своей компании в принципе не являются рекламой (давать такие сведения – обязанность любой фирмы по Закону от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Просто распространение и размещение компанией информации о самой себе не относится к предпринимательской деятельности.

Надо сказать, в данном случае минфиновцы абсолютно правы. Ведь в пункте 2 статьи 346.26 НК РФ речь идет о тех, кто оказывает клиентам платные услуги (ведет предпринимательскую деятельность) по размещению рекламы на транспорте. Проще говоря, «вмененщиками» становятся рекламные агентства, а не фирма-рекламодатель.

Заметьте: все это применимо и к рекламе, которую компания дает в СМИ (письмо Минфина России от 15 мая 2006 г. № 03-11-04/ 3/256).

Реклама на транспорте: Минфин советует…

Совсем недавно минфиновцы дали совет тем «рекламистам», которые размещают информацию на арендованных автобусах и троллейбусах.

Финансисты разрешили таким фирмам при расчете ЕНВД корректировать значение коэффициента базовой доходности (К2). Правда, только в том случае, если машина выходит на маршрут не каждый день, а по утвержденному графику (письмо Минфина России от 16 июня 2006 г. № 03-11-04/ 3/290).

Получается, что компании вправе посчитать коэффициент К2 самостоятельно. Для этого нужно разделить количество дней работы транспорта, например в июле, на общее число дней месяца. Напомним: по общему правилу К2 устанавливают местные власти. Его пределы колеблются от 0,005 до 1 включительно (п. 7 ст. 346.28 НК РФ). Поэтому «рекламщикам» придется выбирать, что для них выгоднее: воспользоваться советом Минфина или применить К2, установленный местными законами.

…и объясняет

Финансисты разъяснили: если рекламное агентство размещает информацию о клиенте на транспорте (наносит и монтирует рекламные материалы и т. п.), то оно и перечисляет «вмененный» налог. Ведь платить ЕНВД должен тот, кто непосредственно создает и распространяет рекламу заказчика. А никак не та компания, которая предоставляет транспорт для размещения на нем информации.

Однако, подчеркнули чиновники, если информацию на борта машины наносит не агентство, а собственник транспорта, то платить ЕНВД должен именно он (письмо Минфина России от 16 июня 2006 г. № 03-11-04/3/290).

Надо сказать, что подобные разъяснения Минфина пришлись как нельзя кстати, поскольку с прошлого месяца действует новый Закон «О рекламе». Этот закон изменил правила оформления договоров на размещение рекламы на транспорте. Теперь владельцы машин обязаны заключать такие сделки с непосредственными рекламодателями.

А вот мнение эксперта бератора «Современная налоговая энциклопедия»: «Будет “транспортник” платить ЕНВД или нет зависит от конкретных положений договора, заключенного с клиентом. Чтобы не попасть в “рекламную западню”, нужно написать: владелец машины только передает в аренду борта транспортного средства. Значит, и доход по этому договору он получает от сдачи собственности в аренду. А создавать, монтировать, наклеивать или наносить рекламные материалы будет агентство (по договору с заказчиком)».

Реклама на табло

«Вмененщикам», которые размещают рекламу на электронных табло, Минфин подсказал, как можно уменьшить площадь, «участвующую» в расчете ЕНВД (письмо от 24 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/221).

Такие фирмы определяют облагаемую базу, умножив площадь информационного поля рекламного щита на базовую доходность (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Причем «площадь поля» для расчета ЕНВД – это только площадь светоизлучающей поверхности светодиодов (ст. 346.27 НК РФ). Она меньше поверхности всего электронного табло. При расчете ЕНВД, подчеркнули финансисты, нужно брать именно площадь поверхности светодиодов.

Однако компаниям, которые используют табло с автоматической сменой изображения, нужно помнить следующее. Для них информационным полем считается вся площадь экспонирующей поверхности (ст. 346.27 НК РФ). С нее-то и нужно платить ЕНВД (письмо Минфина России от 28 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/224). И этот показатель не зависит от объема нанесенных на табло сведений. Так, если плакат занимает лишь половину поверхности рекламной конструкции, налог для компаний в два раза меньше не станет (письмо Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 03-11-04/3/77).

Заметьте: «рекламщики» не платят «вмененный» налог, если они занимаются так называемыми доделками – демонтируют изображения, переклеивают плакаты и т. п. С такой деятельности нужно платить «обычные» налоги или применять УСН. Эту точку зрения высказали работники финансового ведомства в письме от 27 декабря 2005 г. № 03-11-04/3/187.

Выходит, что первоначальное распространение, размещение, создание рекламных продуктов под ЕНВД подпадает. А вот, к примеру, «подновление» плаката уже нет. Поэтому рекламным компаниям придется вести раздельный учет по видам деятельности. И с выручки от «доделок» платить НДС, а с прибыли от такой деятельности – налог на прибыль. Ситуация, конечно, абсурдная. Поэтому остается надеяться, что финансисты в ближайшее время пересмотрят свою позицию.

для справки

Питерские депутаты предлагают дополнить перечень видов деятельности, которые можно переводить на уплату «вмененного» налога. Они хотят добавить в пункт 2 статьи 346.26 НК РФ еще один подпункт. Если поправки пройдут в Думу и законодатели примут их, то платить ЕНВД должны будут те, кто «распространяет и размещает рекламу в метрополитене».

А. Ильина, эксперт ПБ

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное