Шефство над кассирами

Шефство над кассирами

21.07.2006 распечатать

Сегодня кассовые аппараты применяются даже в самых нетипичных отраслях. О том, как бухгалтеру построить свою работу с кассиром и органами контроля, рассказали на семинаре Налоговой академии – уполномоченного учебного центра МНС.

Читайте правила

По мнению всех присутствовавших на семинаре, одна из главных головных болей бухгалтера, шефствующего над ККТ, – это недисциплинированность кассира. Чтобы быть во всеоружии, участникам порекомендовали вспомнить о Типовых правилах эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином в письме от 30 августа 1993 г. № 104.

Самые главные пункты правил, безусловно, касаются отчетов ККМ. Утром работник должен посмотреть, много ли лент в кассовом аппарате, снять отчет X, который показывает обнуленную выручку. Как выяснилось, не во всех организациях кассиры умеют заправлять контрольную ленту. Поэтому нужно обязательно обучить своих сотрудников этому. Контрольная лента является первичным документом и должна храниться пять лет. По требованию налоговой в журнале кассира-операциониста отражаются все отчеты Z, они вносят запись внутрь машины. Отчет Z запрещено бесконтрольно снимать в течение дня.

Для главного бухгалтера немаловажно постоянно контролировать визиты мастера центра технического обслуживания. После того как он осмотрел машину, желательно снять отчет Х. Отсутствие на кассе пломбы налоговая рассматривает как вскрытие ККМ, а это грозит организации штрафом в 30 тысяч рублей. Поэтому за исполнением правил нужно четко следить.

Как вести себя при проверке

Если в организацию пришла проверка, вы должны знать, что инспекторы обязаны представить вам приказ. В нем должны быть указаны срок, ФИО проверяющих и предмет проверки. Прежде чем пускать на порог непрошеных гостей, нужно проверить все данные – даже ошибки в написании адреса в акте могут позволить вам избежать проверки.

Плановые ревизии инспекторы проводят не чаще одного раза в два года в присутствии руководителя. Кроме того, если к организации нет никаких замечаний, то у инспектора нет оснований через год вернуться в фирму с внеплановой проверкой. Она призвана проконтролировать, были ли устранены нарушения, обнаруженные во время плановых мероприятий.

Правда, внеплановые проверки могут проводиться и по жалобам, поступившим в Департамент потребительского рынка и услуг. В этом случае инспекторы должны показать телефонограмму или письмо, на основании которых они совершают свой визит. Проверяющим кассир обязан предоставить любую информацию и совершить любые действия, которые потребуют сотрудники налоговых органов: снять кассу, сличить выручку, посмотреть журнал кассира-операциониста.

В акте по результатам проверки должна непременно стоять подпись кассира. Если сотрудник с чем-то не согласен, он вправе отметить это в документе. Там же нужно обязательно указать и то, что в момент проверки отсутствовала администрация фирмы.

Что лучше – излишки или недостача?

На этот вопрос участники ответили хором: «Недостача!» Ведь она может случиться и по неопытности кассира. В любом случае с ним заключен договор о материальной ответственности и эти деньги сотруднику придется вернуть.

А вот обнаружение излишков позволит инспектору составить о предприятии или кассире мнение как о нечистом на руку. Излишки считаются с любой суммы вплоть до копеек. Соответственно никаких лишних, в том числе личных, денег в кассе быть не должно. В противном случае фирме грозит штраф. Он рассчитывается как трехкратный размер от суммы, не оприходованной по кассе. Например, если в кассе 25 тысяч рублей, а по отчету семь тысяч, то сумма штрафных санкций составит: (25 000 руб. – – 7000 руб.) x 3 = 54 000 руб.

Пусть штрафы платит кассир

Если ваш кассир все время совершает одни и те же ошибки и вы устали делать ему замечания, заставьте сотрудника прочесть правила работы и эксплуатации ККМ и подписаться под ними. А лучше не жалейте денег и отправьте неопытного сотрудника на обучающие курсы, где ему выдадут «корочку». Многие фирмы поступают именно так с тех пор, как арбитражная практика показала, что можно взыскать штраф не с организации, а с кассира. В постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 апреля 2003 г. № 12-128/03-С43 сказано, что фирмой были созданы все условия для правильного ведения денежных расчетов с населением с применением бланков строгой отчетности, соответствующие бланки имелись у кассира, которая их не использовала, хотя была ознакомлена с правилами торговли и своими должностными обязанностями.

Вместо 30 тысяч рублей штрафа, наложенного на компанию за неприменение ККТ и бланков строгой отчетности, арбитры предписали оштрафовать кассира. Такое взыскание, как правило, ограничивается суммой 1500–2000 рублей.

Пластиковые особенности

Кассовый аппарат используется не только при наличных расчетах, но и при расчетах с использованием платежных карт. Чтобы ввести для клиентов услугу оплаты кредитками, нужно заключить договор на обслуживание с банком. Сотрудники банков должны обучить кассиров и выдать правила, по которым они будут работать с карточками. Очень часто банковские служащие своими обязанностями пренебрегают, и кассиру приходится учиться у коллег. Как призналась одна из участниц семинара – ресторанный бухгалтер, в их организации большая текучка кадров. В таком случае при оформлении договора нужно настаивать на постоянном обучении персонала.

Одним из камней преткновения между кассиром и покупателем может стать паспорт. Кассир может требовать у клиента документ только в исключительных случаях, и каждый потребитель это знает. Однако это не означает, что нельзя проконтролировать добросовестность покупателя, ведь на каждой карте должна быть личная подпись ее владельца. Поэтому кассир может сверить подпись на карте с подписью на слипе. Это правило может также воспитать у кассира привычку внимательно относиться к подписи покупателя. Ведь если клиент забыл расписаться в слипе, то услугу за него фактически оплатил кассир. Об этом, кстати, не знали присутствовавшие бухгалтеры.

Только кассовый чек является первичным документом, и при его отсутствии покупатель ничем не может подтвердить свои расходы перед налоговой и возместить НДС. По этой причине многие организации в результате отказа от ККТ и перехода на безналичный расчет теряют отдельных контрагентов. А ведь в применении кассы, как показал семинар, нет ничего страшного, если правильно наладить работу кассира.

Благодарим за помощь в подготовке материала Налоговую академию – уполномоченный учебный центр МНС.

Кассовая ловушка

На рынке производителей ККТ недавно прошумел скандал – в продаже появились под видом бывших в употреблении абсолютно новые машины. Эти ККМ не оборудованы ЭКЛЗ и снабжены документами, согласно которым они якобы были выпущены до 2005 года. Бухгалтеры, купившие такие кассы, выкинули деньги на ветер и теперь вынуждены снова приобретать ККМ. С вопросом о том, как распознать такую кассу, мы обратились в Российскую ассоциацию центров технического обслуживания ККМ.

Итак, касса, не оснащенная ЭКЛЗ и снабженная документами, согласно которым она была выпущена до 2005 года, должна содержать следующие визуально распознаваемые маркеры:

  1. Голограмма Госреестра должна быть датирована не позже 2004 года.
  2. Дата производства ККМ, указанная на стикере (шильдике) «Заводской номер ККМ» и в формуляре, должна быть не позднее 2004 года.
  3. От первичной фискализации ККМ должно пройти не более семи лет.
  4. В наименовании кассы ККМ (на стикере и в формуляре) должна присутствовать литера «Ф».

Касса должна быть ранее фискализирована – это означает, что у аппарата подключена фискальная память и касса опломбирована. При покупке необходимо проверить дату ее первичной фискализации. Это можно сделать через печать фискального отчета либо по отметке в формуляре. Хотя как показывает практика, эти признаки могут элементарно подделать как производители, так и центры технического обслуживания ККМ.

Единственный стопроцентный способ проверить кассовый аппарат – это посмотреть в формуляре ККМ номер налоговой инспекции, которая проводила первичную фискализацию кассы, и обратиться к инспекторам за подтверждением информации.

В настоящее время фискализация ККМ с неистекшим нормативным сроком амортизации налоговыми органами производится в соответствии с письмом Минифина от 8 июня 2006 г. № 03-01-15/4-124. Бухгалтерам стоит его внимательно изучить.

Как оформить размен?

1 вариант. Старший кассир каждый день выдает расписку: «Старший кассир Петрова выдала кассиру Ивановой 500 руб. на размен». Это фиксируется по форме № КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств».

2 вариант. На год издается приказ о выдаче кассиру определенной суммы на размен. Это делается в случае, если кассы организации находятся в разных местах. Например, если бухгалтер работает в сети магазинов.

Екатерина ВЛАСОВА

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.