Расходы на PR: налоговые аспекты

Расходы на PR: налоговые аспекты

21.06.2006

Компания может осуществлять связи с общественностью как собственными силами, так и с помощью сторонних организаций и предпринимателей. В первом случае серьезных налоговых вопросов не возникает – речь идет в основном о заработной плате собственных работников. Если же фирма заключает договоры на PR*, она может столкнуться с налоговыми сложностями. О том, как с ними справиться, автор рассказал в своей статье.

Обычно компания заключает договор на PR с рекламным агентством или фирмой, которая оказывает услуги по связям с общественностью. По условиям такого соглашения исполнитель обязан, например, разместить в СМИ информацию о компании, ее продукции, товарах или услугах. Эти материалы будут адресованы всем потребителям без исключения. Их задача – сформировать у потенциальных покупателей интерес к продукции заказчика и способствовать ее продвижению на рынке. Таким образом, услуги по договору на PR отвечают общим признакам рекламы. Они перечислены в статье 2 действующего Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» и статье 3 нового одноименного закона № 38-ФЗ, который вступит в силу с 1 июля 2006 года. Однако тот факт, что такие материалы официально не называют рекламой (в них отсутствует пометка «на правах рекламы»), может серьезно осложнить учет PR-расходов при расчете налога на прибыль.

Варианты учета

В Гражданском кодексе договоры на PR не выделены в специальную группу. С правовой точки зрения их обычно рассматривают как соглашения о возмездном оказании услуг (ст. 779 ГК РФ). Такие контракты могут содержать элементы других форм договоров. При этом Налоговый кодекс не поясняет, правомерно ли учитывать расходы на PR при расчете налога на прибыль. Таким образом, вопрос учета затрат фирмы на услуги по связям с общественностью достаточно спорный. Если компания планирует уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы PR-расходов, эти затраты она может учесть одним из трех способов:

  1. как расходы на другие виды рекламы, которые нормируются в пределах 1 процента выручки от реализации за соответствующий период (п. 4 ст. 264 НК РФ);
  2. как прочие затраты, которые связаны с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  3. как расходы на консультационные, информационные и аналогичные услуги (подп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Каждый из упомянутых способов учета PR-затрат имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.

Расходы на рекламу

Очевидно, что материалы, опубликованные в результате PR-услуги, должны привлекать внимание потребителя к рекламируемому объекту и таким образом продвигать товары заказчика на рынке. Поэтому расходы на «связи с общественностью» можно представить как рекламные. Как мы упоминали выше, их можно учесть лишь в размере 1 процента выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Вместе с тем PR-материалы в СМИ не содержат пометку «на правах рекламы». Поэтому в привычном понимании их считают не рекламной публикацией, а обычной статьей (или телепередачей и т. п.). В классическом случае рекламу размещают в СМИ на основании соответствующего договора. Однако такие соглашения при проведении PR-кампаний не заключают. Таким образом, фактически фирма платит деньги за рекламу своего товара, но представлена она будет в форме какого-либо «обычного» материала. По этой причине у компании может возникнуть спор с налоговой инспекцией.

В таком случае следует помнить, что содержание договора имеет приоритет над его формой (ст. 431 ГК РФ). Нужно обратить внимание инспектора на то, что главное условие отнесения трат к рекламным – распространение информации – соблюдено. Ведь, если прямого договора о рекламе нет, это еще не значит, что фирма ее не размещает. Кроме того, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 21 июля 2004 г. № Ф04-5004/ 2004(А81-3059-31) арбитражный суд прямо указал, что «согласно пункту 4 статьи 264 Налогового кодекса расходы по связям с общественностью относятся к расходам на иные виды рекламы».

Налоговая инспекция может также посчитать, что прямой связи между расходами на PR и доходами фирмы не существует. Поэтому правомерность учета этих затрат при расчете налога на прибыль окажется под сомнением. Однако с инспекторами можно поспорить. Налоговый кодекс не содержит требования о том, что расходы должны приводить к получению дохода. К такому выводу контролеры пришли, например, в письме МНС России от 27 сентября 2004 г. № 02-5-11/162@.

Позицию фирмы в споре с инспекторами упрочат внутренние документы (служебные записки, отчеты и т. д.), которые подтверждают необходимость пиар-затрат для получения доходов.

Конечно же, иметь такие бумаги вовсе не обязательно. Уменьшать прибыль на расходы по «связям с общественностью» можно и без них.

Обратите внимание: «позитивные» письма Минфина России не смогут полностью застраховать фирму от претензий налоговой инспекции. Ведь в этих письмах не указано, что фирма может учитывать расходы на PR при расчете налога на прибыль, если пометка «на правах рекламы» отсутствует.

Прочие производственные расходы

Список прочих расходов, которые можно учитывать при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Это означает, что компания вправе учесть любые затраты, если они экономически оправданны и подтверждены документами (п. 1 ст. 252 НК РФ). Чтобы соблюсти эти требования, исполнитель и заказчик должны заключить договор на PR, составить акт приема-передачи услуг или работ и, при необходимости, счет-фактуру.

Если правильно оформить все документы, компании, скорее всего, удастся избежать претензий со стороны налоговой инспекции. Ведь фирмой будут полностью соблюдены требования Налогового кодекса. Доказать, что затраты на услуги по связям с общественностью экономически оправданны, не сложно. PR – одно из направлений маркетинговой стратегии компании. Это популярный инструмент продвижения продукции фирмы, который позволяет компании увеличить продажи, а значит, и выручку.

Заметим, компания вправе учитывать расходы (уменьшать налогооблагаемую прибыль) независимо от того, есть ли в ее структуре маркетинговое подразделение.

То, что расходы на PR можно считать производственными, подтверждает и арбитражная практика (например, постановление ФАС Московского округа от 4 июля 2005 г. № КА-А40/5566-05).

Компании выгодно учитывать затраты на PR-услуги как прочие производственные расходы. Ведь при расчете налога на прибыль такие затраты можно учитывать без ограничения.

О рекламе можно и забыть

Нередко договор на PR обязывает исполнителя пригласить журналистов, создать пресс-кит, разослать информационные материалы в СМИ, составить пресс-клиппинг и т. д. В таких случаях можно рекомендовать заказчику заключить соглашение об оказании консультационных, информационных или аналогичных услуг. Однако в тексте договора не следует явно прописывать условия работы с журналистами и освещения в прессе работы фирмы. Иначе налоговая инспекция может сделать вывод, что договор предполагает несколько видов услуг. Контролеры могут потребовать от компании составить смету и выделить из общей стоимости услуг цену «не признаваемых», по их мнению, расходов. В этом случае у налоговых работников снова появятся вопросы о производственном характере затрат на связи с общественностью.

Стоимость услуг, которые в тексте договора четко не прописаны, безусловно, будет включена исполнителем в общую цену соглашения. Однако это вряд ли существенно увеличит цену консультационных услуг.

Проблемы с налоговой инспекцией могут возникнуть у фирмы, когда стоимость таких услуг покажется контролерам подозрительной. Например, если цена по новому соглашению на 20 процентов выше, чем стоимость аналогичных услуг по предыдущим договорам или отличается от рыночных цен более чем на 20 процентов (ст. 40 НК РФ). Хотя, как правило, инспекторам сложно определить уровень рыночных цен.

Противоречивые письма Минфина

Сотрудники Министерства финансов изложили свою позицию по вопросу учета PR-расходов в нескольких письмах. Особенно интересны два из них. Оба они появились сравнительно недавно – в январе 2006 года. Мнения, которые Минфин высказал в этих письмах, диаметрально противоположны.

Так, в письме от 11 января 2006 г. № 03-03-04/2/2 финансисты заметили, что организация вправе учесть расходы на оплату за размещение в СМИ информации (в том числе в виде интервью и отзывов клиентов) при налогообложении прибыли.

Однако в письме от 31 января 2006 г. № 03-03-04/1/66 Минфин изложил совершенно другое мнение. Работники ведомства сообщили, что, если пометка «на правах рекламы» отсутствует в материалах, которые размещены в СМИ и оплачены, то эта информация не является рекламной. Поэтому такие расходы нельзя учитывать при расчете налога на прибыль.

Практические рекомендации

Итак, можно сделать вывод, что затраты по договорам на PR проще и безопаснее оформлять как расходы на консультационные, информационные и аналогичные услуги (подп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ). Понятно, что для этого фирме нужно заключить соответствующий договор. К таким соглашениям налоговые инспекции относятся, как известно, предвзято. Однако если все операции по договору оформлены правильно составленными документами, а исполнитель услуг – добросовестная компания, то заказчику, скорее всего, удастся избежать претензий со стороны инспекторов.

Если фирма учитывает расходы на PR-услуги как рекламные, спор с налоговой инспекцией практически неизбежен. В таком случае компания может использовать в качестве аргумента некоторые письма Минфина (в частности, от 11 января 2006 г. № 03-03-04/2/2 и от 21 марта 2003 г. №04-02-05/ 1/24) и сослаться на упомянутую арбитражную практику.

Фирме будет несложно обосновать экономическую оправданность расходов, если она будет учитывать затраты на PR как прочие производственные расходы. Однако если у компании не получится отстоять свою точку зрения, то ей придется уплатить не только пени и налоги, которые доначислят инспекторы, но и штрафы.

Примеры PR-услуг

По договору на PR исполнитель может предложить заказчику:

  • осветить рекламное мероприятие в прессе;
  • оказать услугу в качестве пресс-агента;
  • провести специальные мероприятия – пресс-конференции, бизнес-завтраки и т. п.;
  • услугу пресс–клиппинга (отследить все публикации, которые появились благодаря работе агентства, и представить заказчику информацию в удобном для него формате);
  • составить и распространить пресс-релизы мероприятий заказчика

Не удалось снизить прибыль – уменьшим НДС

У компании может не получиться доказать обоснованность расходов на PR при расчете налога на прибыль. При этом у фирмы все же остается шанс получить вычет по НДС. Компания должна подтвердить, что PR-услуги необходимы для осуществления деятельности, которая облагается НДС. Доказывать экономическую оправданность затрат в данном случае не нужно.


* Public relations (англ.) – отношения с общественностью.

Давлетшин Айрат, независимый налоговый юрист

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA