В Москве начинается передел нотариальных контор

В Москве начинается передел нотариальных контор

15.06.2006

У любого бухгалтера может возникнуть необходимость обратиться к нотариусу. Кому-то нужно заверить заявления на регистрацию, кому-то — внести изменения в учредительные документы или оформить доверенность. В столичном нотариате, к сожалению, дела обстоят не лучшим образом. Мало того, что приходится отстаивать многочасовые очереди, так еще у каждого юриста разные тарифы. Поэтому московские власти пришли к выводу, что пора навести порядок.

Столичные чиновники и депутаты подошли к вопросу со всей, как водится у нас, серьезностью и приняли закон, который должен упорядочить работу юристов. Речь идет о Законе г. Москвы от 19 апреля 2006 г. № 15 «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве». В начале мая документ вступил в силу. Одно из самых важных его положений касается количества нотариусов на душу московского населения. Сейчас в столице работает около 700 контор. По расчетам властей в городе постоянно или временно проживает 14 миллионов человек. Это значит, что каждый юрист обслуживает по 20 тысяч жителей мегаполиса. Новый закон предусматривает, что один нотариус должен обслуживать не более 15 тысяч жителей.

Председатель Мосгордумы Владимир Платонов, комментируя закон, пояснил, что данная цифра является условной. Он отметил:

— В городе должно появиться около 300 новых нотариальных контор. Это поможет значительно повысить качество оказания нотариальных услуг жителям столицы.

Дело в том, что в Москве количество нотариусов квотируется, то есть ни один юрист, даже если он сдал необходимые экзамены в Министерстве юстиции, не может получить лицензию до тех пор, пока кого-то из действующих нотариусов не лишат разрешения на работу или он не сложит с себя полномочия. Сейчас же появляется возможность для выдачи нескольких сотен новых разрешений. Однако, как говорят сами нотариусы, моментального увеличения числа контор ждать не стоит.

К примеру, как считает нотариус Светлана Гришина, только на выдачу новых лицензий могут уйти годы:

— Обустройство контор и другие организационные вопросы — большие деньги. На это тоже понадобится время. На мой взгляд, не стоит ждать моментального улучшения обстановки в нотариате.

А директор юридической компании «Селиванов, Гришин и партнеры» Сергей Дунаев уверен, что качество нотариальных услуг зависит далеко не от количества контор.

— Нотариусов и сейчас немало, — поясняет Сергей Дунаев. — Но, как и в любом другом бизнесе, там своя конкуренция и свои законы. Качество оказания нотариальных услуг зависит от отношения человека к работе, от организации собственного труда. Сейчас нет проблем с тем, чтобы, скажем, заверить документы без очереди или сделать это в субботу. Можно также обратиться в юридические фирмы, которые часто имеют связи в нотариальных конторах. Вопрос скорее упирается в цену. Скажем, отстояв три часа в очереди, вы заверите заявление за 200 рублей, которые положены по тарифу, а без очереди вам такая услуга обойдется в два-три раза дороже.

Помимо того что новый закон призван увеличить количество нотариусов, он также должен навести порядок с графиком работы юристов. В течение лета юристы обязаны представить в префектуры столицы режим своей работы. По задумке властей, в каждом административном округе появятся нотариусы, которые работают вечером, в выходные, а также осуществляют выезд к клиенту. Вот только проблему с тарифами это вряд ли решит.

Тарифы и услуги

В тарифах за нотариальные услуги, как мы уже сказали, царит полная неразбериха. Налоговый кодекс устанавливает определенную и фиксированную плату (см. таблицу). Однако на практике нотариусы берут гораздо больше. Повысить тариф они не могут, даже несмотря на то, что являются частнопрактикующими специалистами, а дополнительную плату взимают под видом технических работ. У фирм из-за этого возникает масса проблем.

Технические работы — это набор текста, составление доверенности или договора, иногда даже простая брошюровка. Тариф, установленный в Налоговом кодексе (ст. 333.24 НК), — единый для всех, а вот цена технических работ зависит от «усмотрения нотариуса».

«Московский бухгалтер» решил обратиться в несколько контор с вопросом, сколько стоит заверить заявление на регистрацию юридического лица. Лишь один нотариус согласился выполнить это действие за 200 рублей, предусмотренные законом. Остальные называли суммы от 250 до 300 рублей. Набор текста доверенности, к примеру, столичные юристы оценивают в 400—500 рублей плюс тариф, составляющий 200—500 рублей. Если текст доверенности уже имеется, то за него денег не берут, но взимают плату за набор — в среднем 100 рублей. Разработка проекта договора — от 1000 рублей. Заверить копию устава везде стоит 500 рублей, однако если у вас нет копии, то придется заплатить дополнительно по 5 рублей за один лист документа.

Нотариусы берут эту плату «полуофициально». Законодательно она не предусмотрена. Раньше, согласно отмененному ныне Закону «О госпошлине», нотариус был вправе принимать деньги за техническую работу, сейчас — нет. В Налоговом кодексе указан конкретный размер госпошлины за конкретный документ независимо от количества страниц и проделанной нотариусом бумажной работы. Однако в законе «О нотариате» сказано, что юристы обязаны делать техническую работу. А поскольку в этом документе про доплату ничего не написано, получается, что они должны делать все это бесплатно.

Конечно, нотариусов это совершенно не устроило, и сразу после вступления в силу Налогового кодекса с главой о госпошлине они обратились в Московскую нотариальную палату. Палата выпустила письмо, которое разрешает юристам оценивать свой технический труд. Поэтому искать правды практически бесполезно. Единственное, что можно сделать — обратиться в суд, но гораздо проще заплатить лишние несколько сотен. Кстати, поскольку законодательно эта плата не предусмотрена, налоговики часто отказываются принимать такие расходы.

Вот что рассказала аудитор Юлия Напкунайте:

— Практика составления документов у нотариусов, взимающих деньги за техническую работу, разная. В одной конторе общая сумма

может быть указана в самом договоре с формулировкой «взыскано по тарифу столько-то, включая составление документа и техническую работу (отдельной строкой)». В этом случае у компании не возникнет проблем со списанием затрат, ибо работников ИФНС такой вариант устраивает. В других конторах в документе может быть зафиксирована только госпошлина. За техническую работу вам должны выдать отдельную квитанцию. Ее обычно передает помощник, оформленный как частный предприниматель. Тогда у вас должны быть на руках кассовый чек и акт выполненных работ либо иной документ, где перечислено наименование оказанных услуг. Часто помощники-предприниматели выдают БСО, но списать затраты юридическое лицо не сможет, поскольку документ предназначен только для оказания услуг населению.

Если вы вынуждены часто обращаться к нотариусам, стоит либо найти юриста, который будет выдавать правильно оформленные бумаги, устраивающие налоговую инспекцию, либо обратиться в контору, где все берут по тарифу.

В Москве такие есть, главное — найти.

Как ни странно, столичные нотариусы, которые вроде бы должны работать по одним и тем же законам, не только берут разную плату за свои услуги, но и предъявляют различные требования.

К примеру, если фирме необходимо заверить заявление на смену генерального директора, большинство контор требует представить выписку из ЕГРН. Причем в одних конторах хотят, чтобы выписка была оформлена не более трех дней назад, других устраивает выписка и месячной давности. А некоторые нотариусы вообще такую выписку не требуют.

Решая вопрос, где и как представлены нотариальные услуги в столице и Подмосковье, «Московский бухгалтер» обратился к справочнику «В помощь бухгалтеру». Здесь можно найти информацию практически о всех юридических и нотариальных компаниях. Кстати, это не единственное достоинство справочника. Вот что нам рассказал директор издания «В помощь бухгалтеру» Михаил Филатов:

— Новое издание справочника, которое вышло в конце апреля 2006 года, мы постарались сделать еще более удобным и насыщенным по информационному наполнению. «В помощь бухгалтеру» дополнили свежими рубриками, которые пригодятся специалисту не только в профессиональной, но и в повседневной жизни. Приятный сюрприз — обозначения государственных структур на карте Москвы и Московского региона. Ну и, конечно, мы не забыли о календаре бухгалтера и обновленных данных о размерах пособий, компенсаций, штрафов, налоговых ставок и о многом другом. Кстати, здесь вы найдете и информацию обо всех периодических изданиях для специалистов бухучета и прочих работников финансовых служб. Надеемся, что справочник «В помощь бухгалтеру» станет для вас незаменимым помощником на работе и дома. Для этого вам нужно только оформить подписку и заказать справочник.

Руслан Кайманов

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное