Продажа витаминной продукции

Продажа витаминной продукции

02.06.2006

Вот уже и лето не за горами. На прилавках магазинов появляются свежие овощи и фрукты, а у бухгалтера – дополнительные заботы.

Организация торговли продуктами на самом деле не так проста, как может показаться на первый взгляд. Мало того что должны соблюдаться гигиенические требования к состоянию помещения, условиям хранения, здоровью продавцов и т. д., сам процесс учета достаточно сложен.

Проверьте документы у поставщика

Приобретая продукты у поставщика, прежде всего необходимо удостовериться в том, что на продукты имеются сертификаты соответствия. Кроме того, надо попросить представить сведения о пестицидах, использованных при возделывании сельскохозяйственных культур, если, например, овощи закупаются непосредственно у производителя. Поскольку ввоз, использование и реализация продуктов без информации о применении пестицидов при их выращивании не допускается (п. 2.15 СанПина 2.3.2.1078-01, утвержденного постановлением Главного санитарного врача РФ от 14 ноября 2001 г. № 36).

Сейчас в продаже часто встречаются так называемые генетически модифицированные продукты, поэтому на товаре обязательно должна быть этикетка с указанием «генетически модифицированная продукция» (п. 2 ст. 10 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1). Так, в список таких продуктов включены томаты, дыни, кабачки и т. д. Полный перечень можно найти в приложении 4 к СанПину 2.3.2 1078-01, утвержденному постановлением Главного санитарного врача РФ от 14 ноября 2001 г. № 36. Ответственность за отсутствие необходимой информации предусмотрена статьей 13 указанного Закона № 2300-1.

Хранение товаров и списание порчи

Несмотря на то что розничная торговля достаточно прибыльная отрасль, но и она порой может сопровождаться неожиданно возникающими расходами. И именно продажа продуктов сопряжена с риском, так как иногда портится до 40 процентов товара.

Как правило, выделяют нормируемые и ненормируемые потери. Первые включают в себя потери от естественной убыли: усушки, испарения, утечки. К этой же группе относится и порча, например, овощей в пределах норм естественной убыли.

Если при транспортировке или хранении часть продукции испортилась, то ее можно отнести к материальным затратам в пределах норм естественной убыли, утвержденных приказом Минторга РСФСР от 22 февраля 1988 г. № 45. И на соответствующую сумму надо уменьшить базу по налогу на прибыль – такое право организациям предоставлено пунктом 7 статьи 254 Налогового кодекса.

Ненормируемые потери возникают вследствие несоблюдения нормальных условий приемки, хранения, продажи продукции, небрежности персонала, брака и порчи товаров сверх норм естественной убыли.

Столкнувшись с такой ситуацией, организации-покупателю надо не только разобраться, кто же действительно виноват: поставщик или транспортная фирма. Очень важно правильно оформить документы при выявлении некачественной продукции и провести экспертизу, известив о ней продавца. Даже если тот откажется добровольно возместить стоимость испорченных продуктов и не направит представителя, у покупателя будут основания отстаивать свою правоту в суде.

Отметим, что если по вине партнера испортилась лишь часть продуктов, то к предъявленной претензии необходимо приложить только коммерческий акт и накладную. Требовать выписку банка и иные документы, подтверждающие оплату всей партии товаров, поставщик не имеет права. Приложить к претензионному заявлению данные о перечислении денег продавцу покупатель обязан только при полной утрате груза (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 сентября 2001 г. по делу № А58-1230/01-Ф02-2235/ 1-С2).

Пример

Организация розничной торговли «Сандал» приобрела у ООО «Торрен» партию томатов на общую сумму 22 000 руб., в том числе НДС – 2000 руб. При приемке товара обнаружилось, что часть томатов не соответствует кондиции. Бухгалтер «Сандала» оформил коммерческий акт и сделал следующие записи в учете:

Дебет 41 Кредит 60

– 18 000 руб. – оприходованы томаты, соответствующие нормам качества;

Дебет 19 Кредит 60

– 1800 руб. – отражен НДС по оприходованной продукции;

Дебет 76-2 Кредит 60

– 2200 руб. – предъявлена претензия поставщику.

А вот если овощи испортились уже во время хранения на складе самой организации, то, проводя инвентаризацию, необходимо выявить причины порчи. Ведь стоимость «некондиции» будет списываться в зависимости от наличия виновных лиц.

В соответствии с пунктом 7.6 Санитарных правил 2.3.6.1066-01, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 7 сентября 2001 г. № 23, при хранении пищевых продуктов должны строго соблюдаться правила товарного соседства, нормы складирования. Овощи и фрукты, имеющие специфический запах, например лук, должны храниться отдельно от товаров, легко воспринимающих запах, таких как перец, томаты.

Если среди качественных овощей есть испорченные или такие, которые только начинают портиться, то их надо обязательно изъять и утилизировать. В том случае, если продавец не соблюдал эти требования, сумму ущерба, возникшего из-за порчи овощей, надо взыскать с материально-ответственного лица. Такое решение должно быть оформлено приказом руководителя.

Такая разная упаковка

В организациях розничной торговли запрещено взвешивание неупакованных продуктов непосредственно на весах, например, без оберточной бумаги. Кроме того, магазинам рекомендуется даже мыть корнеплоды, высушивать их и расфасовывать в сетки и пакеты (ч. 8 Санитарных правил, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 7 сентября 2001 г. № 23). А статья 481 Гражданского кодекса обязывает продавца передавать покупателю товар в таре или упаковке, если продукт по своему характеру требует упаковки.

Развесные продовольственные товары, например яблоки, должны обязательно передаваться покупателю в упакованном виде (п. 35 Правил продажи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55). В таком случае затраты на упаковку товаров являются важной частью расходов магазина.

Упаковочные материалы – бумага, картон, полиэтиленовые пакеты – относятся к одноразовой таре (п. 160 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). При упаковке товаров стоимость этих материалов включается в их себестоимость и отдельно покупателем не оплачивается.

Упаковку можно разделить на непосредственную (первичную) и внешнюю. Первая неотделима от вложенного в нее товара и сохраняет его потребительские свойства и качество. Внешняя защищает от повреждений первичную – это, например, полиэтиленовые и бумажные мешки, коробки и ящики, поддоны, корзины и т. п.

Упаковочные материалы отражаются по фактической стоимости приобретения или изготовления с учетом расходов на доставку (п. 5 ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н). Стоимость упаковочных материалов (веревки, бумаги, пергамента, полиэтиленовых пакетов и т. д.) магазины учитывают на счете 41 «Товары» субсчет 3 «Тара под товаром и тара порожняя».

Пакуем сами

Если покупатель возмещает торговой организации стоимость упаковки (фольги, декоративной оберточной бумаги, подарочных коробок, полиэтиленовых или бумажных пакетов и т. д.) отдельно от стоимости продуктов, магазин должен учитывать упаковочный материал как самостоятельный товар. Поэтому стоимость приобретенных упаковочных материалов необходимо отражать по дебету счета 41 «Товары» субсчет 1 «Товары на складе».

Поскольку учет продуктов в розничной торговле ведется в основном по продажным ценам, то на упаковку также необходимо сделать наценку и оформить ценник, как и на все прочие товары. В налоговом учете доходы от реализации покупных товаров (без учета НДС) уменьшаются на их покупную стоимость, а также на сумму расходов, которая связана с их реализацией (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Упаковка и товар – едины!

Если покупатель не возмещает стоимость упаковки, расходы на ее приобретение включаются в издержки обращения по статье «Расходы по таре, хранению, доработке, сортировке и упаковке товаров».

При этом в бухгалтерском учете делается такая запись:

Дебет 44 Кредит 41-3

– включена в издержки обращения стоимость упаковочного материала.

Организации вправе самостоятельно прописывать в налоговой учетной политике состав прямых расходов. Об этом говорится в статье 318 Налогового кодекса. Следовательно, затраты на упаковку теперь можно отнести к прямым, несмотря на то, что согласно статье 320 кодекса в торговых предприятиях такими расходами считаются только:

  • стоимость покупных товаров, реализованных в отчетном (налоговом) периоде;
  • суммы расходов на доставку покупных товаров до склада, если они не включены в цену приобретения.

Н. Морозова, ст. преподаватель Российского университета кооперации

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное