Бизнес и власть хотят собирать налоги по-разному

Бизнес и власть хотят собирать налоги по-разному

14.04.2006

Вызвавший ожесточенные споры законопроект о совершенствовании налогового администрирования, похоже, скоро все-таки будет одобрен Госдумой во втором чтении. Однако даже после полутора лет обсуждения и переговоров две противоборствующие стороны - Минфин и бизнес - не могут достигнуть компромисса по многим вопросам.

За последние две недели чиновникам министерства, предпринимателям и депутатам Комитета по бюджету и налогам Госдумы представилась возможность продолжить бурную дискуссию по законопроекту на двух публичных площадках. Но если расширенное заседание Комиссии Общественной палаты по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства представители Минфина все же посетили, то работу специализированной секции в Высшей школе экономики (ВШЭ) проигнорировали. Почему? Ответ на этот вопрос дал научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. "Я думаю, представителям Минфина, даже если бы они пришли, просто нечего было сказать критикам законопроекта. Ни одного вразумительного возражения против замечаний бизнеса мы от них в последнее время так и не услышали", — отметил он.

Бизнес просит назначить процедуры

А замечаний огромное количество. Более шестисот поправок поступило в налоговый комитет Госдумы после того как законопроект о совершенствовании налогового администрирования был принят в первом чтении. Главное, чего нет в документе, по мнению председателя Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, это гарантий прав налогоплательщиков и механизмов их защиты от неправомерных действий налоговиков. Не прописаны, по его словам, процедуры проведения камеральных проверок, а также продления сроков выездных проверок. "Их отсутствие в законопроекте, — считает Шохин, — дает налоговикам и суду возможность для самых разных толкований, а подчас и злоупотреблений".

Действия инспекторов остаются загадкой для многих представителей бизнес-сообщества. По словам президента Общероссийской общественной организации "ОПОРА России" Сергея Борисова, непонятно, почему после положительно завершившейся проверки спустя короткое время по тому же самому вопросу на фирму приходят снова. Исправить ситуацию, по словам заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрея Макарова, можно, решив проблему правоприменения. "Бизнесу станет проще работать, если действия налоговиков в ходе проверок станут предсказуемыми. Любое отклонение от прописанной в законе процедуры можно будет считать нелегитимным, а значит обжаловать его", — заявил он.

Заместитель министра финансов Сергей Шаталов не согласился с оппонентами, заметив, что правительство во многих аспектах уже учло пожелания бизнеса. "Мы серьезно продвинулись в отношении процедуры проведения камеральных проверок. "Закрытыми" стали сразу несколько перечней документов, которые налогоплательщики обязаны представлять в налоговые инспекции. Фирмы серьезно на этом сэкономят. Также обсуждаются варианты приостановления выездных проверок. Пока они четко не сформулированы, но очень скоро Минфин справится с этой задачей", — уверен Шаталов. От себя заметим, что чиновник так и не привел ни одного из рассматриваемых в министерстве вариантов, а значит ожидать можно чего угодно.

ФНС: королевство в королевстве

Федеральная налоговая служба — удивительная организация. Как известно, после проведения административной реформы она перешла в подчинение Минфина, однако до сих пор чиновники министерства не могут поставить ее под полный свой контроль. Примеров тому достаточно. Как заявил Александр Шохин, предприниматели до сих пор жалуются на то, что нормативные акты Минфина и ФНС противоречат друг другу. Впрочем, Сергей Шаталов заявил, что работа по согласованию писем и рекомендаций почти завершена и уже к маю разногласий не останется.

Ко всему прочему Федеральная налоговая служба, по словам Сергея Борисова, затягивает переговоры по законопроекту о совершенствовании налогового администрирования. "Мы идем по синусоиде. Когда наши позиции с Минфином по спорным вопросам сближаются, ФНС высказывает по ним совершенно неприемлемое для бизнеса мнение. В итоге все приходится начинать с чистого листа. Налоговая служба по отношению к министерству является королевством в королевстве", — с сожалением отметил он.

Чем заняться налоговику?

Тем не менее нельзя сказать, что налоговая служба работает плохо. Во всяком случае по сбору средств в бюджет к ней претензий быть не может. Удивительную статистику привел на конференции в Высшей школе экономики Евгений Ясин. По его словам, налоговики за первые три месяца этого года собрали на тридцать процентов налогов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "И это при том, что именно в начале прошлого года в бюджет поступили многомиллиардные суммы, взысканные с "ЮКОСа", — поражался Ясин. — Что же можно было выжать из бедных предпринимателей в начале этого года, чтобы добиться таких показателей?!"

Несмотря на несомненную гордость, испытываемую инспекторами по поводу такого богатого "урожая", основная их задача состоит вовсе не в сборе налогов. Так, по крайней мере, считает президент. Андрей Макаров привел на заседании Общественной палаты слова Владимира Путина, заявившего, что приоритетной для налоговиков должна стать проверка правильности начисления налогов.

Однако у ФНС свои критерии качества работы. Их и привел Макаров: "Первый — динамика поступлений доходов, второй — рост доходов в расчете на одного работника налоговых органов, третий — рост доначислений доходов, администрируемых ФНС по результатам проведения контрольных мероприятий, четвертый — снижение задолженности, подлежащей взысканию. Все остальное объединено емким термином "другие показатели". Проделана огромная работа по становлению налоговой системы, снижению налоговой нагрузки, мы совершенствуем с вами налоговое администрирование, продолжил рассуждать Макаров, но все это не будет иметь никакого значения, если не изменится психология работника налогового органа, который, приходя с проверкой на фирму, твердо убежден, что его единственная задача — обобрать налогоплательщика до нитки.

Примечательно, что задачу изменения психологии ревизоров поставил перед ними на недавно прошедшей коллегии Минфина и вице-премьер Александр Жуков, однако соратники по кабинету министров эту идею пока не воспринимают.

Сергей Шаталов, выслушав претензии, вновь заявил, что налоговая система должна обеспечивать пополнение бюджета, и не стоит вырывать из рук налоговиков инструменты воздействия на предпринимателей. "Это опасно для государства", — подчеркнул он.

За злой умысел инспекторы ответят свободой

Не менее опасны для государства недобросовестные налоговые инспекторы. Они, по мнению председателя экспертного совета по налоговому законодательству при налоговом комитете Госдумы Михаила Орлова, должны сидеть в тюрьме. "В Уголовный кодекс необходимо включить статью об ответственности налоговиков за вынесение заведомо незаконных решений. Даже если эта норма поначалу не будет работать, ее появление в Уголовном кодексе обозначит позицию государства, — отметил Орлов. — Таким образом власть убедит предпринимателей, что обеспечение доходной части бюджета любыми способами, в том числе и незаконными, ее не устраивает. А руководитель налоговой инспекции, в свою очередь, десять раз подумает, прежде чем подписывать заведомо противозаконное решение".

Это предложение поддержал управляющий партнер юридической фирмы "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Сергей Пепеляев. Он отметил, что появление специальной нормы в условиях тотального злоупотребления правами со стороны налоговых органов было бы оправданно. "Моя практика показывает, что далеко не все решения налоговиков, которые затем отменяет суд, являются следствием их непрофессионализма. Статья в Уголовном кодексе может стать отличным профилактическим средством против предвзятости инспекторов", — считает он.

Как и следовало ожидать, эта инициатива не нашла поддержки в Минфине. По мнению Шаталова, "вносить поправки в Уголовный кодекс должны более компетентные в этих вопросах органы, а в законопроекте о совершенствовании налогового администрирования таким нормам не должно быть места".

От недобросовестности надо избавляться

В чем сходятся и защитники интересов бизнеса, и чиновники, так это в оценке термина "недобросовестный налогоплательщик", который был введен в правовое поле Конституционным Судом. Так, Сергей Шаталов выразил недовольство присутствием в законодательстве "морально-этической, а не юридической категории". В свою очередь депутат Андрей Макаров заявил, что недобросовестность не должна быть ярлыком, который налоговики при любом удобном случае вешают на фирму.

"Предприниматель может нарушить требования, предъявляемые ему Налоговым кодексом, однако это не значит, что он недобросовестный, — пояснил депутат. — К сожалению, мне неоднократно приходилось сталкиваться с решениями судов, в которых фирма признавалась недобросовестной. При этом ничего больше ей в вину не вменялось". Подтверждением этому печальному факту стал пример, приведенный практикующим юристом Сергеем Пепеляевым. По его словам, однажды инспекторы при рассмотрении одного из дел в суде заявили о том, что их оппонент-налогоплательщик недобросовестный хотя бы потому, что выбрал для защиты адвокатов, раньше защищавших недобросовестные компании.

Новые правила сбора налогов уже на подходе

Обсуждение законопроекта о совершенствовании налогового администрирования явно затянулось. Чиновники высших эшелонов власти стали поторапливать участников дискуссии. Министр финансов Алексей Кудрин в ходе расширенного заседания коллегии Минфина заявил, что законопроект должен быть принят по итогам решающего второго чтения в Госдуме уже в мае. По его словам, в конце прошлого года министерство предполагало, что депутаты одобрят законопроект к январю этого года, однако согласование документа еще продолжалось. "Каждый шаг правительства и налоговой службы рассматривается сейчас словно под микроскопом. В ответ на каждое спорное решение Минфина или ФНС Дума предлагает десятки поправок, в которых указывает, как справиться с той или иной проблемой", — пояснил Кудрин. В том, что надо как можно скорее принимать законопроект, министра финансов поддержал заместитель председателя правительства Александр Жуков.

Так когда же случится знаменательное событие? В ответ на этот вопрос депутат Макаров лишь пожал плечами: "Я надеюсь, к лету все поправки мы согласуем, а уж когда примем…" — и многозначительно показал на небо.

А. Уйменов, корреспондент "Федерального агентства финансовой информации"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA