Прибыль-2005: проверим расчет

Прибыль-2005: проверим расчет

31.03.2006

Пришла пора рассчитывать прибыль за 2005 год и платить налог в бюджет. За прошедший год Минфин выпустил кучу писем, которые разъясняют отдельные нюансы расчета налога. Посмотрим, что, по мнению чиновников, можно включать в расходы для целей налогового учета, а что нет.

Амортизацию при ремонте начисляем

Фирма владеет зданием. В нескольких помещениях уже который месяц идет ремонт. Поэтому фирма не использует их для производственных целей и не сдает в аренду. Как в этом случае считать амортизацию при расчете налога на прибыль: целиком по всему зданию или за исключением ремонтируемых помещений?

Отвечая на этот вопрос, чиновники из Минфина рассуждают так. Амортизацию в налоговом учете начисляют отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества (п. 2 ст. 259 НК). А здание – это единый объект основных средств, который относят к десятой амортизационной группе (постановление Правительства от 1 января 2002 г. № 1). Поэтому независимо от того, что в некоторых помещениях идет ремонт, амортизацию в целях налогового учета нужно начислять по всему зданию (письмо Минфина от 26 мая 2005 г. № 03-03-01-04/ 1/299).

Это письмо Минфина положило конец спорам налоговиков с владельцами зданий. Дело в том, что раньше некоторые инспекторы считали: раз часть помещений во время ремонта не используется в деятельности по извлечению дохода, то амортизацию для расчета прибыли фирмы должны учитывать пропорционально «рабочим» площадям. При этом они ссылались на пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса. Там сказано, что в налоговом учете можно отразить только те расходы, которые возникли во время деятельности, направленной на получение дохода.

Регистрации нет, а ремонт идет

Здание фактически введено в эксплуатацию, однако государственную регистрацию еще не прошло (хотя документы уже поданы). Процедура регистрации занимает длительное время, а фирме потребовалось провести косметический ремонт части помещений. Как правильно учесть расходы на ремонт: увеличить первоначальную стоимость здания или включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией?

По этому вопросу чиновники из Минфина высказали такое мнение. Основные средства – это средства труда, используемые для производства продукции (п. 1 ст. 257 НК). Обязательное условие для признания имущества объектом основных средств – его фактическое использование при производстве, реализации продукции или для управленческих нужд. Таким образом, если у организации есть документы, которые подтверждают ввод в эксплуатацию объекта, то имущество признают объектом основных средств. Вывод: если имущество фактически введено в эксплуатацию, но еще не прошло госрегистрацию, то затраты на его ремонт можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с пунктом 1 статьи 260 Налогового кодекса (письмо Минфина от 11 октября 2005 г. № 03-03-04/1/275).

Эта позиция чиновников не может не порадовать. Она опровергла распространенное мнение налоговиков о том, что затраты по ремонту здания до госрегистрации в налоговом учете относить на расходы нельзя. Высказывая это мнение, налоговые инспекторы рассуждали так. Объекты недвижимости, не прошедшие государственную регистрацию, должны быть учтены в составе капитальных вложений, то есть на счете 08 (п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденного приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н). И, следовательно, расходы на их ремонт должны увеличивать первоначальную стоимость здания.

Тем же фирмам, которые не хотели увеличивать первоначальную стоимость, приходилось идти в суд. К счастью, судьи уже давно не поддерживали доводы инспекции и подтверждали право фирмы включать затраты на ремонт в состав прочих расходов, связанных с производством и реализаций. Естественно, при условии, что помещение использовалось для деятельности, направленной на извлечение дохода (постановление ФАС Северо-Западного округа от 31 января 2005 г. № А56-10815/04). Теперь эти выводы подтвердил Минфин.

Полуфабрикаты «до» и «после»

Фирма продала полуфабрикаты собственного производства, которые были изготовлены в 2004 году. Раньше (в 2004 году) такие расходы нельзя было отразить в налоговом учете. Дело в том, что доходы от сделки по реализации прочего имущества можно было уменьшить только на расходы по его приобретению (старая редакция подп. 2 п. 1 ст. 268 НК). Начиная с 1 января 2005 года уменьшать доходы от реализации можно и на расходы по созданию имущества (Закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ). Но относится ли это к расходам на создание полуфабрикатов, которые были изготовлены до 2005 года?

Мнение Минфина по этому поводу таково. Глава 25 Налогового кодекса не ограничивает перечень расходов, которые можно учесть при расчете налога на прибыль. Конечно, в том случае, если они соответствуют критериям статьи 252 Налогового кодекса. То есть обоснованны, документально подтверждены, экономически оправданы и произведены по деятельности, направленной на получение дохода.

Продажу прочего имущества вполне можно признать деятельностью, направленной на извлечение дохода. Поэтому фирма может учесть расходы на созданное ранее имущество при его продаже (письмо Минфина от 15 сентября 2005 г. № 03-03-02/84).

Пошлины включаем в стоимость

Фирма приобрела оборудование за границей. При ввозе на территорию России уплатила таможенные пошлины и сборы. Можно ли таможенные пошлины отразить в налоговом учете в составе прочих расходов (ст. 264 НК)?

Чтобы ответить на этот вопрос, чиновники из Минфина предлагают проанализировать определение первоначальной стоимости основного средства. В соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса под ней понимают сумму расходов на приобретение основного средства, за исключением сумм налогов, которые подлежат вычету или включению в состав прочих расходов (п. 1 ст. 257 НК).

Таможенные пошлины с начала 2005 года исключили из списка налогов, который приведен в статьях 13–15 Налогового кодекса (Закон от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ). Поэтому сумму уплаченных таможенных пошлин по приобретенным в 2005 году основным средствам нужно включать в первоначальную стоимость объекта. Отнести эту сумму к прочим расходам, по мнению Минфина, нельзя (письмо от 9 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/349).

«Действительно, начиная с 1 января 2005 года таможенные пошлины исключили из состава налогов, в состав же прочих расходов, связанных с производством и реализацией, они не были включены, – комментирует Владимир Мещеряков, автор книги “Годовой отчет – 2005”. – Поэтому формально фирмы должны были включать их в первоначальную стоимость основных средств. Однако уже в июне был принят Закон № 58-ФЗ, который разрешил включать таможенные пошлины в состав прочих расходов (п. 16 ст. 1 Закона от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ – прим. ред.). Причем это правило распространяется на все правоотношения, возникшие с начала 2005 года (п. 5 ст. 8 Закона № 58-ФЗ – прим. ред.). Следовательно, позицию Минфина можно оспорить».

Двойной доход от ликвидации

Фирма продала металлолом, полученный от ликвидации основного средства.

По мнению Минфина, доходы, полученные во время ликвидации основных средств, относят к внереализационным (п. 13 ст. 250 НК) и учитывают при расчете налога на прибыль. Доходы от реализации товаров включают в налоговую базу по налогу на прибыль (ст. 248, 249 НК).

Расходами в целях налогообложения признают затраты, которые фактически произведены организацией (п. 1 ст. 252 НК). Поэтому оприходованную стоимость металлолома нельзя отнести к расходам, уменьшающим налоговую базу при его реализации (п. 49 ст. 270 НК). Это подтвердил Минфин в письме от 26 октября 2005 г. № 03-03-04/1/300.

Списываем украденное по справке

У фирмы украли имущество. Милиция провела расследование, но виновных не нашла. Следствие по делу было приостановлено. Можно ли списать убытки от хищения на расходы в налоговом учете, и к какому налоговому периоду их относить?

Отвечая на этот вопрос, чиновники из Минфина рассуждали так. Убытки от хищений, виновники которых не установлены, в налоговом учете можно отнести к внереализационным расходам (подп. 5 п. 2 ст. 265 НК). Однако любые расходы фирмы должны быть обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК). Поэтому факт отсутствия виновных должен быть подтвержден официальным документом уполномоченного органа государственной власти.

По хищениям имущества предварительное следствие проводит следователь органов внутренних дел. Если виновные не установлены, он выносит соответствующее постановление, которое направляет прокурору (подп. 2 п. 1 ст. 208 УПК). Потерпевшая организация может получить копию этого документа (подп. 13 п. 2 ст. 42 УПК). По мнению Минфина, этот документ является достаточным основанием для списания убытков от хищения имущества на внереализационные расходы. Отразить эти убытки в налоговом учете фирма должна в том периоде, в котором вынесено постановление (письмо Минфина от 3 августа 2005 г. № 03-03-04/1/141).

Это письмо адресовано прежде всего налоговикам, которые пытаются по-своему трактовать условия списания расходов, приведенные в статье 265 Налогового кодекса. Так, одна из инспекций посчитала, что для подтверждения факта кражи (при отсутствии виновных), следует принимать лишь документы, составленные в ходе уголовного дела. Однако судьи признали это утверждение не соответствующим закону (постановление ФАС Московского округа от 11 мая 2005 г. № КА-А41/3739-05). Другая налоговая решила, что убытки от хищения нельзя включать в состав расходов, поскольку они не связаны с извлечением доходов. Причем независимо от того, есть документальное подтверждение от госорганов или нет. Суд с этим доводом не согласился и указал, что убытки включены в состав расходов правомерно (постановление ФАС Уральского округа от 24 августа 2005 г. № Ф09-3673/05-С2). К сожалению, эти дела не единичные. Поэтому Минфин и решил подробно разъяснить: каких конкретно документов достаточно для того, чтобы подтвердить расходы по похищенному имуществу.

Благодарим Школу Валерия Драганова за помощь в подготовке материала.

С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.

Е. Пальмина

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA