Владимир Мещеряков: Как «подкрутить гайки» в годовом отчете

Владимир Мещеряков: Как «подкрутить гайки» в годовом отчете

20.03.2006 распечатать

Часто уже к сдаче отчетности гендиректор обнаруживает, что сумма НДС подозрительно большая, а налог на прибыль и вовсе зашкаливает. И дело не в ошибках бухгалтера, просто так получилось по итогам года. Руководство просит во что бы то ни стало сократить сумму обязательных платежей. Как поступить в этой ситуации, рассказал руководитель авторского коллектива книги «Годовой отчет – 2005» Владимир Мещеряков.

– Владимир Иванович, в том, что налоги фирмы по итогам года оказались выше ожидаемых, руководители обычно винят бухгалтеров. И требуют от них уменьшить платежи в бюджет. Может ли бухгалтер, например, снизить сумму НДС?

– Да. Если за последний квартал компания заключала договоры купли-продажи товаров на крупные суммы, то можно их переоформить задним числом на договоры товарного кредита. В соответствии с условиями этой сделки покупатель должен вернуть продавцу аналогичные товары плюс проценты по кредиту. А ближе к расчетной дате контрагенты заключают соглашение о том, что долг нужно погасить деньгами.

– А как товарный кредит сокращает НДС?

– Вся хитрость в расчете процентов по кредиту. Бухгалтер должен разделить стоимость сделки на две части: проценты и собственно товарный кредит. При этом нужно учесть, что процент не должен превышать ставку рефинансирования ЦБ РФ. Иначе с разницы придется платить НДС. В результате бухгалтер выведет из-под налогообложения часть стоимости, приходящуюся на «проценты».

– Но мы не учли мнение контрагентов. Вдруг они не согласятся?

– Вряд ли покупатель откажется от возможности купить товар с рассрочкой платежа. Кроме того, ему не придется платить за кредит.

– С НДС разобрались, спасибо. А что Вы скажете про налог на прибыль?

– Советую бухгалтеру поразмышлять над списанием устаревших основных средств. Обратите внимание на то, что оборудование можно списать по причине морального износа. Если фирма приобрела аналогичное новое имущество, то старое можно ликвидировать. Причем необходимо списать все «старье» полностью, ведь пригодные к эксплуатации запчасти могут увеличить прибыль. Тогда компания только наживет новые ненужные доходы. Счетный специалист вправе уменьшить налоговую базу по прибыли на убыток от выбытия основных средств (ст. 265 НК РФ).

– Подскажите, как доказать инспекторам, что оборудование действительно морально устарело?

– Генеральный директор должен создать специальную комиссию. Она оформит необходимые первичные документы (акты по форме ОС-4 или ОС-4б). Затем руководитель заверит акты. После этого бухгалтер сделает записи в учете и отметит в инвентарной карточке, что имущество списано.

– А какие еще налоги можно оптимизировать?

– Думаю, что под конец года не стоит пытаться переделать весь отчет. Но попробуйте еще заняться налогом на имущество. Я предлагаю бухгалтерам провести переоценку основных средств. Налог на имущество компания будет платить уже исходя из сниженной стоимости.

Что нужно делать для переоценки имущества? Все ли основные средства можно уценить?

– Стоит напомнить, что переоценивать можно только всю группу однородных объектов в целом. Нельзя в результате этой процедуры изменить стоимость только, например, двух из десяти грузовиков. Так что если вы решились на переоценку, то выбирайте не слишком многочисленные группы. Лучше всего проводить эту процедуру с техникой, поскольку цены на нее постоянно падают.

У переоценки, на первый взгляд, нет недостатков. Во-первых, компания самостоятельно решает, какое именно имущество переоценивать. Во-вторых, это необязательная процедура. В-третьих, в результате бухгалтер начисляет амортизацию по старой стоимости, а налог на имущество – по уцененной. Однако вы должны быть готовы проводить переоценку ежегодно после того, как сделаете это в первый раз (п. 15 ПБУ 6/01).

Кстати, результат бухгалтерских трудов отразится на отчислениях по налогу на имущество только в следующем году. Да, в этом году имущественный налог останется прежним, зато уже со следующего года у фирмы будет реальная экономия.

– Если компания все-таки решится на переоценку, то как ее документально оформить?

– Для начала руководитель издает приказ о переоценке. По ее результатам бухгалтер составляет ведомость. В ней он указывает наименование переоцененного оборудования, стоимость до и после уценки, разницу в цене. Также необходимо заключение независимой оценочной компании. Кроме того, переоценку нужно отразить в инвентарных карточках по форме ОС-6 или ОС-6а.

– А теперь самое важное. Вы упоминали о том, что некоторые изменения можно внести задним числом. Но ведь несложно провести экспертизу чернил и выяснить, что на самом деле документы были подписаны только вчера. Как фирме обезопасить себя от этого?

– Да, если подписывать документы шариковой ручкой, эксперты сразу обнаружат подделку. Некоторые бухгалтеры пробуют искусственно состарить бумаги. После этого срок давности подписи невозможно определить, но «насильственное старение» будет прямым доказательством подделки документов.

Мои читатели рассказывали, что они в таких случаях пользуются чернилами на водной основе. Они оформляют документы задним числом с помощью чернил «Радуга». В них ничего не меняется с течением времени. Кстати, не все ищут в продаже чернила на водной основе. Другие бухгалтеры пишут гелевыми ручками. Они говорят, что приходится еще как минимум полгода нервничать. Это срок, в пределах которого эксперты еще могут установить время постановки подписи. Похожий состав и у чернил для печатей.

Мой знакомый специалист утверждает, что невозможно определить давность напечатанного на лазерном принтере текста. Ведь с краской, используемой в этом печатном устройстве, как и с чернилами «Радуга», со временем ничего не происходит.

Беседовала эксперт «Консультанта» Анна Андрющенко

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...