ФНС обещает бухгалтерам ясную погоду

ФНС обещает бухгалтерам ясную погоду

03.03.2006

13 февраля в столице прошел семинар, посвященный новым положениям главы 21 Налогового кодекса. О том, как все изменения законодательства применять на практике, рассказала руководитель отдела методологии НДС Федеральной налоговой службы Ирина Муравьева.

Кризис переходного периода

Сначала организаторы семинара – представители компании «BKR-Интерком-Аудит» предложили бухгалтерам обсудить вопросы нововведений и прояснить некоторые моменты у чиновников налоговой службы. Вот что из этого вышло.

Всем компаниям необходимо провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности. Такое требование содержит пункт 1 статьи 2 закона № 119-ФЗ. Ревизия должна была быть проведена на 31 декабря 2005 года. Минфин подсказал фирмам, как можно оформлять ее результаты (письмо ФНС от 27 января 2006 г. № ММ-6-03/85). (Формы справок можно найти в справочной правовой системе КонсультантПлюс.)

Кстати, обратите внимание, что через три дня вышло еще одно письмо — от 31 января 2006 г. № ММ-6-03/100, уточняющее первое. Налоговики просто ошиблись в форме справки о кредиторской задолженности, которая прилагалась к первому документу. Теперь правильный вариант надо смотреть во втором послании. Необходимость инвентаризации контролеры объясняют тем, что фирмам нужно будет подтверждать право на вычет налога в будущем.

Представить в ИФНС справки бухгалтерам порекомендовали вместе с декларациями по НДС за первый налоговый период 2006 года. Для тех, кто отчитывается ежемесячно, час «икс» наступил 20 февраля. В принципе, как сказала Ирина Муравьева, эти справки можно и не подавать вместе с обязательным отчетом, но инспектор имеет полное право их у вас потребовать.

Имейте в виду, что оба письма налоговой службы носят рекомендательный характер. То есть провести инвентаризацию все компании должны, а вот оформлять результаты именно по этой форме, необязательно.

Поговорим о дебиторской задолженности...

В справке о дебиторской задолженности бухгалтеру нужно будет указать способ работы («по отгрузке» или «по оплате»), закрепленный в учетной политике за 2005 год. При ревизии учитывают суммы за отгруженные, но не оплаченные товары. Естественно, считают только то, что не было включено в налоговую базу прошлых периодов. Нужно иметь в виду, что в этом случае не охватывают дебиторскую задолженность, связанную с реализацией по нулевой ставке (п. 1 ст. 164 НК).

Тем компаниям, которые действовали в 2005 году «по отгрузке», Минфин порекомендовал включить в справку о дебиторской задолженности суммы по таким же товарам (отгруженным, но не оплаченным). При условии, что их не учитывали в налоговой базе тех лет, когда работали «по оплате».

Есть особенность для банков, страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов. Те из них, которые указали в учетной политике на 2006 год, что будут платить налог в бюджет после поступления денег к ним (п. 5 ст. 170 НК), инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности проводить не должны.

...и вспомним о кредиторской

Проводя инвентаризацию, бухгалтер должен учесть суммы по принятой к учету, но не оплаченной продукции (работ, услуг). Указывают только ту кредиторскую задолженность, в составе которой есть НДС, предъявленный при покупке товара, но не включенный в налоговую базу прошлых периодов (в том числе и за 2005 год). Не забудьте, что задолженность с истекшим с 1 января 2006 года сроком исковой давности при ревизии считать не нужно.

Заполняя справку о «кредиторке», следует обратить внимание на такие моменты. Укажите соответствующие положения учетной политики, которые действовали в 2005 году. Компания, применяющая в 2005-м метод «по отгрузке», может принять налоговый вычет независимо от того, получена оплата или нет. Это следует из пункта 10 статьи 2 закона № 119-ФЗ. В нем указано, что работать на таких условиях организация имеет право в течение полугода. То есть можно взять все выставленные счета-фактуры и рассчитать вычет исходя из одной шестой общей суммы.

Кстати, представитель ФНС обещала, что в скором времени будут официальные разъяснения, по волнующему всех спорному вопросу: можно ли не делить вычет на 6 месяцев, а применить его единовременно? Тем фирмам, которые использовали в учетной политике метод «по оплате», для того, чтобы получить вычет, нужно дождаться поступления всех денег.

Пишем у. е., имеем в виду рубль

Как выяснилось, при заполнении этих справок бухгалтер должен иметь в виду один «скользкий момент». Многие фирмы заключают сделки в условных единицах. Что делать, если компания работает «по оплате», а деньги до сих пор не получила? Какую сумму указывать в справках? Более того, каким образом потом провести перерасчет и можно ли это будет сделать вообще?

Специалисты налоговой службы советуют указать в справке все-таки суммы из баланса, то есть рублевый эквивалент. Единственное, что можно сделать, чтобы не запутаться, – пометить эти цифры, например, значком звездочки. Потом следует помнить, что сделка была в условных единицах.

Что касается перерасчета, то здесь надо смотреть письмо ФНС от 25 января 2006 г. № ММ-6-03/62, которым до сведения плательщиков довели разъяснения Минфина по этому вопросу (письмо от 19 декабря 2005 г. № 03-04-15/116). Это согласованная позиция двух ведомств. Но вряд ли она придется по вкусу компаниям. Ведь возможности скорректировать суммы в соответствии с курсом, судя по этому документу, теперь нет. То есть уменьшать уплаченный в бюджет налог на отрицательную суммовую разницу больше нельзя. Положительная же разница налоговую базу однозначно увеличит. Причем это не зависит от того периода, в котором возникло расхождение.

Успокоить бухгалтеров может только обещание чиновников, что этот вопрос специалисты Минфина и ФНС еще будут обсуждать. Более того, скорее всего они придут к мнению, что вышеуказанная позиция не совсем верна. Порядок перерасчета находится на согласовании, и скорее всего такую возможность компаниям все-таки предоставят.

НДС растащили на сувениры

Интересный момент возник в связи с изменением статьи 149 Налогового кодекса. С 1 января вступил в силу пункт, который позволяет не облагать НДС передачу товаров в рекламных целях. Естественно, не весь, а только тот, который стоит менее 100 рублей за единицу. Таким образом, при раздаче недорогих сувениров, например ручек с корпоративной символикой, налог на добавленную стоимость начислять не нужно.

Кстати, законодатель не изменил объект налогообложения для НДС. В него по-прежнему входит передача товаров для собственных нужд (п. 1 ст. 146 НК). Следовательно, можно предположить, что необлагаемая раздача сувениров возможна не только партнерам, но и своим сотрудникам внутри компании.

Весь вопрос в том, как быть, если одна и та же покупка одновременно участвует и в облагаемой, и в необлагаемой деятельности. В законодательстве четко прописано, что необходимо организовать раздельный учет по таким операциям. Более того, с 1 января 2006 года порядок его ведения фирма может закрепить в учетной политике (п. 4 ст. 170 НК). Не забудьте только, что там обязательно должна быть указана пропорция для вычетов по облагаемым и необлагаемым операциям. То же самое касается перечня накладных расходов.

Металлолом освобожден от налога

По словам Ирины Муравьевой, многие компании захотели устроить себе интересное послабление. В их числе не только те предприниматели, для которых продажа лома черных и цветных металлов – это основной вид деятельности. Также получить эту льготу жаждут фирмы, занимающиеся, например, обработкой металлоизделий. Трудность заключена в том, что реализовывать эти предметы можно, только имея лицензию. То есть не хотите платить НДС – получите разрешение на продажу металлолома. Но из ситуации есть выход.

Чтобы правильно организовать освобождение, предложенное законодателем (подп. 24 п. 3 ст. 149 НК), нужно обратиться к постановлению правительства от 23 июля 2002 г. № 553. В этом документе прописаны операции, которые не подпадают под лицензирование. Пункт 2 постановления указывает, что на продажу металлолома, который образовался у компаний и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства, специальное разрешение не нужно. Также освобождена от лицензирования оптовая торговля ломом черных металлов, без его хранения и переработки.

Может ли филиал выставить счет-фактуру?

Довольно часто у бухгалтеров возникает вопрос, как правильно заполнять счет-фактуру. А именно строки о юридическом и почтовом адресах грузоотправителя или грузополучателя. Постановление правительства от 2 декабря 2002 г. № 914 устанавливает правила ведения учета и заполнения счетов-фактур. На практике в графе о юридическом адресе пишут адрес головной компании, а там, где

нужен почтовый, указывают местонахождение филиала. То есть, заполняя в этом документе соответствующие строки, имеют в виду реального продавца. Такое решение вопроса возможно, если в учредительных документах холдинга прописано, что подразделение может самостоятельно оформлять счета-фактуры.

Наименование же продавца или покупателя лучше указать через тире: основная фирма – филиал. Кстати, как посоветовала руководитель отдела методологии НДС Федеральной налоговой службы Ирина Муравьева, фирме лучше включить соответствующий пункт в устав компании. Тогда бухгалтер смо-жет ставить в строке ИНН основной фирмы, а КПП – отделения.

С 1 января 2006 года в Налоговый кодекс добавили новое положение, позволяющее не платить НДС при продаже металлолома. Но для этого у компании должно быть специальное разрешение (подп. 24 п. 3 ст. 149 НК). Иначе возникнут проблемы с контролерами, как, например, в этом случае. В июне 2005 года прокуратура провела выездную проверку организации. В результате обнаружили, что фирма проводит операции с ломом (приемку, заготовку, переработку и отгрузку) без лицензии. За это нарушение предусмотрен штраф (ч. 2 ст. 14.1 КоАП). Компания деньги не перечислила, и прокуратура передала дело в суд. Тот поддержал доводы обвинителей и оштрафовал фирму на 40 000 рублей.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 октября 2005 г. № А78-189/05-С2-24/12а-Ф02-5239/05-С1.)

Т. Бартенева

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное