Не желаете отведать?

Не желаете отведать?

17.10.2005

Очень часто для привлечения покупателей магазины проводят дегустацию нового продукта. О том, как отразить в учете расходы на проведение такого мероприятия, и пойдет речь.

Деньги наши – товары ваши

Редкий магазин сегодня обходится без проведения дегустации. И это обосновано. Ведь если покупатель попробует новый продукт, вероятность того, что он его купит, существенно увеличивается.

Как правило, магазины проводят дегустации самостоятельно либо по договору с производителем. От того, как оформлены их отношения, во многом зависит учет расходов на это мероприятие. Кроме того, на пробу покупателям могут передаваться как собственные товары магазина, то есть оплачиваемые им в составе поставок, так и продукция, предоставленная поставщиком специально для этих целей. Если говорить о последнем варианте, то у магазина налоговых последствий не возникает. В этой ситуации торговое предприятие должно всего лишь отразить полученные товары на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». А вот первый случай достоин подробного рассмотрения.

Итак, если торговая точка использует для дегустации оплаченную из собственных средств продукцию поставщиков, то расходы на рекламное мероприятие возникают непосредственно у магазина. Можно ли принять эти затраты в налоговом учете? Ответ на данный вопрос зависит от того, в какую группу расходов они попадут.

Передавая часть нового продукта на пробу покупателям, магазин несет рекламные расходы (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но расходы на проведение дегустации в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса прямо не поименованы. Значит, при расчете налога на прибыль магазин может учесть затраты на дегустацию лишь в размере, не превышающем 1 процента от выручки. Это подтверждают сотрудники Минфина России в своем письме от 16 августа 2005 г.

№ 03-04-11/205. Правда, для этого надо выполнить одно условие. Проводимое мероприятие должно отвечать признакам рекламы, сформулированным в Законе от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ. Таково, в частности, и мнение специалистов УФНС по г. Санкт-Петербургу, высказанное в письме от 28 июня 2005 г. № 02-05/13343(a). Напомним эти признаки. Согласно статье 2 указанного Закона, рекламой считается информация о компании, либо ее товарах, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная, в частности, способствовать реализации товаров этой фирмы. Если не выполняются условия для признания мероприятия рекламным, то учесть затраты на проведение дегустации нельзя. Следовательно, в данном случае имеет место безвозмездная передача товаров, которая при расчете налога на прибыль не учитывается (п. 16 ст. 270 НК РФ). Так, в письме Управления МНС по г. Москве от 12 мая 2003 г. № 26-12/25950 налоговые работники указали, что к рекламным не могут быть отнесены расходы на дегустацию, если к ней привлечено ограниченное число участников. Например, действующие или потенциальные покупатели, с которыми ведутся переговоры.

Поскольку рекламный характер дегустации подтверждается имеющимися у магазина документами, нелишним будет оформить приказ руководителя о проведении такой рекламной акции. В нем следует указать, что дегустация проводится, к примеру, для повышения интереса покупателей к той или иной продукции, либо обеспечения объемов продаж.

Пример

ЗАО «Актив» реализует через сеть магазинов шоколадные конфеты. Для увеличения объема продаж продукции кондитерской фабрики «Сластена» администрация магазина приняла решение организовать дегустацию. На проведение мероприятия было отпущено конфет на сумму 7000 рублей. Бухгалтер «Актива» сделал проводку:

Дебет 44 Кредит 41

– 7000 рублей – списана стоимость товара, отпущенного на дегустацию.

Магазины, применяющие «упрощенку», также могут учесть затраты на дегустацию в налоговых расходах в составе рекламных. Сделать это позволяет подпункт 20 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.

Осторожно, НДС

Ни для кого не секрет, что безвозмездную передачу товаров в рекламных целях налоговые работники, ссылаясь на пункт 1 статьи 146 Налогового кодекса, считают реализацией. И, как следствие, требуют начислять НДС. Например, об этом говорится в письме МНС РФ от 26 февраля 2004 г. № 03-1-08/ 528/18. Вместе с тем входной налог по товарам, переданным на пробу потребителям, они разрешали принять к вычету. Дело в том, что в соответствии со статьей 171 кодекса зачесть можно сумму налога, уплаченную при приобретении товаров «для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения». А раз фирма при безвозмездной передаче налог начислила, значит, принять к вычету входной НДС по переданным на дегустацию товарам она вправе.

Однако недавно законодатели предложили коммерсантам и контролерам компромисс. Законом от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ в статью 149 Налогового кодекса был добавлен новый пункт. Согласно ему, передача в рекламных целях товаров себестоимостью до 100 рублей налогом на добавленную стоимость не облагается.

Следует обратить внимание на то, что поскольку затраты на дегустацию в налоговом учете принимаются в размере 1 процента от выручки, то и НДС зачесть можно только с суммы, учтенной при расчете налога на прибыль (п. 7 ст. 171 НК РФ).

Р. Ярошенко, налоговый юрист

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное