Как упростить «сложноподчиненные» отношения

Как упростить «сложноподчиненные» отношения

22.06.2005

Ситуации, с которыми сталкивается главный бухгалтер, зачастую бывает трудно разрешить. Правда, иногда, чтобы найти выход, нужно всего лишь сделать нестандартный шаг или обратиться к новой информации. Такой, например, которую бухгалтеры смогли почерпнуть на прошедшем недавно семинаре.

С Ларисой Мельниковой, главным бухгалтером крупного торгового предприятия, я познакомилась на семинаре-тренинге «Речь и голос в бизнес-коммуникациях», организованном компанией «Демосфен». Согласитесь, тема семинара звучит несколько необычно. Казалось бы, профессия бухгалтера не предполагает активных коммуникаций с коллегами и подчиненными. Многие и вовсе считают, что бухгалтер – это скучный счетовод, главная задача которого – вовремя отчитываться перед контролерами. Тогда что же привело счетного работника на тренинг, полезный в первую очередь «специалистам разговорного жанра» – руководителям предприятий и подразделений, работникам служб маркетинга и тому подобным?

Для чего бухгалтеру личностный рост?

Жизненный и профессиональный опыт моей собеседницы значителен: хорошее образование, порядка десяти лет работы бухгалтером, осознание себя как специалиста, понимание того, куда двигаться, как себя вести. Вот что необходимо сегодня руководителю финансового подразделения. В то же время, как и любой начальник, главный бухгалтер Лариса Мельникова «живет» в коллективе. А это уже некий рабочий социум, который диктует, каким быть тому или иному его участнику, и зачастую не позволяет человеку естественно проявлять себя. Отсюда, по мнению социологов, возникает множество проблем в рабочих коллективах. И бухгалтерии современных предприятий – отнюдь не исключение. Сталкиваясь с проблемами в деловых коммуникациях, многие главбухи со временем понимают, что необходимо пополнять не только собственную сугубо счетоводческую копилку знаний, но и развивать свои личностные качества, просто учиться адекватно проявлять свою индивидуальность. Причем, как правило, недостаточно сесть и рассказать человеку, каким образом к этому можно прийти.

Бизнес-тренер Елена Крянева убеждена, что необходимо провести участника тренинга через систему упражнений, в которых он нарабатывает новые для него ощущения. Тогда в человеческом сознании неизбежно включается то, что называют механизмом саморегуляции: человек сам начинает меняться в благоприятную для него сторону и в большинстве случаев получает более значительные результаты по сравнению с теми, к которым он стремился вначале.

Успешный главбух, очаровательная женщина Лариса Мельникова поведала мне, как дважды оказалась в одной и той же непростой ситуации. И что интересно, Ларисе пришлось побывать как по ту, так и по другую сторону «баррикад» – сначала как подчиненной, а потом в качестве руководителя бухгалтерии. Вот что она рассказала.

Круг спасения для «утопающих» бухгалтеров

После института Лариса самостоятельно нашла работу в бухгалтерии областного филиала крупной московской торговой компании. После собеседования с финансовым директором она была принята в штат замом главного бухгалтера. Правда, ее немного насторожили явные трения между непосредственным руководителем – главным бухгалтером – и финансовым директором. Эти нелады она почувствовала с первого дня работы на новом месте. Причем руководитель финслужбы явно искал в новом заме своего союзника, что не замедлило сказаться на отношении главного бухгалтера к нашей героине. Перспектива карьерного роста в крупной компании была заманчивой. И Лариса решила, что не стоит отказываться от покровительства финдиректора, но и переводить эти отношения в ранг «неуставных» она не собиралась. Вместо этого она начала изо всех сил «вгрызаться» в тонкости своей новой работы. Она старалась досконально выполнять не только свои обязанности, но и любые поручения главбуха, и всегда была готова к переработкам. Тем не менее сложившаяся напряженность сводила на нет большинство ее усилий. Главный бухгалтер не ценила ее старательность, считала, что Ларису взяли, чтобы «подсидеть» ее. Такое подозрение было небезосновательным. Финансовый директор действительно считал, что новенькая зам вполне могла бы справиться с руководством счетным подразделением компании.

Как бы там ни было, но Лариса буквально выматывалась к концу каждого рабочего дня и физически, и морально. Будучи по натуре человеком энергичным и настойчивым, она стала какой-то тревожной, словно бы померкла, потерялась. Появилась неуверенность: что сказать в той или иной ситуации, как себя вести. Вскоре ухудшились отношения Ларисы с коллегами. Ее как будто игнорировали и бухгалтеры, и работники других подразделений компании. Проработав так некоторое время, Лариса в конце концов с перспективной работы ушла.

Какое-то время она задавалась вопросом: «А можно ли было добиться позитивного результата в той ситуации?» Тогда ответа она не нашла. Много позже Лариса, уже заняв должность главбуха, начала целенаправленно постигать способы эффективного взаимодействия с подчиненными и руководителем. Набравшись жизненного опыта, она поняла, что успех кроется вовсе не в наборе приемов и методов, а в личности самого руководителя.

Точно на таком же принципе построена концепция семинара-тренинга «Речь и голос в бизнес-коммуникациях», одна из ведущих которого Елена Крянева не дает готовых решений для тех или иных сложных ситуаций в деловом общении, но предлагает участникам самим прийти к ответам на свои многочисленные вопросы.

Ключ, который есть у каждого

Будучи профессиональным театральным режиссером и педагогом, г-жа Крянева предлагает руководителям и специалистам фирм освоить отдельные приемы, которые используют при обучении актеров. Причем речь идет вовсе не о сценическом мастерстве, а о техниках, которые помогают прийти к естественной выразительности и убедительности, в том числе в ситуациях делового общения.

Одним из основных инструментов актеров, как и многих деловых людей, является голос. Давно подмечено: как только человек «уточняет» внутренний образ себя, представление о том, кто он есть, то мгновенно меняется и его голос. И наоборот, меняя свой голос, управляя им, человек управляет собой. Он добивается контроля над ситуацией и соответственно может прийти к лучшим результатам и в жизни, и в работе. На этом принципе основаны методики, по которым Елена Крянева работает с участниками своего тренинга. Замечательно то, что в процессе выполнения заданий ведущая корректирует действия каждого участника так, чтобы обратить внимание на такие особенности его реакций, поведения, которых раньше человек совершенно не замечал.

А сложная ситуация Ларисы, видимо, по иронии судьбы вернулась к ней вновь. Только теперь уже подчиненная ей сотрудница оказалась в роли «приближенной» директора компании. Главному же счетному работнику фирмы это сулило известные проблемы. Обычно от «человека свиты» практически невозможно добиться выполнения каких-либо поручений. В лучшем случае он формально выполняет свои обязанности по инструкции. В подобной ситуации глав-буху очень легко свалить все на «злые» обстоятельства и погрузиться в обвинения: подчиненные не те, окружение не то и т. д. Многие знакомые нашей героини, тоже главбухи, видели только один выход из создавшейся ситуации – уволить подчиненную либо уйти самой. Однако и то и другое решение Лариса посчитала однозначно проигрышным. Сейчас она намерена прийти к такому решению, которое не повлечет за собой никаких увольнений, но снимет напряженность в ее подразделении.

Слово главбуха должно быть просто веским

Лариса считает, что в работе главбуха вообще часто возникают ситуации, для решения которых важно не только то, что говорит руководитель, но и как он это делает. Вот наглядный пример. Молодая главбух не умеет давать поручения, что называется, строить подчиненных. Она не может просто поставить сотрудника перед фактом, а начинает обсуждать с ним задание. Часто задача, поставленная таким образом, остается нерешенной. В принципе компромисс как тактика вполне хорош. Плохо, когда единственное, что умеет руководитель бухгалтерии, – это договориться. Однако другая крайность – главбух, способный только «прессовать» подчиненных ему бухгалтеров, жестким нажимом добиваясь выполнения работы – это тоже неэффективный стиль руководства.

Настоящий профессионализм руководителя появляется тогда, когда в портфеле (или в сумочке!) у главбуха больше одного «инструмента» взаимодействия с подчиненными. Если у нее там лишь один молоточек, то все, что она сможет, – это забивать гвозди. А если в ее арсенале, к примеру, «одинокий» гаечный ключ, – то придется все время завинчивать гайки. Поэтому первому лицу бухгалтерии рано или поздно придется развивать свое мастерство руководителя и умение правильно взаимодействовать с подчиненными. Такому главбуху не придется особо заморачиваться по поводу «психологически несовместимого», блатного и прочего «нестандартного» персонала. Ведь он сможет добиться нужного ему результата как от директорского «фаворита», так и от любого другого «трудного» подчиненного.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Лабораторию коммуникативного имиджа «Демосфен» – организатора семинаров и тренингов по бизнес-коммуникациям.

Кстати

Бизнес-тренер Елена Крянева рекомендует выполнять простую медитацию, помогающую раскрыть природное дыхание.

Прежде всего уясните себе, что, изучая дыхание, вы изучаете свое подсознание. А когда вы дышите механически, вы обрываете связь со своим интуитивным каналом. Начните учиться просто наблюдать за своим дыханием, слушать его. При этом не следует мыслить активными глаголами (я вдыхаю, я выдыхаю и т. д.). Вместо этого осознайте, как дыхание просто живет внутри вас:

  1. Представьте, что есть некий житель, воздушный эльф, который входит в ваше тело, поднимает вашу грудную клетку и опускает ее.
  2. Ясно почувствуйте, что это именно дыхание движет – поднимает и опускает – ваше тело, а не наоборот. И попробуйте определить, в каком месте вашего тела начинается это движение. Положите туда ладонь.
  3. Расслабьте мышцы живота и позвольте дыханию войти.
  4. Расслабьте мышцы живота и позвольте дыханию выйти.

Между вдохом и последующим выдохом наступает короткая пауза, и... дыхание освобождается. А вместе с ним освобождаются, расслабляются и ваше тело, и ваше сознание.

Выдох, и... снова наступает пауза – маленькая смерть, когда человек как бы не живет. И в этой паузе возникает легкий импульс, побуждение к новой жизни: «Хочу дышать, чтобы жить». Этот импульс рождается в глубинах сознания и через позвоночник проходит в нижнюю часть туловища. Он стимулирует, одухотворяет все ваше тело. Отметьте, какой это крошечный, низкочастотный импульс.

И когда вы о чем-то сильно волнуетесь, переживаете, когда кажется, что атмосфера вокруг вас накалена до предела, сосредоточьтесь на минуту и ощутите свой первичный природный импульс «хочу дышать, чтобы жить», – рекомендует Елена Крянева. И вы почувствуете, как волнение уходит.

Светлана БАЙКАЛОВА

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA