Удобная связь за маленькие деньги

Удобная связь за маленькие деньги

28.04.2005 распечатать

Интернет-телефония – бизнес отнюдь не новый. Современные телекоммуникационные услуги по передаче речи, факсов и видео с помощью интернета уже используют 90 процентов московских фирм. Конкуренция в отрасли таких услуг велика. И все же «раскрутить» свой собственный ip-бизнес в столице сегодня вполне возможно. Сотрудники ФНС пока не очень хорошо разбираются в современных технологиях, поэтому, оказывая услуги интернет-телефонии, можно воспользоваться некоторыми налоговыми «хитростями».

Прибыль по телефонным проводам

Основная особенность ip-бизнеса заключается в том, что клиент приобретает не конкретный товар, а удобную и качественную связь со всем миром. Требования клиента к услугам выглядят примерно так: слышимость (качество звука), скорость, территориальный охват и, конечно же, разумные расценки.

Качество и скорость связи обеспечивает особенная система передачи голосовых сообщений через интернет. Благодаря ей речь сжимается, и вместо одного телефонного соединения можно установить 8–10 на одном канале, что и объясняет существенную экономию. Кроме того, в системе нет оператора, который переадресует вручную звонки, и это позволяет ввести дополнительные скидки на стоимость переговоров.

Наиболее насыщенным является рынок интернет-телефонии в Москве. По оценкам экспертов, в городе действует порядка 300–400 ip-компаний. Это связано не только с большим количеством потенциальных заказчиков междугородных и международных разговоров, но и с высоким уровнем доходности этого бизнеса в Москве. Поэтому ip-фирм в столице становится все больше.

Эти компании могут получить неплохую прибыль на разнице цены для конечного клиента и дилерской стоимости телефонной минуты. Олег Кабанов, владелец достаточно крупной фирмы, предоставляющей услуги интернет-связи в Москве на протяжении 5 лет, рассказал, как образуется доход его компании. Вложения требуются только на первом этапе выполнения заказа – на первоначальную закупку и установку оборудования клиенту. Дальше нужно найти пару крупных заказчиков, а потом можно спокойно жить на «ренту» от абонентской платы.

Обычно фирмы заказывают телефонное время большими объемами, чтобы получить скидки. Самому же ip-оператору эти минуты обходятся как минимум в 10 раз дешевле конечного заказчика. Так, средняя цена минуты звонков по России составляет 9 центов. Расценки на международные звонки варьируются от 6 центов за минуту до 60–70 центов, но это разговоры с весьма экзотическими странами – Сирия, Эфиопия, Тунис, которые могут понадобиться разве что московским туристическим фирмам.

Ip-компании закупают минуты у гигантов телефонного рынка. По оценкам экспертов, в Москве действует два-три крупных ip-оператора. Эти известные предприятия не обслуживают обычных заказчиков. Стоимость телефонного времени у них очень низкая, но купить минуты можно только оптом. Обычной фирме не израсходовать такие объемы и за несколько лет. Низкая стоимость времени у фирм-гигантов обусловлена тем, что они создают собственные телефонные каналы в интернете и телефонные узлы в регионах.

Помимо гигантов в столичной ip-индустрии существуют средние и мелкие компании. Средние получают доходы непосредственно от предоставления телефонных услуг. А вот маленькие фирмы зарабатывают на установке и монтаже оборудования. С предоставления услуг связи эти компании много получить не смогут, так как в условиях конкуренции все «сливки» уже сняты более крупными предприятиями. Поэтому маленькие фирмы заключают договора с большими на установку именно их оборудования и назначают свои фиксированные проценты за распространение аппаратуры и монтаж.

Владелец такой небольшой столичной фирмы Сергей Сигалов рассказал, что можно неплохо заработать на ip-сервисе, вложив всего лишь 5–7 тысяч долларов. Нужно нанять пару студентов на неполный рабочий день и заключить договор с ip-компанией на продажу ее оборудования. Основные расходы первоначально пойдут на закупку телефонных кабелей и инструментов для монтажа. Далее все, что необходимо, это найти тех, кому такие услуги нужны. По словам Сергея Сигалова, пару лет назад в этой нише «крутились» неплохие деньги. Однако сейчас начинать дело по установке чужого оборудования стоит, только если в наличии есть база клиентов. В последнее время конкуренция в сфере монтажа тоже выросла.

Налоговики учатся проверять ip-компании

Несмотря на то, что наши российские чиновники с большим запозданием разрабатывают законы для современных видов бизнеса, они не могли не обратить внимание на ip-телефонию. Ведь в последнее время их интересует все, что может быть как-то связано с интернетом, в котором вертятся большие деньги.

Если для фирм, торгующих всеми привычными товарами, основной способ налоговой проверки – это метод контрольных закупок, то в случае интернет-телефонии он не применим.

Потому единственное, что остается фискалам, это скрупулезно изучать отчетность ip-компаний. Так, например, Олег Кабанов рассказал, что его фирма регулярно подвергается налоговым проверкам. «Проверяют абсолютно все, – говорит он, – поэтому документы нужно всегда держать в порядке. И даже бухгалтера завести пришлось в самом начале дела, когда, по сути, с финансами я мог бы справиться сам».

Однако налоговикам трудно найти ошибки в отчетности ip-компаний. Львиную долю клиентов этих фирм составляют юридические лица. Основная масса платежей идет по безналичному расчету. Наличие кассового аппарата не требуется.

Особенности ведения учета при продаже услуг связи

Ip-компании обычно организуют в форме ООО. Как и во многих других отраслях, в этом бизнесе существует практика дробления фирм. Допустим, одна компания предоставляет услуги интернет-телефонии, а другая занимается монтажом и сервисным обслуживанием. Это удобно для упрощения ведения учета, а также повышает эффективность управления фирмой. Правда, это касается предприятий среднего бизнеса. Компания Олега Кабанова как раз находится в процессе дробления. Однако, по его словам, хотя учет по двум направлениями ведется отдельно, документально это пока не оформлено. А вот Сергей Сигалов говорит, что «ему пока делить нечего», потому и учет у него простой, а бухгалтер лишь приходящий.

Ip-компании работают «вбелую», используя упрощенную систему налогообложения. Как правило, штат небольшой и намного проще «быть честным» перед налоговой. Однако есть некоторые ситуации, в которых фирмы, предоставляющие интернет-телефонию, не вполне легально экономят на налогах.

Ip-фирмы позволяют себе наценку на монтажные услуги на уровне 200–300 процентов. Если себестоимость монтажа составляет 100 рублей, конечному клиенту услугу могут продавать за 400.

Для того чтобы уменьшить базу по налогу на прибыль, «телефонные» предприятия часто делают следующее. Некая ip-компания А создает специальную «сливную» фирму В, которая якобы предоставляет монтажные и сервисные услуги. Компания А заключает договор на субподряд с В. На самом деле сама фирма А монтирует оборудование.

Когда конечная стоимость оказанных услуг составляет 400 рублей, компания А в отчетности показывает, что она приобрела монтаж у В за 350. Хотя себестоимость услуг составила 100. С получившейся прибыли в 50 рублей фирма платит налоги и зарплату, а 250 рублей укрывает от налоговых инспекторов.

Современные технологии продолжают развиваться

По прогнозам экспертов, из-за высокой конкуренции прибыли в отрасли в ближайшее время начнут падать, потому ip-компаниям необходимо подумать над новыми технологиями и сокращением издержек. Елена Михайлова, начальник департамента по контролю финансовых результатов крупнейшей компании, предоставляющей ip-услуги по всем направлениям, рассказала, что даже на этом предприятии прибыли в последнее время перестали расти. Однако она не сильно переживает по этому поводу. «Гигантов на нашем рынке немного. И мы уже давно поделили его между собой. Отклонение на 1–2 процента в какую-то сторону не играет роли для доходов нашей фирмы», – говорит она. По ее мнению, в ближайшие годы на рынке крупных ip-компаний не будет происходить ничего существенного. «Надо работать дальше, думать над повышением эффективности работы сотрудников и заниматься новыми разработками в области ip. Искать новых клиентов смысла нет. Намного важнее улучшить условия работы со старыми заказчиками».

Что касается маленьких фирм, то их количество, по оценке Елены Михайловой, будет сокращаться. Скорее всего они не будут прекращать свою деятельность совсем. Небольшие компании просто вольются в более крупные. Так, например, Сергей Сигалов, занимающийся монтажом ip-оборудования, говорит, что не отказался бы слиться с какой-то более крупной компанией, в которой отсутствует или не развит сервисный отдел.

Мнение

Пока гиганты планомерно развивают новые технологии, для небольших телефонных фирм может быть выгодно освоить такое направление, как телефонизация небольших гостиниц. Крупные компании не интересуются этими клиентами, а небольшому предприятию сделка принесет неплохой доход. Например, первоначальные затраты (закупка оборудования, наем работников, монтаж) в пять тысяч долларов окупятся уже через пару месяцев. Наладив сеть телефонизированных гостиниц, маленькая ip-компания может разрастись.

Помимо этого небольшим компаниям целесообразно развивать другие направления ip-услуг – например доступ в интернет. Это позволит расширять бизнес и увеличивать прибыли, не требуя модернизации или покупки нового оборудования. Связь с интернетом и телефонные услуги обеспечиваются одинаковой аппаратурой.

Фаина ФИЛИНА

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.