Ребус "основного" учета

Ребус "основного" учета

21.04.2005 распечатать

Учет основных средств вызывает большой интерес у бухгалтеров. Ведь при налоговых проверках контролеры обращают на него особенное внимание. В учете этих объектов инспекторы, как правило, находят много прибыльных для себя нарушений. Семинар, который недавно прошел в столице, был посвящен тому, как избежать претензий проверяющих.

Коварная проводка от Минфина

Ведущая семинара, опытный консультант и аттестованный аудитор Елена Позднякова, заметила, что существует любопытная особенность в учете основных средств, которые стоят меньше 10 тысяч рублей (и при этом служат дольше одного года). Напомним, что при передаче в эксплуатацию и производство в налоговом учете стоимость таких ОС нужно сразу списать на расходы (п. 1 ст. 256 НК). А в бухгалтерском – это основные средства, для которых можно установить срок полезного использования и амортизировать или списать сразу при вводе в эксплуатацию (п. 18 ПБУ 6/01). Безусловно, в данном случае возникнет разница между бухгалтерским и налоговым учетом. Поэтому бухгалтер должен применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Этого можно избежать, если прописать в учетной политике, что ОС стоимостью не больше 10 тысяч рублей за единицу предприятие списывает на производственные затраты по мере ввода в эксплуатацию.

В письме от 27 декабря 2001 г. № 16-00-14/573 Минфин рекомендовал основные средства стоимостью меньше 10 тысяч рублей относить в бухучете на затраты сразу, как только фирма начинает их использовать. Финансисты заметили, что эту операцию бухгалтер должен отразить по дебету счетов учета затрат на производство или расходов на продажу и кредиту счета 01 «Основные средства». Однако в другом письме от 16 сентября 2002 г. № 16-00-14/359 Минфин изменил свою точку зрения. Финансисты заметили, что «малоценное» имущество нужно учитывать в составе основных средств до выбытия независимо от стоимости и оставшегося срока полезного использования. Следовательно, делать проводку по дебету, например, счета 20 и кредиту 01 при списании «дешевых» ОС не следует. Но после того как появилось письмо № 16-00-14/573, идею использовать проводку 20/01 подхватили авторы бухгалтерской литературы и программного обеспечения. А для учета списанных ОС они рекомендовали применять забалансовые счета. Это в корне неверно, так как на счетах за балансом ведут учет не принадлежащего предприятию имущества. Стоимость основных средств нужно погашать путем 100 процентов амортизации и отражать в бухгалтерском учете в соответствии с требованием ПБУ 6/01: затраты по покупке учитывать проводкой 08/60; постановку на учет 01/08; передачу в эксплуатацию и износ – 20/02.

Ведущая семинара отметила, что если бухгалтер при списании «малоценных» ОС сделает проводку 20/01, у него неизбежно возникнет множество проблем в учете. Например, сложности с отражением затрат по модернизации основных средств, остаточная стоимость которых равна нулю. Как известно, модернизационные расходы бухгалтер должен собирать на счете 08. Если «дешевые» ОС списать проводкой 20/02, счет 01 сохранит их остаточную стоимость. На него бухгалтер и сбросит все расходы по модернизации. И если улучшения обошлись не дороже 10 тысяч рублей, он спишет затраты путем начисления амортизации. Если же счет 01 закрыт и сальдо по нему отсутствует, значит, затраты списать некуда. А в случае, если расходы превышают 10 тысяч, их следует собрать на счете 01 и включить обновленный объект ОС в состав амортизируемого имущества. На это особое внимание обращает Минфин в письме от 4 августа 2003 г. № 04-02-05/065.

Елена Витальевна привела еще один пример о требованиях Минфина по учету основных средств (п. 18 приказа от 13 октября 2003 г. №91н). Напомним, что в соответствии с ними организации обязаны ежемесячно сверять инвентарные карточки с данными синтетического учета ОС. Если вы закрыли счет 01, цифры не сойдутся. Ежемесячную сверку нужно было делать начиная с января 2004 года.

Обычно счетные работники не сверяют инвентарные карточки, так как полагаются на Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49). Согласно им инвентаризацию ОС можно производить один раз в три года. Вместе с тем Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» – более весомый в правовом смысле документ. Он говорит, что инвентаризовать ОС нужно хотя бы один раз в год при составлении годового отчета. Об этом же сказано и в постановлении Госкомстата от 19 августа 1988 года № 88, которое до сих пор действует. 18-й же пункт Методических указаний по учету ОС предлагает проводить вовсе не инвентаризацию, а ежемесячную сверку. О ней должен быть составлен акт, который утвердит руководитель. Поэтому делать проводку 20/01 нельзя ни в коем случае.

Ведущая семинара успокоила присутствовавших, сказав, что «держать» ОС на счете 01 не накладно с точки зрения налогообложения. Налога на имущество не будет, ведь его платят с остаточной стоимости основных средств, которая будет равна нулю.

То, что с 18-м пунктом Методических указаний инспекторы не шутят, можно проиллюстрировать таким примером. В июне прошлого года при проверке одной московской компании контролеры потребовали акты ежемесячной сверки ОС. Они просмотрели инвентаризационные ведомости за период с 2002 по 2004 годы. Так как бухгалтер все это время списывал «малоценные» ОС проводкой 20/01, в инвентаризационную ведомость они не попали. Инспекторы констатировали, что имелись инвентаризационные карточки, а в бухгалтерском учете основные средства отсутствовали. Поэтому контролеры самостоятельно провели инвентаризацию имущества фирмы, чтобы выявить неучтенные ценности. Такое право им дает статья 31 Налогового кодекса.

Инспекторы потребовали поставить на учет каждую из более чем трехсот обнаруженных единиц «малоценного» имущества и отнести всю его стоимость на внереализационные доходы по пункту 20 статьи 250 Налогового кодекса. И, естественно, со всей суммы «найденных» ценностей, по мнению контролеров, фирма должна была заплатить налог на прибыль.

Если компания оказалась в похожей ситуации, для защиты от претензий инспекторов бухгалтеру имеет смысл сослаться на подпункт 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса. Он действует на все случаи жизни – письменные рекомендации сотрудников уполномоченных органов избавляют бухгалтера от ответственности, если он им следует. Поэтому письмо Минфина от 27 декабря 2001 г. № 16-00-14/ 573 нужно хранить вечно.

«Формальное» противоречие

Пунктом 7 Методических указаний по учету основных средств Минфин вызвал к жизни еще одно противоречие. Там сказано, что операции по движению основных средств могут быть оформлены первичными документами, утвержденными постановлением Госкомстата от 21 января 2003 г. № 7. Также, по мнению Минфина, учетные документы можно разработать самостоятельно. В таком случае они должны содержать обязательные реквизиты, установленные законом о бухучете от 21 ноября 1996 г. Такие рекомендации финансового ведомства противоречат постановлению правительства от 8 июля 1997 г. № 835 – им на Госкомстат была возложена обязанность разрабатывать обязательные для применения формы первичной документации.

Действительно, в пункте 2 статьи 9 закона о бухучете написано, что если унифицированной формы нет, предприятие может разработать свою со всеми обязательными реквизитами. Однако «придумать» собственные формы можно, только если в альбоме унифицированных форм мы не находим нужной. Такую точку зрения МНС изложило в письмах от 15 мая 2003 г. № 02-4-08/184-С827, от 30 мая 2003 г. № 02-1-16/57-У885. А в письме УМНС по г. Москве от 11 июля 2003 г. № 26-08/38889 контролеры заметили, что надо использовать только унифицированные формы, и если какие-либо строчки в них не заполнены, фирму оштрафуют.

Ведущая семинара привела примеры, когда необходимо «изобретать» свои формы. Скажем, акт сверки по синтетическому счету 01 бухгалтеру придется разработать самостоятельно, так как такой формы не существует. Новый документ, так же как и все «придуманные» бумаги, нужно приложить к приказу об учетной политике организации.

Нужно будет бухгалтеру «изобрести» и акт о переводе объектов на консервацию. Такой унифицированной формы нет, а вместе с тем она нужна для соблюдения бухгалтерского и налогового законодательства. Ведь этот документ – основание для прекращения начисления амортизации.

Акт технического обследования объекта ремонтно-восстановительных работ с перечнем дефектов тоже нужно делать самостоятельно.

Не существует и унифицированной формы акта приемки-передачи ОС, который нужно составить на каждый инвентарный объект. Он должен быть утвержден руководителем и вместе с технической документацией передан в бухгалтерскую службу. Главное – записать в нем назначение объекта. Допустим, ОС предполагается использовать для управленческих нужд. В этом случае делаем проводку по дебету счета 26 и кредиту 02, а для целей налогообложения включаем стоимость основного средства в косвенные расходы. Правильно составленный акт подтвердит обоснованность затрат.

Например, объекты социальной сферы нужно относить на внереализационные расходы. Это тоже необходимо прописать в акте о приемке. Затраты будут списаны по статье 275.1 Налогового кодекса как расходы по обслуживающим производствам и хозяйствам.

А вот если вы купили, например, кондиционер или компьютер, назначение которых очевидно, акт можно не составлять. Нужную информацию достаточно указать в акте о приемке основных средств (ОС-1) на обратной стороне. Там следует написать, с какой целью и где ОС будет использовано организацией.

Допустим, для кабинета директора приобретен телевизор. Чтобы учесть его стоимость при расчете налога на прибыль, нужно обосновать, что аппарат будет использован для управленческих нужд. В приемочном акте в этом случае можно написать, что директор будет смотреть по телевизору бизнес-новости.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала группу компаний «Основы Вашего Бизнеса» ( www.osvb.ru ).

Михаил ЗОРСКИЙ

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.