Задача о налогах с одним неизвестным

Задача о налогах с одним неизвестным

04.03.2005 распечатать

Вам очень жалко денег, уходящих на налоги? Спросите себя: на что вы готовы, что бы эти платежи стали меньше? Если ответ: на многое, то эта статья для вас.

Андрей Молев, генеральный директор краснодарского мебельного предприятия «Стикс», как и многие другие, любил деньги и был способен ради них на многое. Желание обладать зелеными купюрами толкало его на невероятные поступки. И, что интересно, в своем стремлении заработать любым путем он нашел единомышленницу – главного бухгалтера того же «Стикса» Полдникову.

В результате их совместных действий за несколько лет государство недосчиталось налогов «в особо крупном размере». И ничего бы в этом преступлении необычного не было, если бы не «сопутствующие действия» Молева. Но обо всем по порядку.

Аттракцион жадности

Мебельное предприятие «Стикс», если судить по приговору Краснодарского суда, «мебельным» было только на бумаге. А на практике занималось посредническими операциями в области экспорта леса и лесоматериалов.

Так, в период с 1991-го по 1994 год «Стикс» закупал лесоматериалы на территории Краснодарского края и перепродавал их одной кипрской и нескольким турецким компаниям. Для реализации этой продукции «Стикс» заключил договор комиссии с ВАО «Транс-Экспорт», находящимся в Москве. Однако, по показаниям в суде главного бухгалтера «Стикса» Полдниковой, «никаких оплат за оказанные услуги не существовало».

Итак, посредническая деятельность шла своим чередом. Доход приносила стабильный. И имела только один недостаток – налоги. В «Стиксе» выручка предприятия определялась «по мере отгрузки продукции и предъявлению покупателям расчетных документов». То есть налоги в бюджет компания «Стикс» должна была перечислять «еще до поступления выручки от иностранных покупателей».

Денег Молеву было, видимо, очень жалко. Тогда им был найден весьма «нетривиальный» выход из положения – налоги не платить совсем. Молев предложил эту схему главному бухгалтеру, и, судя по развитию событий, она согласилась.

Выглядело это просто и незамысловато. Полдникова представляла в ТГНИ № 3 г. Краснодара отчеты и расчеты по налогам «с искаженными данными по доходам». Кстати, «искаженные» – для данной «операции» слишком красивое слово. Налоги «Стикс» просто недоплачивал. Фирм, которым поставлялись лесоматериалы, было пять, а главный бухгалтер показывала в документах только одну турецкую фирму. Все остальное шло «в карман». В чей конкретно, догадаться несложно. Но Молеву все чего-то не хватало. Судя по поступку, – острых ощущений.

Двуликий Янус

В конце октября 1995 года Молев где-то приобрел поддельный заграничный паспорт на имя Торонтенко Александра Николаевича. Сам Молев или кто-то другой, кого следствию не удалось найти, вклеил в паспорт нужную фотографию. Возраст почти совпадал. Подделка получилась хорошая, без специальной экспертизы было трудно понять, что перед вами не обычный загранпаспорт законопослушного гражданина России. Так краснодарский бизнесмен Молев начал вести двойную жизнь.

Под именем Торонтенко он неоднократно ездил за границу в деловые поездки, в частности в Турцию, Румынию, Польшу, Болгарию, Германию. Во всяком случае именно такие отметки о пересечении границ стоят в поддельном паспорте на имя Торонтенко. Но Молев не только путешествовал с этим документом. Он также «пользовался им в России, представляясь Торонтенко». То есть вымышленный человек, мистер Икс, вел вполне полноценную деловую жизнь: заключал сделки, участвовал в переговорах. И все это исключительно на благо «Стикса». В экспортном бизнесе как бы появился еще один человек – осредник между турецкими компаниями и мебельным предприятием.

Что любопытно, ни одного раза этот паспорт не вызвал подозрений у пограничников. Вероятно, внешность г-на Молева очень располагала к себе.

«Ваши документы!»

Конец этой почти детективной истории положила обычная проверка документов, во время которой у Молева были изъяты оба паспорта – настоящий и поддельный. После нескольких допросов выяснилось, что поддельный паспорт – это только верхушка айсберга.

В процессе следственных действий всплыла неуплата налогов в особо крупном размере. Оказалось, что налоговики давно приглядывались к «Стиксу», но их смущало участие в сделках с экспортом лесоматериала неизвестного г-на Торонтенко. Его роль в операции сначала была не понятна. Когда же оказалось, что Молев и Торонтенко – одно лицо, все остальные части схемы встали на свои места.

Следователи сделали выемку документов в офисе «Стикса». В результате выяснилось, что договора по всем экспортным сделкам хранятся в бухгалтерии фирмы, они подписаны, на них поставлены печати. В отношениях с клиентами Молев был порядочным бизнесменом. Вот только в налоговой инспекции этих документов никто не видел. По представленным туда сведениям, у «Стикса» был всего один клиент и фирма еле сводила концы с концами.

Пока шло следствие, Молев находился в следственном изоляторе г. Краснодара. Но и здесь изобретательность его не покинула.

Невероятная история

В свое оправдание Молев рассказал следователям совершенно невероятную историю. По его версии события выглядели следующим образом.

Он владел фирмой «Стикс» – небольшой и вполне законопослушной мебельной фабрикой. И работала у него бухгалтер Полдникова. Очень непорядочная женщина. Она требовала отдать ей долю в компании, но он не соглашался. Именно тогда, видимо, главбух задумала извести Молева. И перестала платить налоги. Он, не подозревая ничего плохого, спокойно подписывал все документы. Ни разу даже не прочел, что подписывает. То есть о факте неуплаты налогов в особо крупном размере не знал и умысла на совершение этого преступления не имел. Почему бывший главбух обвиняет его в том, что он угрожал ей и заставлял искажать отчетность, Молев искренне не понимает.

Дальше сюжет истории приобретает совсем уж криминальный оборот. Неизвестный стал требовать от Молева приобрести и начать пользоваться поддельным паспортом на имя Торонтенко. В случае отказа угрожал физической расправой. Пояснить цели такого странного поведения таинственного гражданина Молев не мог. Но настаивал, что такое преступление, как приобретение и использование поддельного паспорта, он совершил по принуждению.

Суд не поверил в эту историю и приговорил Молева к двум годам и восьми месяцам лишения свободы. Правда, условно.

Главный бухгалтер Полдникова проходила по делу только свидетелем. В ее версию о том, что Молев силой и угрозами заставил ее злостно уклониться от уплаты налогов в особо крупном размере, тоже слабо верится. Но суд принял решение не привлекать ее к уголовной ответственности.

Иван СОЛОВЬЕВ, начальник Уголовно-правового управления правового департамента МВД России

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...