Жизнь офиса

Жизнь офиса

02.06.2004

Сегодня вас не назовут чудаком, если, устраиваясь в компанию, вы интересуетесь не только кругом своих должностных обязанностей, возможностями карьерного роста, зарплатой, но и условиями, в которых предстоит работать.

Каждый из нас сталкивался с офисными перестановками, когда с поиском свободного пространства возникали спорные вопросы: как лучше разместить сотрудников, выделить переговорные зоны и т. п. И при этом не забыть конечную цель, ради которой прилагалось столько усилий, – повысить эффективность работоспособности коллектива.

Как показывает практика, в последнее время крупные корпорации изобретательно подходят к внутреннему обустройству офиса, где многие сотрудники проводят большую половину жизни.

ВЫХОДИМ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС

Сегодня в мире особенно популярным стало внутреннее обустройство офиса по принципу «open spaсe». В переводе с английского «open space» означает «открытое помещение». Это веяние пришло к нам с Запада. Американцы и японцы часто используют большие открытые пространства, где организация офиса – прежде всего вопрос иерархии.

Японцы располагают свой персонал так, чтобы низшее звено специалистов находилось на самом нижнем этаже. Дальше – по старшинству. Руководители, как правило, сидят на самом верху. В японском стиле организации офисов отсутствуют всяческие перегородки и коллективы целых отделов находятся у всех на виду. Здесь преследуется одна-единственная цель – начальник постоянно контролирует подчиненных. Если контроль необходим для успешной работы, то открытое пространство дает некоторые преимущества. Хотя руководитель должен понимать, что не всегда усиленное наблюдение и проверки способствуют эффективному решению поставленных задач.

Предпочтение офиса открытого типа главами российских компаний Алексей Котиков, директор юридического департамента ОАО «Объединенные консультанты “ФДП”», объясняет так: «На мой взгляд, это дань моде. Но любое изменение в привычном укладе жизни у большинства людей вызывает активное сопротивление. Несмотря на все свои положительные стороны, новшество может вызвать у человека эмоциональное отторжение. И здесь уже в успехе нововведений большую роль будет играть мастерство руководителя».

Система обустройства офисов по принципу open space имеет свои плюсы и минусы. К ее положительным моментам можно отнести открытость общения всех сотрудников компании и свободу перемещений, которые достигаются путем отсутствия каких-либо перегородок и личных кабинетов. Внутренняя организация, когда «кровеносная система» функционирует в свободном пространстве, подходит лучше всего имиджу информационных холдингов, где командный дух является важной составляющей для достижения конечного результата. «В остальных случаях это отвлекает. У человека должен быть свой угол, – считает Дарья Сторожева, менеджер по подбору персонала агентства “Империя Кадров”. – Если сотрудники компании решают сложные интеллектуальные задачи, им необходимы тишина, уединение. Тип “open space” для нас неприемлем из-за необходимости постоянных переговоров консультантов с кандидатами. Офис нашей компании соответствует немецкому типу, где каждый отдел находится в отдельных комнатах, а руководство имеет личные кабинеты. Однако это ничуть не мешает системе коммуникаций».

НЕ ДЕРЖИТЕ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫМ НЕ ДОВЕРЯЕТЕ

Психологи-консультанты считают, что руководители компаний, которые решились на переезд в открытый офис, должны присмотреться к своим подчиненным и составить для себя общую психологическую картину, если не желают мириться с уходом некоторых «ценных экземпляров». Ведь люди делятся на экстравертов и интровертов.

Нужный сотрудник, относящийся к психологическому типу интроверта, может оказаться в условиях постоянного давления, находясь на виду полный рабочий день. Для человека с повышенным уровнем тревожности неприемлем постоянный контроль.

Экстраверты же могут впасть в другую крайность – тратить много времени на общение и переходить на личностные отношения. Неизбежно возникнет проблема офисных интриг в коллективе – все тайное становится явным.

На результаты психологических исследований обращает внимание Алексей Котиков: «В своей практике я имел возможность работать при “открытом” и “закрытом” вариантах внутреннего обустройства офиса. И каждый из них помогал мне исправить ошибки при отборе персонала. Эмоционально неустойчивые интроверты сами отсекались в процессе работы. “Открытый” тип обустройства рабочего пространства позволил мне быстро и достоверно оценить совместимость нового сотрудника с коллективом, его профессиональный уровень. Но эти проблемы можно решить и в офисе стандартного типа. Только другими способами. Мой совет: не держите людей, которым не доверяете».

ИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ОТ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Согласно советам фэн-шуй, древнекитайской науки о гармонии с окружающей средой и искусстве ее использования в повседневной жизни, создать положительную среду можно в каждом офисе. К сожалению, обычно у нас нет возможности выбирать любое рабочее место. К тому же найти идеальное место не так просто – без компаса не обойтись. Но вот самые главные рекомендации:

  • очень трудно проявить себя, когда взгляд упирается в стену. Поэтому должно быть достаточно пространства для творчества, идей и карьерного роста;
  • пусть в поле зрения будет дверь в комнату. Это символ того, что у вас все под контролем;
  • не садитесь спиной к окну или к двери – это может придать нервозность поведению. Пусть за спиной будет надежный тыл – крепкая стена или хотя бы офисная перегородка;
  • сосредоточиться на главном помогут комнатные растения. Главное, чтобы они были ухоженными и здоровыми. Наиболее подходящими растениями с точки зрения фэн-шуй являются те, у которых листья округлой формы.

Способность придумывать что-то новое, генерировать оригинальные идеи очень сильно зависит от свободного пространства уже не в офисе, а на рабочем месте. Это не значит, что нужно оставить только папки деловых бумаг – просто то, что действительно дорого или помогает вам немного отдохнуть, надо расположить так, чтобы оно не маячило постоянно перед глазами.

Светлана ГРИГОРЬЕВА

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA