Взяткам бой?!

Взяткам бой?!

08.09.2003 распечатать

Недавно специалисты следственного управления ГУВД столицы заявили, что борьба со взяточничеством вот-вот примет новый оборот. Налоговикам, торговым инспекторам и сотрудникам ГИБДД следует готовиться к худшему - пристальному вниманию со стороны милиционеров. Заодно чиновники МВД припугнули и потенциальных "взяткодателей" - бизнесменов и бухгалтеров. Впрочем, пока эти заявления особо никого не устрашили.

Материал предоставлен журналом
"Московский бухгалтер" (№9, 2003)

Ознакомиться с содержанием свежего номера
и полнотекстовым архивом номеров за 2003 год
вы можете в разделе "Периодика" или
непосредственно на сайте журнала www.mosbuh.ru

Фарс, или чуть-чуть перемен

Выход милиционеров "в народ" оказался весьма противоречивым. Начальник Главного следственного управления ГУВД полковник Сергей Ермолаев отметил, что практически во всех заведенных с начала этого года уголовных делах, а их 200, тем или иным образом были замешаны госслужащие среднего звена. При этом сумма мзды незначительна — от 500 рублей до нескольких тысяч. Правда, на самих чиновников было заведено уголовных дел в два раза больше, чем на их товарищей по несчастью — бизнесменов.

Он также подчеркнул: несмотря на то, что расследовать дела о взяточничестве невероятно сложно, милиционеры полны решимости бороться с мздоимцами. Чтобы собрать необходимое количество улик и поймать взяточника "за руку" (с поличным), у его коллег-оперативников с каждым месяцем появляется все больше и больше технических возможностей. Так, например, уже несколько месяцев сотрудники многих постов ГИБДД Подмосковья работают... с диктофонами в карманах, а рядом с самими постами установлены камеры видеонаблюдения. Судя по немногословным комментариям самого г-на Ермолаева и его коллеги, и. о. начальника 3-го отдела Главного следственного управления ГУВД Москвы капитана юстиции Андрея Дзюбы, эксперимент с диктофонами, возможно, будет внедрен и в других государственных учреждениях.

Милиционеры разыскивают взяточников не только с помощью техники. Сейчас оперативники внимательно изучают положение дел изнутри, ходят в штатском по рынкам, торговым центрам и особо подозрительным госучреждениям. Сергей Ермолаев предупредил, что милиционеры не намерены закрывать глаза даже на самое "невинное" взяточничество: жертвоприношения в виде дорогого спиртного, сладостей, парфюмерии, бытовой техники и прочих благ цивилизации. "Конечно, из-за бутылки коньяка уголовное дело заводить не станем, но работы такой чиновник лишится точно", — заметил полковник.

Не все так страшно

Несмотря на кажущуюся внушительность заявлений "верхушки" Главного следственного управления столицы, "заинтересованные" стороны отнеслись к ним с прохладцей. "Оперативников ОБЭПа мы давно уже знаем в лицо. Даже по спинам различаем, кто там к нам шпионить приходит, — смеется Инна, сотрудница одной из налоговых инспекций СВАО г. Москвы. - Мы, конечно, из-за них в постоянном напряжении, но не потому, что в инспекции что-то нечисто, просто неприятна такая вот слежка. А причина возможного усиления этих шпионских рейдов понятна. Милиционерам спустят сверху указание "бороться с коррупцией" и еще план какой-нибудь — сколько нарушителей надо найти за месяц или полгода. Вот они и ходят, ищут. Хотя до сих пор ничего у нас не удалось обнаружить".

Налоговики от тысячи долларов и выше
ИМНС № 3. В конце апреля 22-летний сотрудник этой налоговой инспекции был задержан с поличным сотрудниками одного из столичных ОБОП в момент получения взятки от бизнесмена Андрея Каленского. Тот занимался оптовой продажей косметики. За тысячу долларов налоговик обещал ему сэкономить на налогах, а точнее — скрыть нарушения, выявленные при сдаче годового и квартального отчетов. Г-н Каленский уже порядком устал от слишком "плодотворного" сотрудничества со своим налоговым инспектором и обратился в милицию. В феврале он уже заплатил "благодетелю" шесть с половиной тысяч долларов за обнаруженные ранее нарушения. Тогда инспектор согласился закрыть глаза на неуплаченный НДФЛ.

В феврале налоговые полицейские совместно со специалистами МВД и ФСБ задержали сотрудника ИМНС № 5. Старший налоговый инспектор Шамиль Байбеков вымогал четыре тысячи долларов у руководителя одной из коммерческих фирм города.

В июне этого года были задержаны двое налоговых инспекторов из ИМНС № 42. Специалист первой категории Алексей Гурьянов и старший госинспектор Генрих Айриянц действовали следующим образом: составили протокол об административном нарушении (неприменении ККМ) в отношении одного из предпринимателей и угрожали закрыть его торговую точку. Смилостивиться инспекторы соглашались за тысячу долларов. Правда, поторговавшись, бизнесмену удалось сбить цену до 650 долларов и договориться, что деньги он передаст на следующий день. Однако денег налоговики так и не получили — на следующий день их задержали.

"Думаю, все, что наговорили милиционеры, по большей части — самые обыкновенные "страшилки". Вряд ли они сами в них верят: и в диктофоны в карманах у всех инспекторов, и в "сознательность" граждан, и в эффективность проверочных рейдов, — вторит Инне Вячеслав, налоговый инспектор из ИМНС Центрального округа города. - Тут в корне надо менять всю систему, а не тратить государственные средства на то, чтобы гоняться за 100- и 500-рублевыми взяточниками. Я уже не первый год работаю в налоговых органах и могу сказать одно: мало кто из моих знакомых захочет иметь дело с незнакомым налогоплательщиком, который вдруг возникнет из ниоткуда с огромной пачкой денег в конверте. Да, конечно, можно пойти навстречу и помочь бухгалтеру, которого знаешь не первый год. Только если это в пределах твоей компетенции. При этом не за деньги, а просто "по знакомству". Ну, а уж если захотят за это отблагодарить — грех отказываться. Но опять же в пределах допустимого: безо всяких там холодильников и машин".

"Порой дать взятку гораздо проще, чем бороться за справедливость. Но весь вопрос в том, что вообще следует понимать под этим словом. Для меня взятка — это деньги в конверте, которые надо отдать чиновнику, чтобы он решил твою проблему. Давать их я не умею, да и ни к чему это. Но кто же станет карать за небольшой подарок тому же инспектору на день рождения или на Новый год? Ведь это — просто способ поддержать хорошие отношения", — считает Валентина Пакина, главный бухгалтер оптовой фирмы.

За "хорошие отношения"

Согласно статье 290 Уголовного кодекса, под взяткой подразумеваются получение должностным лицом денег, ценных бумаг, имущества или выгоды имущественного характера за осуществление какого-либо действия или, наоборот, за бездействие, что входит в круг служебных полномочий чиновника. А что делать, если деньги, ценные бумаги или иное имущество отдают просто так, потому что "человек хороший"?

Учитывая это, предусмотрительные бухгалтеры налаживают хорошие отношения с нужными им чиновниками загодя — подарки на Новый год, Восьмое марта, 23 февраля, на день рождения "своего" инспектора и пр. — и милиционеров с их рейдами, проверками и диктофонами совсем не боятся. Как не боится их и основная масса осмотрительных и "человеколюбивых" чиновников.

"В свою налоговую устроился сразу после института, пару лет назад. Первый профессиональный праздник — День налоговика 21 ноября — поверг меня в шок. Такое впечатление, что буквально все посетители инспекции пришли тогда с цветами, коробками, пакетами и пакетиками. И потом все эти свертки и "веники" инспекторы еще неделю перетаскивали домой. Тогда одна почтенная дама-бухгалтер подарила мне весьма объемную бутылку хорошего коньяка. А через несколько дней я зашел в супермаркет рядом с домом, глянул на его цену и обомлел. Две моих месячных зарплаты! Я потом долго мучился: что же она от меня потребует? Какие еще должностные преступления придется совершить за эту бутылку и как ее возвращать обратно? Однако опытные коллеги меня успокоили. Сказали, что это всего лишь обычный знак внимания со стороны налогоплательщиков, за который ничего делать не надо", — рассказывает Денис, сотрудник ИМНС Центрального округа столицы.

А как же гаишники?

С чиновниками, постоянно контактирующими с одними и теми же бизнесменами и их бухгалтерами, ситуация понятна: обвинений во взяточничестве они не боятся, потому что взяток не берут, а просто хорошо "дружат". Но что делать с теми "контролерами", которые появляются в жизни бизнесмена и бухгалтера лишь эпизодически, а порой и вовсе единожды? Например, с теми же "автоинспекторами" на Подмосковных дорогах, торгинспекторами, налоговиками из отделов выездных проверок и даже с самими милиционерами?

Как ни странно, несмотря на строгие предупреждения специалистов из Главного следственного управления города, предлагать взятку им по-прежнему никто не боится.

"Знаете, у нас во все времена объявляли взяточничеству бой, но почему-то никак победить не могли. Даже с включенным диктофоном в кармане и гаишник, и любой другой облеченный властью человек, если захочет, вполне может безнаказанно получить свою мзду. Было бы желание. А оно, к сожалению, у них осталось", — считает Евгения Петревская, бухгалтер магазина, торгующего автозапчастями.

"Не верю я во все эти милицейские ужасы. Пару раз в моей инспекции были прецеденты, когда бухгалтеры приходили к руководителю и рассказывали, что такой-то вот инспектор при проверке вымогал у них деньги. Но дальше дело не шло: разбирались своими силами. Руководитель инспекции начинал своеобразное служебное расследование, и если человек был действительно виноват — его наказывали. Были и выговоры, и даже увольнения из инспекции. Правда, "по собственному желанию". Мне кажется, мало кто из налогоплательщиков обращается в милицию в случаях даже самого неприкрытого вымогательства. Они просто не верят, что дело может дойти до суда. Уверена, что в иных ведомствах все происходит точно так же. Это очень грустно, но, к сожалению, таково реальное положение дел", — констатирует Юлия, сотрудница отдела выездных проверок одной из столичных ИМНС.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...