Бесплатный сыр в налоговой мышеловке

Бесплатный сыр в налоговой мышеловке

07.05.2003

В непредсказуемом море налогообложения редкая фирма может обойтись без опытного лоцмана. Оно и понятно: разобраться в хитросплетениях законодательства под силу только специалисту. Однако их услуги нынче недешевы. Хозяйственники, не желающие разбрасываться деньгами, предпочитают получать разъяснения бесплатно от налоговиков. Юрист Сергей ПОЛЯНЦЕВ высказывает свое мнение о компетентности налоговиков.

Материал предоставлен журналом
"Московский бухгалтер" (№4, 2003)

Ознакомиться с содержанием номера
вы можете на сайте журнала
www.mosbuh.ru

Волшебная халява

В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса налоговики обязаны давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. Поэтому любой налогоплательщик может смело обратиться в инспекцию с письменным вопросом. Причем просветить его обязаны даром.

Разумеется, налоговики дают разъяснения только тогда, когда в них есть потребность. То есть отвечают на запросы конкретных бухгалтеров. Правда, ретивым чиновникам МНС не сидится на месте. Они довольно часто издают разъясняющие письма, адресованные широкому кругу лиц.

Правда, оперативность таких разъяснений, как говорится, оставляет желать... В бизнесе имеет большое значение, как скоро будет принято решение. И ждать неторопливых фискалов никому не хочется. В соответствии с Положением об информировании налогоплательщиков по вопросам уплаты налогов и сборов* налоговики обязаны ответить в течение месяца. В особо сложных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем еще на один месяц. На деле же редко кому удавалось получить ответ даже за месяц. Бухгалтеры жалуются, что ответов приходится ждать чуть ли не полгода. «Отправили письмо с вопросом в ИМНС, прошло уже три месяца, а ответа все нет», – рассказывает Наталья Гридюшко, бухгалтер из Москвы.

Что и говорить, такие сроки получения консультаций вряд ли кого-то устроят. «Могу с уверенностью сказать, что если бы налоговые органы попытались наладить бизнес на информировании налогоплательщиков, то обанкротились бы в первые же месяцы работы», – возмущается Павел Р., директор фирмы.

Тем не менее дареному коню, как говорится, в зубы не смотрят. Не хочешь платить аудитору – получи бесплатные разъяснения, но, увы, только через месяц.

Семь бед – чей же ответ?

Но налоговикам, как и всем людям, свойственно ошибаться. Поэтому безоговорочно доверять их ответам и советам нельзя. И если впоследствии, например в суде, выяснится, что они дали неверное разъяснение, то налоги, не уплаченные из-за подобной халатности, будут взысканы в казну.

Многие машут рукой на подобное предостережение. «Какая разница? Ну заплачу я потом этот несчастный налог. Меня ведь не оштрафуют и пеню не взыщут. Налоговый кодекс защитит от ответственности», – смеется Ольга Крестьянинова, главный бухгалтер крупной компании.

Казалось бы, все понятно. Ольга и другие рассуждающие так же бухгалтеры получают фактически налоговый кредит – ведь они уплатят деньги позже положенного срока. Однако не все так просто. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса пеня уплачивается независимо от привлечения к ответственности. Иными словами, что бы там ни писали налоговики, их разъяснения не будут являться панацеей от уплаты пени, а освободят только от штрафа.

Вот самая распространенная проблемная ситуация с разъяснениями. «Наша фирма находится в Москве, а филиал расположен в Подмосковье. От московской налоговой инспекции я получила разъяснения по вопросам налогообложения филиала. Но подмосковная ИМНС придерживается иного мнения. Высмеяв при налоговой проверке рекомендации “материнской” налоговой, “филиальная” ИМНС вынесла решение о взыскании налога и пени, а арбитражный суд иск удовлетворил», – чуть не плача, рассказала мне Ирина Панова, главный бухгалтер торговой компании.

В поисках справедливости

Ну что можно сказать? Нечестное поведение законодателей достойно порицания. Простодушные налогоплательщики, доверившиеся налоговикам, не должны платить за просрочку уплаты налога, которую они допустили из-за легкомыслия чиновников. Но чаще всего пострадавших от налоговиков волнует другой вопрос: можно ли хоть как-то вернуть свои кровные?

Наверняка это возможно. Спасение кроется в том, что в соответствии со статьей 33 Налогового кодекса налоговики обязаны не просто ответить на запрос, а дать разъяснение в строгом соответствии с законодательством. То есть если мнение, изложенное в разъяснении, будет противоречить закону, то будет считаться, что действия налогового органа незаконны*.

Детали процесса

Алгоритм действий таков. Сначала нужно обратиться в арбитражный суд с иском о признании действий налоговиков незаконными. Потом в случае удачного решения вопроса отправить вдогонку иск о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями налоговиков.

Не стоит думать, что требовать возмещения убытков можно, только если налогоплательщик получал разъяснение в ответ на свой запрос, а безадресные разъяснения МНС – это только добрая воля налогового ведомства, и они могут быть какими угодно. Действительно, если эти разъяснения адресованы подразделениям МНС, а не налогоплательщикам, доказать что-либо будет трудновато. Но если они направлены в качестве рекомендаций для неограниченного круга лиц, то скорее всего суд признает, что, давая их, МНС также не должно было выходить за рамки закона.

Правда, возникает вопрос: был ли умысел налоговиков в причинении убытков вашей фирме или они были причинены по неосторожности? И решить его может только суд. Но доказывать вину налогового органа налогоплательщик не должен. В соответствии с частью 1 статьи 61 Арбитражного процессуального кодекса оправдываться в данном случае придется тому, кто давал разъяснение.

«Налоговики – квалифицированные специалисты и должны знать налоговое законодательство. Выходит, что рекомендации дают спустя рукава. А уж если им неведомы законы, по которым они работают, то и нечего тогда пытаться давать советы другим», – говорит Илья Харитонов, юрист промышленной компании.



* Утверждено приказом МНС России от 5 мая 1999 г. № ГБ-3-15/120

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное