Расчеты без ККМ: восемь нарушений в одном

Расчеты без ККМ: восемь нарушений в одном

23.10.2002

МНС придумало, как восполнить пробелы в Кодексе РФ об административных правонарушениях, чтобы штрафовать налогоплательщиков за неприменение ККМ. Однако в своем радении защитить интересы бюджета налоговики, как всегда, перестарались.

Как известно, 1 июля в законодательстве об ответственности за нарушение правил применения ККМ появился пробел.
Дело в том, что действовавший до 1 июля Закон от 18 июня 1993 г. № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее — Закон) предусматривал ответственность не только за расчеты без применения ККМ, но и использование неисправной ККМ, отсутствие ценников на продаваемый товар и невыдачу чека (выдачу чека с заниженной суммой).
1 июля эти положения Закона утратили силу, и начал действовать новый КоАП РФ. Он предусматривает ответственность только за один из названных составов правонарушений — за расчеты с населением без ККМ (ст. 145). В результате получилось, что, хотя использование неисправных ККМ законом запрещено, никакой ответственности к нарушителю применить нельзя. То же и с ценниками (чеками): продавец обязан их вывесить (выдать), но за игнорирование этой обязанности никакой ответственности не несет.
С таким положением дел МНС, конечно, смириться не могло. И нашло-таки способ штрафовать нарушителей. О своей находке оно проинформировало инспекции на местах письмом от 14 августа 2002 г. № АС-6-06/1243@.

Все нарушения в одном

МНС полагает, что между ответственностью за применение неисправной ККМ и ответственностью за неприменение ККМ можно смело ставить знак равенства. Основания для такого вывода налоговики нашли в постановлении ВАС РФ от 4 августа 1999 г. № 10. Там высшая судебная инстанция назвала три нарушения Закона, которые арбитражные суды расценивают как неприменение ККМ. Это применение неопломбированной или не зарегистрированной у налоговиков контрольно-кассовой машины, а также невыдача бланков строгой отчетности теми организациями, для которых использование бланков является условием освобождения от применения ККМ.
Обосновывая этот вывод, ВАС, в частности, указал, что поскольку наличие пломбы является обязательным условием допуска ККМ к применению, то ее отсутствие или повреждение влечет ответственность именно за неприменение ККМ.
Налоговое ведомство это рассуждение обобщило и сделало свой вывод: нарушение любого из условий допуска ККМ к использованию влечет ответственность за ее неприменение. Одно из таких условий — исправность ККМ. Следовательно, организации или предприниматели, использующие неисправную ККМ, должны быть наказаны штрафом, который статья 145 КоАП РФ предусматривает за неприменение контрольно-кассовых машин.
Рассуждая аналогичным образом, МНС велело своим инспекциям штрафовать по статье 145 КоАП РФ нарушителей пункта 7 Положения по применению ККМ (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745). В нем сформулированы такие требования к ККМ, как ее соответствие техническим требованиям, оснащенность средствами визуального контроля, постановка на техническое обслуживание в ЦТО, регистрация в налоговой инспекции и т. д. По мнению МНС, все эти требования также являются условиями допуска ККМ к применению.
Наличие правовых оснований для вывода, сделанного МНС, признают и независимые юристы. "Определенная логика в рассуждениях МНС, безусловно, есть, да и формулировка второго абзаца пункта 4 постановления ВАС № 10 действительно позволяет налоговикам сделать такие выводы. Поэтому взыскиваемый на их основании штраф оспорить в арбитражном суде будет непросто, — считает Альберт Овсянников, юрисконсульт аудиторско-консалтинговой фирмы "ЭНПИ-Консалт". — Тем более что вступивший 1 сентября в силу новый АПК РФ фактически предписывает судам руководствоваться (помимо норм права) сложившейся арбитражной практикой, обобщением которой и является взятое налоговиками за основу постановление ВАС".

Ценники и чеки

Отсутствие в КоАП РФ ответственности, которую можно было бы применить к продавцу, не выдавшему покупателю чек или не вывесившему ценник, МНС также не оставило без внимания. Всех таких продавцов налоговое ведомство предлагает штрафовать по статье 1415 КоАП РФ, то есть за нарушение правил продажи отдельных видов товаров.
Такие правила установлены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. Если обязанность продавца обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников там указана, то об обязанности выдать покупателю чек этот документ прямо ничего не говорит. Поэтому организацию или предпринимателя, которые выдали покупателю чек с заниженной суммой или не выдали его вовсе, оштрафовать по статье 1415 КоАП РФ нельзя.
Кроме того, этими разъяснениями налоговое ведомство вторглось не в свою епархию. Хотя статья 6 Закона проверку выдачи чеков возлагает на налоговиков, протоколы по делам о нарушении правил продажи отдельных видов товаров КоАП уполномочил составлять отнюдь не их, а госторгинспекции, милицию и налоговых полицейских. А штрафовать таких нарушителей и вовсе позволено только госторгинспекции.
Поэтому все, что могут сделать налоговики, — это направить в эти ведомства акты проверки, в которых зафиксировано нарушение правил продажи отдельных видов товаров.

За что б еще оштрафовать?

Разобравшись с применением неисправных ККМ, невыдачей чеков и отсутствием ценников, МНС все же не успокоилось. Ведь за нарушение статьи 2 Закона, определяющей обязанности организаций, которые должны применять ККМ, ответственности тоже нет.
По мнению налоговиков, тех, кто эти обязанности игнорирует, тоже можно штрафовать. За неповиновение законному распоряжению должностного лица ведомства, осуществляющего госнадзор, за невыполнение в срок его законного предписания, а также за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ч. 1 ст. 194 и ч. 1 ст. 195 КоАП РФ).
Однако и здесь налоговики лукавят. Штраф по этим статьям может быть наложен лишь в том случае, если организации уже было предписано устранить то или иное нарушение (в том числе и ст. 2 Закона) и она это предписание не выполнила. Если же такого предписания не было, то для штрафа нет оснований. В любом случае решение о наложении такого штрафа принимает только суд общей юрисдикции.
В заключение отметим, что стремление МНС обеспечить соблюдение законодательства о ККМ вполне понятно. Однако подобные измышления на грани законности вряд ли бы понадобились, если бы законодатель четко прописал в КоАП РФ все нормы об ответственности за нарушение Закона.

За что будут штрафовать владельцев ККМ
Налоговики будут штрафовать за неприменение ККМ, если используемая контрольно-кассовая машина:
  1. Не соответствует техническим требованиям к ККМ;
  2. Не включена в реестр ККМ, допущенных к использованию ГМЭК России;
  3. Оснащена программой, которая не допущена ГМЭК к использованию с данной моделью ККМ;
  4. Не поставлена на техническое обслуживание в ЦТО;
  5. Не зарегистрирована у налоговиков;
  6. Не опломбирована;
  7. Неисправна, а именно:
    • не печатает, печатает неразборчиво или не полностью пропечатывает все необходимые реквизиты на чеке и на контрольной ленте;
    • не выполняет предусмотренные техническими требованиями операции или выполняет их с ошибками;
    • не позволяет получить данные фискальной памяти.

Штраф составляет 15-20 МРОТ для индивидуальных предпринимателей и 300-400 МРОТ для организаций. Одновременно на сумму от 30 до 40 МРОТ может быть оштрафовано и должностное лицо организации. Напомним, что сейчас для расчета штрафа используется МРОТ 100 рублей.

Наталия МАРТЫНЮК
Материал предоставлен журналом "Расчет"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное