Арбитражная практика. Возврат излишне уплаченных налогов: спорные моменты

Арбитражная практика. Возврат излишне уплаченных налогов: спорные моменты

11.04.2002

Причины, по которым у организации может возникнуть «переплата» по налогам, различны: ошибки в расчетах и при перечислении налогов в бюджет, применение льгот и т. д. Напомним, что в этом случае НК РФ разрешает зачесть сумму «переплаты» в счет будущих платежей или написать заявление о ее возврате. В последнем случае возврат должен быть произведен в течение месяца с момента подачи соответствующего заявления. Однако часто представители налоговых инспекций отказываются возвращать излишне уплаченные налоги до тех пор, пока не будет установлена причина возникновения такой «переплаты». Для этого, например, может быть проведена выездная проверка. А она, случается, затягивается на несколько месяцев. Правы ли налоговые инспекторы? На этот вопрос мы ответим в статье с учетом сложившейся арбитражной практики.

Ситуация

Организация подала в налоговую инспекцию уточненный расчет по налогу на пользователей автодорог. К нему было приложено заявление о возврате излишне уплаченной суммы. Это произошло 18 декабря 2000 года.
Вначале налоговая инспекция потребовала, чтобы организация предоставила документы для проведения камеральной проверки. Это было сделано 26 января 2001 года.
Далее представители налоговой инспекции приняли решение о проведение выездной проверки организации. Акт проверки датирован 21 марта 2001 года. Проверяющие подтвердили наличие "переплаты" по налогу на пользователей автодорог. Поэтому было принято решение о его возврате из бюджета. О нем организация поставлена в известность 10 апреля 2001 года.
Сумма излишне уплаченного налога на пользователей автодорог возвращена организации в период с 20 апреля по 3 мая 2001 года.
Организация не согласилась с действиями налоговой инспекции. Она посчитала, что налоговики нарушили срок возврата "переплаты" по налогам и должны уплатить проценты за время просрочки. Так как налоговая инспекция отказалась добровольно уплатить их, то организация обратилась с иском об принудительном взыскании процентов в суд.
Суд первой инстанции иск организации удовлетворил. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Налоговая инспекция подала кассационную жалобу. В ней она попросила в удовлетворении иска отказать, приведя следующие аргументы. В пункте 3 статьи 78 НК РФ сказано, что налоговая инспекция должна вернуть излишне уплаченный налог в течение месяца со дня обнаружения факта "переплаты". По мнению налоговиков, в рассматриваемом случае с этой даты (день вынесения решения по проверке) до момента возврата суммы налога прошло меньше месяца. Поэтому оснований для начисления процентов нет.

Решение

ФАС Восточно-Сибирского округа рассмотрел материалы дела и в постановлении от 19.02.2002 № А19-10963/01-43-Ф02-170/02-С1 указал следующее.
Порядок возврата сумм излишне уплаченных налогов приведен в статье 78 НК РФ. В частности, в ней указано, что основанием для возврата (зачета в счет предстоящих платежей) такой "переплаты" является письменное заявление организации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 78 НК РФ возврат излишне уплаченных налогов производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления. Если возврат "переплаты" не произведен в этот срок, то за каждый день просрочки на сумму излишне уплаченного и не возвращенного налога начисляются проценты.
Суд кассационной инстанции отметил, что в пункте 3 статьи НК РФ регламентированы действия налоговой инспекции только в случае самостоятельного обнаружении фактов, которые свидетельствуют о "переплате" налога. Однако в рассматриваемом случае налогоплательщик самостоятельно установил факт излишней уплаты налога, в связи с чем обратился в налоговую инспекцию с заявлением о его возврате. В этом случае налоговая инспекция должна была руководствоваться пунктом 9 статьи 78 НК РФ. То есть налог необходимо было вернуть в месячный срок с момента подачи заявления организацией (до 18 января 2001 года).
Кроме того, ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что предусмотренные НК РФ меры налогового контроля для проверки фактов излишней уплаты налога нужно было проводить также в течение месяца.
На основании приведенных выше доводов решение суда первой инстанции было оставлено в силе, а в удовлетворении кассационной жалобы отказано.

Советы

Отметим, что суд кассационной инстанции фактически указал следующее. Назначение выездной проверки или проведение иных контрольных мероприятий не изменяет сроки возврата сумм "переплаты" по налогам.
Если организация по каким-то причинам переплатила налоги, то, чтобы вернуть их, ей следует руководствоваться требованиями статьи 78 НК РФ. В частности, такой возврат должен быть произведен в течение одного месяца со дня подачи организацией заявления.
Если организация столкнется с ситуацией, когда налоговая инспекция не хочет перечислять средства до тех пор, пока не проведет выездную проверку, нужно указать на незаконность таких действий, сославшись на постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.02.2002 № А19-10963/01-43-Ф02-170/02-С1. Отметим, что представители налоговой инспекции должны соблюдать месячный срок для возврата "переплаты" по налогам, даже если у них есть основания подозревать налогоплательщика в неправильном их исчислении.
Если организация или предприниматель все же попали в ситуацию, когда налоговая инспекция затягивает с возвратом излишне уплаченных налогов, то они могут требовать начисления процентов за каждый день просрочки. Такое право предоставлено им пунктом 9 статьи 78 НК РФ. При этом проценты будут начисляться по ставке рефинансирования Банка России, которая действовала в период, когда был нарушен срок возврата сумм излишне уплаченных налогов.

Пример 1
20 февраля 2002 года организация представила в налоговую инспекцию уточненную декларацию по НДС. Одновременно с декларацией она подала заявление о возврате сумм излишне уплаченного налога — 500 000 руб.
Уточненная декларация вначале была проверена камерально, а затем налоговая инспекция решила провести выездную проверку правильности исчисления и уплаты НДС организацией. Она закончилась 24 апреля 2002 года. Проверка подтвердила, что организация правомерно уменьшила сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.
Сумма излишне уплаченного НДС была перечислена на счет организации 14 мая 2002 года.
Налоговая инспекция нарушила установленный месячный срок возврата "переплаты" по налогам на 22 дня. Она должна уплатить проценты (ставка рефинансирования — 25 процентов):
(500 000 рублей х 22 дня х 25%) : 365 дней = 7534 рубля.

П.П. Галишев, юрист
Материал предоставлен Аналитической группой "РАДА"

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное