Новый вид налоговых статей Уголовного кодекса. Бывший министр по налогам и сборам предлагает смягчить ответственность за неуплату налогов

Новый вид налоговых статей Уголовного кодекса. Бывший министр по налогам и сборам предлагает смягчить ответственность за неуплату налогов

21.01.2002

В начале декабря Государственной думе был предложен законопроект, вносящий поправки в статьи Уголовного кодекса, посвященные ответственности за уклонение от уплаты налогов.

На протяжении 2001 года с заявлениями о готовящихся изменениях Уголовного кодекса время от времени выступала Федеральная служба налоговой полиции. Первоначально полицейские планировали считать уклонением от уплаты налогов любые действия налогоплательщика, приведшие к непоступлению денег в бюджет, а в виде наказания ввести конфискацию имущества.

Обе эти поправки ужесточили бы ответственность за неуплату налогов. Однако год прошел, а свои предложения налоговая полиция так и не сформулировала. Зато на стол парламентариям попал другой законопроект. Внес его на рассмотрение заместитель председателя Госдумы Георгий Боос.

Напомним, что сейчас под уголовную ответственность по статьям 198 и 199 попадают граждане, укрывшие более 20 тысяч рублей (200 МРОТ). Должностным лицам организаций — руководителям и главным бухгалтерам — ответственность грозит, если предприятие не перечислило в бюджет более 100 тысяч рублей (1000 МРОТ). Эти суммы и пересматривает законопроект. Автор предлагает считать неплательщиками налогов в крупном размере, то есть подпадающими под уголовную ответственность, тех, кто не доплатил за налоговый период более 50 процентов от общей суммы задекларированных налогов.

При этом для привлечения к ответственности неуплаченная сумма должна быть не меньше все тех же 20 тысяч рублей для физического лица и 100 тысяч — для предприятий. Особо крупными размерами в таком случае будут считаться не нынешние 50 и 500 тысяч рублей (500 и 5000 МРОТ) — соответственно для физических и юридических лиц, а 100 процентов от суммы причитающихся государству налогов.

Обосновывая свои предложения, Георгий Боос справедливо заметил, что нынешние основания для возбуждения уголовных дел не учитывают масштабов деятельности предприятий.

Все эти изменения предлагается распространить на период с 1 января 1997 года (с начала действия настоящего Уголовного кодекса). Само предложение отнюдь не противоречит законодательству, так как статьей 10 Уголовного кодекса предусмотрено, что нововведения, улучшающие положение лиц, привлеченных к ответственности, имеют обратную силу в отличие от ухудшающих.

На практике это означает следующее. Например, если за неуплату 25 тысяч рублей налога из причитающихся государству 60 тысяч рублей (41,6%) на предпринимателя уже возбуждено уголовное дело, после принятия поправок дело обязаны будут закрыть.

Вместе с тем разработанный бывшим министром по налогам и сборам проект оставляет ряд волнующих налогоплательщиков вопросов без внимания. Например, без изменений оставлены штрафы и лишение свободы до пяти лет — для физических лиц и до семи лет — для должностных лиц организаций.

Проект Георгия Бооса оставляет открытым перечень действий, попадающих под определение уклонения от налогов. В статьях 198 и 199 Уголовного кодекса это закреплено формулировкой "уклонение иным способом". Получается, что налоговая полиция по-прежнему сможет возбуждать уголовные дела, если, например, организация вовремя не заплатит налоги. Даже при том, что бухгалтерию она ведет добросовестно (об одном из таких случаев нам рассказал наш читатель, см. стр. 158).

Кроме того, в статью 198 Уголовного кодекса планируется включить две новых нормы. Во-первых, уклонением от уплаты налогов будут считаться действия "по сокрытию объектов налогообложения". Как указано в пояснительной записке к законопроекту, последнее связанно с тем, что сокрытие — один из самых распространенных способов неуплаты налогов. Во-вторых, неоднократные нарушения стали отягчающим обстоятельством не только для должностных лиц предприятий, но и для физических лиц.

И последнее. В плане "косметического ремонта" кодекса предложено привести его нормы в соответствие с Налоговым кодексом, исключив из "налоговых" статей понятие "страховые взносы в государственные внебюджетные фонды", связывая это с принятием единого социального налога.

Ислам Рамазанов
Материал предоставлен журналом "Расчет"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное