Постановка на налоговый учет. Новые требования столичного УМНС.

Постановка на налоговый учет. Новые требования столичного УМНС.

03.11.2000

В статье рассматриваются все основные требования, предъявляемые при постановке московских организаций и предпринимателей на учет, а также соответствие этих требований действующему законодательству.
(Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер")

После государственной регистрации юридическое лицо должно встать на учет в налоговых органах. В недавно вышедшем приказе УМНС России по г. Москве было указано, что постановка на учет производится только после предварительной проверки данных, представленных организацией. В частности, будет проверяться действительность договоров аренды помещений, в которых находятся органы управления организацией. Несмотря на то что этот порядок будет действовать до 1 октября 2000 года, существует большая вероятность того, что в таком порядке будут регистрировать предприятия (предпринимателей) и после этой даты. Мы уже писали о данном приказе в предыдущем номере журнала, но наши читатели попросили прокомментировать положения упомянутого документа более подробно.
В этой статье мы рассмотрим все основные требования, предъявляемые при постановке московских организаций и предпринимателей на учет, а также соответствие этих требований действующему законодательству.
Сергей ВОРОНИН, аудитор

Нормы, установленные Налоговым кодексом РФ

В соответствии с первой частью Налогового кодекса РФ организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязаны встать на учет в налоговых органах. Постановка на учет осуществляется бесплатно. Помимо организаций постановке на учет подлежат также ее обособленные подразделения (филиалы, представительства и т. д.). Отметим, что, согласно статье 11 НК РФ, к подразделениям организации относятся любые территориально отделенные от нее подразделения, по местонахождению которых оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Филиал или представительство признается обособленным подразделением организации независимо от полномочий, которыми они наделяются, и от того, отражено или не отражено их создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах.
Организации становятся на учет в налоговых органах по месту своего нахождения и по местонахождению каждого из своих обособленных подразделений. Индивидуальные предприниматели становятся на учет по своему месту жительства.
Заявление о постановке на учет подается не позднее 10 дней после государственной регистрации организации или предпринимателя. Заявление о постановке на учет обособленного подразделения подается в налоговый орган не позднее одного месяца с момента его создания.
Форма заявления о постановке на налоговый учет утверждена приказом МНС России от 27 ноября 1998 г. № ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц". В соответствии с Налоговым кодексом при подаче заявления организация должна представить в налоговый орган заверенные копии свидетельства о регистрации, а также учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации. Индивидуальные предприниматели представляют свидетельство о государственной регистрации или копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность и подтверждающие регистрацию физического лица по месту жительства.
После получения указанных документов в течение пяти дней налоговый орган осуществляет постановку налогоплательщика на учет и выдает ему свидетельство по форме, приведенной в упомянутом приказе МНС России. При этом в соответствии со статьей 86 НК РФ банковские учреждения открывают счета организациям и предпринимателям только после предъявления ими свидетельства о регистрации в налоговых органах.
Об изменениях в уставных или учредительных документах, в том числе связанных со сменой местонахождения, созданием новых обособленных подразделений, организация обязана сообщить налоговым органам не позднее 10 дней с момента государственной регистрации указанных изменений.
В дополнение отметим, что органы, осуществляющие государственную регистрацию, обязаны сообщать в налоговую инспекцию о зарегистрированных (перерегистрированных) организациях в течение 10 дней после их регистрации (перерегистрации).

Требования столичного УМНС

Как выяснили столичные налоговики, зачастую организации регистрируются по несуществующему юридическому адресу и недействительным договорам аренды производственных помещений. При этом в ряде случаев для регистрации используются утерянные паспорта.
В связи с многочисленными нарушениями, связанными с процедурой постановки организаций и предпринимателей на учет в налоговом органе, УМНС России по г. Москве было принято решение более жестко контролировать этот процесс. До 1 октября 2000 года он будет осуществляться в соответствии с приказом УМНС России по г. Москве от 25 августа 2000 г. № 121 "О проведении эксперимента по постановке на учет субъектов предпринимательской деятельности в инспекциях МНС России по административным округам г. Москвы с предварительной проверкой". При этом существует большая вероятность того, что данный срок будет продлен. Согласно этому документу, при приеме документов, связанных с регистрацией юридических и физических лиц, сотрудники налоговой инспекции должны проверить, находится ли юридический адрес организации, указанный в ее учредительных документах, на территории той налоговой инспекции, куда подается заявление о регистрации. Далее проверяется соответствие данных, указанных в заявлении о регистрации, данным учредительных и иных представленных документов.
После приема необходимых документов в течение двух дней налоговые органы совместно с органами налоговой полиции и правоохранительными органами проверяют, не утеряны ли паспорта, которые использовались при регистрации налогоплательщика. Также налоговые органы должны получить показания свидетелей, подтверждающие факт создания организации. Далее работники налоговой службы должны проверить, находится ли организация по ее юридическому и фактическому адресам, указанным в учредительных документах. Такая проверка осуществляется с выездом сотрудников инспекции по указанным адресам. Если будут выявлены факты представления в инспекцию недостоверных договоров аренды помещений, по которым будет осуществляться деятельность организации, налоговые органы должны получить письменное подтверждение этого от арендодателя.
Обо всех выявленных нарушениях налоговые органы сообщают организации или предпринимателю. Информация о них направляется в органы налоговой полиции. В дальнейшем налоговые органы подают иск в арбитражный суд с требованием о признании государственной регистрации предприятия (предпринимателя) недействительной.
Таким образом, помимо документов, необходимых для регистрации, перечень которых установлен Налоговым кодексом РФ, с организации могут потребовать и дополнительные документы, подтверждающие тот факт, что налогоплательщик действительно может находиться по адресу, указанному в учредительных документах (договор аренды помещения, свидетельство о праве собственности на здание или помещение и т. д.). Далее мы рассмотрим, насколько правомерны требования налоговых органов. Однако прежде укажем, какую ответственность несут организации при осуществлении деятельности без постановки на учет в налоговом органе.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ, если организация (предприниматель) ведет деятельность без регистрации в налоговой инспекции, с нее взыскивается штраф в размере 10 процентов от суммы полученных доходов. При этом размер этого штрафа не может быть менее 20 000 рублей. Если организация (предприниматель) уклоняется от постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев, с нее взыскивается штраф в размере 20 процентов дохода, полученного за этот период.
При нарушении срока подачи заявления о регистрации в налоговый орган с налогоплательщика может быть взыскан штраф в размере 5000 рублей. Штраф может быть взыскан в двойном размере, если заявление о регистрации не подается в срок, превышающий 90 дней.

Позиция ФАС МО

Свою позицию налоговые органы обосновывают тем, что, согласно письму Московской регистрационной палаты от 10 января 1998 г. № МРП/8-16862, при регистрации юридических лиц или внесении изменений в их учредительные документы необходимо проверять наличие в уставе записи о его местонахождении. При этом адрес должен быть конкретным (с указанием улицы, дома, помещения). По адресу, указанному в уставе, должен размещаться орган управления юридического лица. У организации также должны быть документы, являющиеся основанием для размещения органа управления по адресу, указанному в уставе (договор купли-продажи, свидетельство о праве собственности, договор аренды и др.).
Однако Федеральный арбитражный суд Московского округа придерживается другой точки зрения. Как указал ФАС МО в постановлении от 10 июля 2000 г. № КА-А40/2818-00, согласно статье 83 НК РФ, налогоплательщики подлежат постановке на учет по месту своего нахождения. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
По Гражданскому кодексу РФ порядок регистрации юридических лиц, в том числе определения места их регистрации, должен быть установлен законом (п. 1 ст. 51). До принятия закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации. Согласно этому порядку, местонахождением юридического лица является местонахождение его органов управления, отраженное в учредительных документах.
Налоговый кодекс РФ не предусматривает представления в налоговую инспекцию, помимо учредительных, каких-либо еще документов, подтверждающих факт нахождения юридического лица по адресу, указанному в уставе. Ссылка налоговых органов на информационное письмо Московской регистрационной палаты от 10 января 1998 г. № МРП/8-16862 является несостоятельной. Связано это с тем, что разъяснения, данные МРП, касаются только государственной регистрации юридического лица, а не его постановки на учет в налоговом органе. По мнению ФАС МО, представление документов, необходимых налоговым органам для государственной регистрации, противоречит нормам Налогового кодекса РФ.
Кроме того, согласно пункту 4 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482, при регистрации предприятия не допускается требовать гарантийные письма и иные документы, подтверждающие его местонахождение, указанное в учредительных документах.
Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу, что требование о представлении каких-либо документов, подтверждающих факт нахождения юридического лица по адресу, указанному в уставе, неправомерно.
В дополнение отметим, что, согласно статье 138 НК РФ, бездействие налоговых органов (а именно отказ в постановке на учет) может быть обжалован в судебном порядке. Поэтому, если налоговые органы вам отказывают в регистрации, вы можете подать соответствующий иск в арбитражный суд. Надеемся, что при возникновении споров упомянутое постановление ФАС МО поможет вам решить дело в свою пользу.

(Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер")

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное