Получение необоснованной налоговой выгоды

02.05.2017

Документально подтверждать выбор контрагента рекомендует ФНС России в письме от 23 марта 2017 года № ЕД-5-9/547@. Речь идет о том, как налоговикам доказывать получение фирмами необоснованной налоговой выгоды.

Отмечено, что при этом нужно исключить формальные подходы. Об умышленных действиях фирмы, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды путем совершения операции с проблемным контрагентом или путем создания формального документооборота с использованием цепочки контрагентов, могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности контрагентов.

Если доказательств этому нет, то налоговикам необходимо исследовать и доказывать недобросовестность действий самой фирмы и обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении соответствующей хозяйственной операции контрагентом по первому звену.

Читайте также «Необоснованная налоговая выгода»

При этом фирма не должна отвечать за действия своих контрагентов, если обязательства по сделке реально исполнены. Для доказывания необоснованной налоговой выгоды необходимо подтверждать факты согласованности действий фирмы и подконтрольных ей контрагентов, а также нереальности операций по поставке товаров (работ, услуг).

Также налоговики могут запросить у фирмы следующие документы и информацию относительно действий при осуществлении выбора контрагента:

  • документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента;
  • источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);
  • результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов;
  • документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.);
  • деловую переписку.

Читайте также «Должная осмотрительность и осторожность при выборе контрагента»

В письме отмечено, что недобросовестность контрагентов второго и последующих звеньев сама по себе не может возлагать на фирму негативные последствия. Данный подход подтверждается судебно-арбитражной практикой.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное