Нюансы «грязных» платежей

01.07.2016

В Госдуму внесено предложение взымать плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) со свалок и полигонов – собственников отходов на момент их размещения. Что ж, логично и справедливо. Но пока плательщиком за негативное воздействие отходов на окружающую среду являются компании и предприниматели, в результате деятельности которых отходы образовались. С уплатой этого сбора возникает немало неразберихи. Распутать клубок противоречий отчасти помогают письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – Росприрод­надзора.

Так, в письме от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155 ведомство разъяснило некоторые нюансы внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и сообщило, что КБК по авансовым платежам остаются такими же, как в прошлом году.

Кто за что платит

С 01.01.2016 в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Исключение – лица, ведущие деятельность только на объектах IV категории, то есть оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 4.2, п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, п. 6 Критериев, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029).

Плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов должны вносить:

  • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие их размещение.

При размещении иных отходов плательщиками признаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образовались отходы.

В комментируемом письме Роспри­роднадзор рекомендовал при взимании платы руководствоваться его письмом от 29.03.2016 № АА-06-01-36/5099, выпущенным после принятия Верховным Судом РФ решения от 09.02.2016 № АКПИ15-1379.

Обратите внимание

На сегодняшний день плату за негативное воздействие на окружающую среду следует вносить вне зависимости от включения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, а также вне зависимости от того, кому принадлежит право собственности на размещенные отходы.

Тогда Росприроднадзор сообщил, что плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, осуществленное с 01.01.2016, должны рассчитывать и платить лица, указанные в ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы.

Росприроднадзор уточнил, что на сегодняшний день плату за негативное воздействие на окружающую среду следует вносить вне зависимости от включения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов. В настоящее время Минприроды России подготовлен проект постановления Правительства РФ «О порядке подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов», который проходит процедуру оценки регулирующего воздействия.

Сроки и даты

С 01.01.2016 отчетным периодом для целей внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду является календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Росприроднадзор напомнил, что плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта следующего года (п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства должны будут рассчитать и внести плату за 2016 год в срок до 01.03.2017.

Авансовые платежи

Остальные плательщики обязаны вносить квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала. Размер квартального авансового платежа – одна четвертая часть суммы платы, внесенной за предыдущий год. Поэтому в 2016 году при определении размера квартального авансового платежа нужно:

  • учитывать суммы, фактически уплаченные за I–IV кварталы 2015 года (а не начисленные);
  • не учитывать суммы платежей, уплаченные в счет погашения задолженности предыдущих лет (2013 г., 2014 г. и т. д.) вне зависимости от того, осуществлялось ли погашение задолженности в добровольном порядке или по решению суда.

Росприроднадзор информирует: в течение 2017 года авансовые платежи нужно будет рассчитывать от сумм платы, уплаченных за 2016 год и указанных в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

По мнению Росприроднадзора, хозяйствующий субъект в 2015 году платил за сверхлимитное загрязнение ввиду отсутствия разрешительной документации, то в текущем году квартальные авансовые платежи исчисляются и вносятся строго от суммы, уплаченной за прошлый год. Ведь Закон № 7-ФЗ не содержит исклю­чений из нормы внесения авансовых платежей.

Если организация открылась в 2016 году, то ей не нужно вносить авансовые платежи за этот год. Уплатить за вред окружающей среде организации нужно будет в полном объеме в срок до 01.03.2017 (за 2016 г.).

Освобождение от авансов

Если предприятие не вело хозяйственную и иную деятельность в 2015 году, то вносить авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 го­ду ему не нужно. В таком случае невне­сение авансовых платежей не считается несвоевременным или неполным внесением платы. По такому предприятию плату нужно будет внести в срок до 01.03.2017 (за 2016 год). Об этом говорится в письме Росприроднадзора РФ от 01.03.2016 №ОД-06-01-32/3447.

Зачет и возврат платежей

По итогам года суммы переплаты можно зачесть в счет будущих платежей или вернуть. Для этого организации или инди­видуальному предпринимателю следует направить заявление в Росприроднадзор (п. 2 ст. 16.5 Закона № 7-ФЗ, п. 5.5 (9–6) Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400).

Росприроднадзор сообщает, что процедуры зачета (возврата) денежных средств планируется предусмотреть в Правилах исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения. Соответствующий проект постановления Правительства РФ дорабатывается Минприроды России.

Санкции

За несвоевременное или неполное внесение авансовых платежей и платы за негативное воздействие на окружающую среду начисляются пени. Они составляют одну трехсотую ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем две десятых процента за каждый день просрочки.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, начиная со следующего дня после дня окончания срока для уплаты авансового платежа или суммы платы (п. 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Отчетность

В течение 2016 года вносить ежеквартальные авансовые платежи следует без подачи какой-либо отчетности.

Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду плательщики должны будут представить в срок до 10.03.2017.

КБК по авансовым платежам

КБК по авансовым платежам остаются такими же, как в прошлом году:

  • 048 1 12 01010 01 6000 120;
  • 048 1 12 01030 01 6000 120;
  • 048 1 12 01040 01 6000 120;
  • 048 1 12 01070 01 6000 120.

Плата за загрязнение водных объектов

Если хозяйствующий субъект вносит плату за сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади, на рельеф местности, за сбросы неорганизованным поверхностным стоком в водные объекты, то в 2016 году авансовый платеж для него составляет одну четвертую часть суммы от уплаченной в 2015 году по тому КБК, по которому вносилась данная плата. По итогам 2016 года (в 2017 году) при подаче декларации о плате хозяйствующий субъект должен будет сделать перерасчет платы с учетом внесенных авансовых платежей. Суммы переплаты подлежат зачету в счет будущих платежей или возврату по заявлению плательщика.

Важно

Субъекты малого и среднего предпринимательства должны будут рассчитать и внести плату за 2016 год в срок до 01.03.2017. Остальные плательщики обязаны вносить квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала.

Росприроднадзор напомнил данным плательщикам, что с 01.01.2016 утратили силу Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные Гос­комэкологии РФ 29.12.1998 (приказ Минприроды России от 01.10.2014 № 421).

ВС на страже чистоты

Вышеупомянутое решение Верховного суда РФ от 09.02.2016 № АКПИ15-1379 достойно отдельного обсуждения. Судьи признали недействующими с 01.01.2016 некоторые положения письма Росприроднадзора от 03.06.2013 № ВК-06-01-36/7676 (далее – Письмо).

Суть спора

В 2013 году Росприроднадзор письменно сообщил, что:

  • обязательство по плате за размещение отходов возникает у образователя отходов, а не у специализированных организаций, осуществляющих изоляцию таких отходов и непосредственно не оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (абз. 2 Письма);
  • наличие договора на оказание услуг по транспортировке и размещению отходов не освобождает плательщиков от внесения платы (абз. 7 Письма);
  • если хозяйствующий субъект передал право собственности на отходы сторонней организации, то обязательства по внесению платы возникают у нового собственника отходов (абз. 8 Письма);
  • действующее законодательство содержит четкое указание на то, что плата за размещение отходов взимается с собственника отходов (абз. 13 Письма).

Минюст России провел правовую экспертизу Письма и выявил в нем нормативные предписания – в абзацах втором, седьмом, восьмом, девятом и десятом. Так как данный нормативный правовой акт оказался изданным в недопустимой форме, в Росприроднадзор было направлено предложение о его отзыве.

Вопросы к письму возникли также у одной из коммерческих организаций. Она сочла, что не обязана вносить плату за размещение отходов.

Позиция компании

В исковом заявлении организация заявила: спорные положения Письма незаконно устанавливают конкретного субъекта платы (собственника отходов). Эти положения определяют общеобязательные правила поведения для неопределенного круга лиц. Ими также руководствуются территориальные органы Росприроднадзора в своей работе.

Мнение Росприроднадзора и Минприроды

Росприроднадзор и Минприроды России утверждали: Письмо является ненормативным правовым актом. В нем даны разъяснения законодательства в области охраны окружающей среды, действовавшего на момент его направления территориальным органам. Письмо не изменяет правового регулирования соответствующих правоотношений, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов организации-истца.

Решение суда

Высший суд признал, что права организация. Абзацы второй, седьмой, восьмой и тринадцатый Письма действительно противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Поэтому с 01.01.2016 эти абзацы Письма являются недействующими (п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ).

«Странности» судебного решения

В комментируемом судебном решении интересны следующие моменты.

Во-первых, спорное письмо все же содержит нормативные предписания. Правовое регулирование в области охраны окружающей среды осуществляет федеральный законодатель. Поэтому формально Письмо не является нормативным правовым актом. Но фактически оно содержит в оспариваемых абзацах нормативные предписания, рассчитанные на многократное применение. Эти предписания приобретают обязательный характер для неограниченного круга лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за размещение отходов, через правоприменительную деятельность территориальных органов Росприроднадзора.

На нормативный характер положений Письма указывает то, что оно:

  • было направлено в территориальные органы Росприроднадзора именно для исполнения, с которого не отозвано;
  • определяет элементы обложения публично-правовым платежом в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, суд пришел к выводу, что спорные абзацы Письма не соответствуют содержанию статей 16 и 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В Письме:

  • определены в качестве плательщиков только собственники отходов;
  • нет исключения по внесению платы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории;
  • не выделены из числа отходов твердые коммунальные отходы;
  • исключены из числа плательщиков специализированные организации, которые размещают отходы – региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Комментируя решение Верховного суда РФ, Росприроднадзор признал, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, осуществленное с 01.01.2016, не зависит от факта передачи другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы. Плату исчисляют и вносят лица, указанные в статье Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Как поставить на учет

В письме 7884 от 28.04.2016 №АС-03-04-36/7884 Росприроднадзор РФ дал разъяснения о государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объектов НВОС), и о государственном реестре таких объектов.

С 01.01.2015 для государственного учета объектов НВОС Росприроднадзор и его территориальные органы уполномочены вести специальный государственный реестр. Это информационная система, которая включает: федеральный государственный реестр; региональные государственные реестры (п. 3 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Категория объекта НВОС будет определяться при постановке его на учет. Уровень его поднадзорности – федеральный или региональный – позволит определить критерии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903.

На заметку

Направить заявку о постановке на государственный учет объекта НВОС по утвержденной форме пока еще нельзя. В связи с чем Росприроднадзор выступает за перенос предельного срока постановки на учет до 31.12.2017 и направил в Минприроды России соответствующее обоснование.

Обязательства по постановке объектов НВОС на учет возложены на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Форма заявки о постановке на государственный учет объекта НВОС утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554. Срок постановки на учет истекает 31.12.2016 (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ). Уведомления юридическим лицам и предпринимателям о порядке учета объектов НВОС размещены на официальных сайтах Минприроды России (раздел «Документы», подраздел «Методические документы») и Росприроднадзора (раздел «Документы», подраздел «Разъяснения»).

За неподачу или несвоевременную подачу заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС или информации для актуализации учетных сведений установлена административная ответственность (ст. 8.46 КоАП РФ). Юридическое лицо или индивидуального предпринимателя оштрафуют на сумму от 30 до 100 тысяч рублей, а должностное лицо – на сумму от 5 до 20 тысяч рублей.

В то же время создание и ведение государственного реестра объектов НВОС (как федерального, так и регионального уровней), будет выполнено только после утверждения Порядка, которому должна соответствовать структура государственного реестра. Этот Порядок до настоящего момента Правительством РФ не установлен. Поэтому направить заявку о постановке на государственный учет объекта НВОС по утвержден­ной форме пока еще нельзя. В связи с чем Росприроднадзор выступает за перенос предельного срока постановки на учет до 31.12.2017 и направил в Минприроды России соответствующее обоснование.

После получения информации от Минприроды России Росприроднадзор направит в территориальные органы дополнительные разъяснения по вопросам:

  • проведения плановых проверок в 2016 году;
  • учета объектов НВОС, используемых одним юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, но находящихся в разных субъектах РФ;
  • учета объектов НВОС, подлежащих федеральному или региональному государственному экологическому надзору.

Эксперт по бухучету и налогам Анастасия Дегтяренко

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное