Компенсация за вред дорогам

25.03.2016

Минфин разъяснил, какие документы помогут обосновать затраты на возмещение вреда от большегрузных машин. Рекомендации изучила Анна Мишина.

Уже несколько лет большегрузные машины, вес которых превышает 12 тонн, могут передвигаться по российским трассам общего пользования только при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого ими дорогам (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ). Эти выплаты по каждой зарегистрированной в платежной системе машине перечисляются оператором в федеральный бюджет (п. 6 Правил взимания платы, установленных постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 504, далее – Правила).

ФНС и Минфин уже не раз напоминали бухгалтерам, что, рассчитывая налог на прибыль, они вправе отнести на расходы деньги, потраченные на проезд «своих» 12-тонных большегрузов (письма Минфина России от 6 октября 2015 г. № 03-11-11/57133 и от 27 ноября 2015 г. № 19-02-05/7/69769). Поддерживают такую точку зрения и арбитражные судьи (постановления АС Волго-Вятского округа от 11 марта 2015 г. по делу № А29-767/20145, ФАС Московского округа от 20 июля 2014 г. по делу № А40-110708/13).

Признать расходы

Однако, как известно, для того, чтобы расходы признать обоснованными, их нужно оправдать и подтвердить. Именно этому вопросу и было посвящено письмо Минфина от 11 января 2016 года № 03-03-РЗ/64. Чиновники обратили внимание плательщиков на то, что по каждому грузовику организация-оператор ведет персонифицированную запись (п. 6 Правил). В ней указываются, в частности, операции по зачислению оператору определенной суммы платы за «дорожный вред», а также даты и времени поступления средств. Также там показывается маршрут автомобиля с привязкой ко времени и дате начала и окончания движения. Кроме того, в записи фиксируются данные о перечислении оператором в бюджет денег, внесенных компанией-автовладельцем, а также случаи возврата их обратно, если платеж был перечислен с излишком.

Вся вышеперечисленная информация может быть предоставлена в виде выписки по лицевому счету каждой компании (п. 4 Правил). В этом случае в ней будут отражены: наименование зафиксированной оператором операции и время ее совершения, общая сумма платы, а также вся протяженность маршрута, фактически пройденного машиной. Такая выписка-отчет предоставляется либо в электрон­ном виде, либо на бумаге при личном посещении центра информационной поддержки пользователей (тогда она будет иметь еще и подпись уполномоченного лица и печать оператора).

Обратите внимание, для оправдания расходов на езду по общественным дорогам фирме нужен именно последний «вариант» выписки-отчета. Вместе с тем, получая его, представителю компании нужно убедиться, что она содержит все необходимые формы, указанные в пункте 2 статьи 9 Закона о бухучете. Напомню, что к ним относятся, в частности, название документа и дата его составления, наименование организации, составившей документ, содержание факта хозяйственной операции и ее денежная стоимость, а также должность и Ф. И. О. лица, подписавшего документ, фамилия и инициалы сотрудников, совершивших операцию. Таким образом, если выданный оператором отчет будет содержать все эти реквизиты, он вполне может являться достаточным документальным подтверждением понесенных затрат на выплаты в счет возмещения вреда автодорогам (письмо Минфина РФ от 11 января 2016 г. № 03-03-РЗ/64).

В то же время, напомнили специалисты Минфина, не следует забывать, что, кроме выписки-отчета, для оправдания затрат на «компенсацию вреда», фирмам потребуются и ее собствен­ные первичные учетные и расчетные документы, подтверждающие использование транспортного средства на соответствующем маршруте.

Помогайте вашему бизнесу развиваться

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное