Мещеряков В.И. об отчетности в 2015 году

08.09.2015

Перед тем как начать работу над книгой, эксперты собрались в редакции журнала «Практическая бухгалтерия» за круглым столом, где провели экспертизу всех изменений 2015 года и определили, о чем нельзя забыть в новой книге.

Руководил заседанием этого круглого стола Владимир Иванович Мещеряков – руководитель авторского коллектива книги «Годовой отчет 2015», глава экспертной коллегии журнала «Практическая бухгалтерия». О чем шел разговор?

Мещеряков В.И.: Наш традиционный «круглый стол» мы по-прежнему посвящаем обзору требований к бухгалтерской отчетности, новациям в этой сфере.

В 2015 году, наконец, были пересмотрены формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. Теперь в нем представлена форма с наименованием «Отчет о финансовых результатах». Из всех форм удалили подпись главного бухгалтера. Сформировали пакет форм, которые должны заполнять хозяйствующие субъекты, которым дано право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ).

Эксперт: Для большинства компаний 2015 год был нелегким, немногие могут похвастаться успешными финансовыми результатами и стабильным финансовым положением. Между тем многие по-прежнему заинтересованы в том, чтобы их отчетность производила благоприятное впечатление на пользователей. Как достичь этого?

М.: Отчетность должна формироваться в строгом соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Лишь при таком условии она может считаться достоверной и полной.

Традиционно в начале нового года Минфин России издает рекомендации аудиторам по проверке бухгалтерской отчетности за предшествующий год. Не стал исключением и текущий 2015 год. Такие рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год даны в приложении к письму от 06.02.2015 № 07-04-06/5027. Рекомендации министерства всегда содержат раздел, актуальный для бухгалтеров. Следование разъяснениям министерства позволит составить качественную отчетность и предотвратит разногласия с аудиторами при ее проверке.

Э.: На какие же отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности обращает внимание Минфин?

М.: В этом году особенно актуальным стал вопрос отражения средств на счете в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

В связи с массовыми отзывами лицензий у банков денежные средства многих компаний оказались «законсервированными». На практике шансов их вернуть практически нет, поскольку большую часть таких банков ожидает банкротство.

Напомню, что активами считаются хозяйственные средства, над которым компания имеет контроль и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем в виде притока денежных средств (п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобр. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997). А поскольку на возврат денег из банков рассчитывать не приходится, сумму вклада следует перевести на счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторам» с начислением резерва по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции с субсчетом 91-2 «Прочие расходы» (п. 70 ПВБУ).

Э.: Как проводить оценку задолженности по коммерческим кредитам?

М.: Коммерческим кредитом считается передача в собственность другой стороне вещей, определяемых родовыми признакам, на условиях рассрочки их оплаты (ст. 823 ГК РФ). Проценты, взимаемые за пользование коммерческим кредитом, являются платой за пользование денежными средствами (п. 12 постановления Пленума ВС РФ № 13, Пленума ВАС РФ № 14 от 08.10.1998).

На основании ПБУ 5/01 (п. 5 и 6) проценты по коммерческим кредитам являются затратами по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, относятся к фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов и включаются в их балансовую стоимость. Между тем ПБУ 15/08 устанавливает иной порядок учета коммерческих кредитов. Он изложен в Рекомендациях.

Напомню, что в случае противоречия между нормами, установленными актами одного иерархического уровня, применяется правило: если в последующем акте отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых положений, в случае коллизии между ними действует последующий акт; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того акта, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений (п. 2.2 постановления Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 № 13-П). Значит, следует сделать выбор в пользу правил ПБУ 15/08.

Э.: Иногда собственники организации принимают решения о выплате за счет прибыли премий сотрудникам, материальной помощи, о приобретении основных средств. Некоторые принимают решения о создании так называемых фондов потребления и накопления, благотворительных фондов. Как отразить это в учете?

М.: Законами об АО и ООО не предусмотрено каких-либо выплат за счет прибыли кому-то еще, кроме собственников. И счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» – это счет собственников, и только они имеют право на получение дивидендов.

Расходы организации на спортивные мероприятия, отдых, развлечения, мероприятия культурно-просветительского характера и иные аналогичные мероприятия, а также перечисление средств на благотворительность являются прочими расходами и должны учитываться по счету 91 «Прочие доходы и расходы». Другими словами, любое выбытие активов (кроме дивидендов) – это расход текущего периода (п. 2 ПБУ 10/99). К чистой прибыли организации они никакого отношения не имеют. Относить такие затраты в дебет счета 84 нельзя, это противоречит действующим нормативным актам по бухучету.

Затраты организации на выплату работникам премий, перечисление средств на благотворительность и тому подобное всегда признаются расходами организации и отражаются в отчете о финансовых результатах.

В последних рекомендациях Минфин России также предостерегает от обособления в учете расходов за счет фондов (развития производства, потребления и пр.), сформированных из чистой прибыли. Такие расходы отражаются в общем порядке.

Э.: Как известно, приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н утвержден профессиональный стандарт «Бухгалтер». Как это скажется на работе наших коллег, какие новации он принес?

М.: Профессиональный стандарт «Бухгалтер» – это нормативный, документ, обязательный для всеобщего применения – он зарегистрирован в Минюсте России. Первоочередное практическое значение он имеет для бухгалтерских работников. Профстандарт поможет каждому бухгалтеру самостоятельно оценить свой профессиональный уровень и наметить направления повышения квалификации или дополнительной подготовки. Ну а работодатели получили инструмент для оценки работников бухгалтерии.

Э.: Какие требования Стандарт предъявляет к главному бухгалтеру?

М.: По Стандарту главному бухгалтеру необходимо высшее или среднее профессиональное образование. Получается, что работник с неоконченным высшим образованием при отсутствии среднего профессионального образования должность главного бухгалтера занимать не может. Однако на практике такая ситуация – не редкость, ведь до вступления в силу Стандарта подобного ограничения в общем случае не существовало. А Стандарт – документ общеобязательный. Значит ли это, что главбухи без надлежащего образования подлежат увольнению ввиду несоответствия занимаемой должности?

Исчерпывающий перечень оснований для расторжения трудового договора с работником установлен в статье 81 Трудового кодекса РФ. Среди них подобная причина предусмотрена – «несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе», но с оговоркой – «вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации». То есть недостаточность квалификации необходимо подтвердить аттестацией. Стандарт обратной силы не имеет и поэтому отстранить главбуха от выполняемой им работы из-за отсутствия надлежащего образования невозможно. Но нужно следовать требованиям Стандарта после вступления его в силу – принимая на работу нового главного бухгалтера.

Э.: А если все-таки работодатель примет на эту должность лицо, заведомо не отвечающее требованиям стандарта в части образования?

М.: На мой взгляд, такую ситуацию можно охарактеризовать как «нормальный хозяйственный риск», который является обстоятельством, исключающим материальную ответственность работника. Основание – статья 239 Трудового кодекса РФ. Однако согласно Конституции РФ (п. «р» ст. 71) бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, эта сфера деятельности имеет общегосударственное значение. И нарушение работодателем требований Стандарта является административным правонарушением, предусмотренным пунктом 1 статьи 5.27 КоАП РФ. Оно влечет за собой предупреждение или наложение штрафа.

Э.: Владимир Иванович, что Вы пожелаете бухгалтерам?

М.: Текущий 2015 год богат изменениями законодательства, особенно в налоговой сфере. Отслеживание нововведений сопряжено с дополнительными затратами времени. Но для того мы и работаем над книгой, чтобы упредить ваши финансовые и репутационные потери. Желаю всем плодотворной работы над очередным годовым отчетом.

Э.: С нетерпением ждем Вашу новую книгу «Годовой отчет 2015»!


Годовой отчет 2015 под редакцией В.И. Мещерякова

Новое издание книги «Годовой отчет 2015 под редакцией Мещерякова В.И.» обречено стать бестселлером в 7-ой раз. Учтено все новое, чтобы вы подготовили правильный отчет. Заказать книгу >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA