Возврат некачественного товара

22.05.2015 распечатать

Оповещение делового партнера о том, что поставленные им товары – некачественные, – процедура нервная и всегда неприятная. Особенно когда вы намерены не ждать замены, а хотите отказаться от заказа и забрать назад уже перечисленную предоплату. Как правильно
оформить такое требование, какими доказательствами его подкрепить и как следует понимать термин «незамедлительно», рассказала Анна Мишина.

Согласно букве закона, если покупатель при приемке товара обнаружит, что качество привезенной ему продукции оставляет желать лучшего, он должен незамедлительно письменно сообщить об этом инциденте поставщику (ст. 513 ГК РФ). Здесь сразу два важных момента: составление документов, которые подтвердили бы факт поставки некачественной продукции, и соблюдение сроков направления этих бумаг партнеру.

К вопросу «незамедлительности» предлагаю вернуться чуть позже, а сейчас рассмотрим, какие последствия может иметь пренебрежение документальным оформлением обнаружения некачественной продукции во время ее приемки. Вкратце ответ таков – довольно печальные. Другими словами, если покупатель передал продавцу подписанную накладную, в которой нет ни слова о недостатках принятого товара – то есть из которой видно, что покупатель принял продукцию в полном объеме и без замечаний, то доказать факт своих претензий о несоответствии качества, скорее всего, не получится. В аналогичной ситуации совсем недавно оказался один подмосковный предприниматель, решивший сделать несколько закупок у вентиляторного завода. Сделка должна была состояться на условиях стопроцентной предоплаты. Соответственно, для оплаты заказа поставщик выставил покупателю счет, на основании которого последний дисциплинировано перечислил всю необходимую сумму.


Как оказалось, судьи по-разному относятся к пропуску заказчиками «незамедлительного» срока: одни считают, в этом случае бизнесмены не имеют права рассчитывать на возмещение, а другие придерживаются мнения, что пропуск разумного срока для уведомления не лишает его права выставлять претензии и получить по ним деньги.


Когда же продукция «приехала» на склад заказчика, представителей обеих сторон ждал неприятный сюрприз: оказалось, что товары двух наименований изготовлены с существенным нарушением требований к качеству. На замену неисправных деталей, которая была возможна в силу статьи 518 ГК РФ, покупатель не согласился, поскольку это должно было занять слишком много времени (что, в свою очередь, «потянуло» бы за собой нарушение сроков исполнения обязательств перед клиентами). А вместо этого он решил воспользоваться другим своим правом, предоставленным статьей 469 ГК РФ, и потребовал, чтобы поставщик вернул ему деньги за некачественный товар, направив партнеру соответствующие претензии.

Однако продавец четко дал понять, что он не видит ровным счетом никаких правовых оснований для возврата денежных средств. Ведь предложенное оборудование подбиралось на основании данных проектной документации и полностью соответствует как ей, так и условиям счета, оплата которого свидетельствует о принятии его условий заказчиком.

Как нетрудно предположить, через весьма короткий промежуток времени данный отказ послужил причиной обращения покупателя в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Подпись без оговорок

В зале суда истец-покупатель пояснил, что товар, по качеству которого были предъявлены претензии, ему передан не был, т. е. он, сразу заметив «отклонения», его не принял и накладную не подписал. И все это, по уверению заказчика, прекрасно видел представитель поставщика. Кроме того, истец обратил внимание арбитров на то, что продавец, сначала предложив заменить товар, а потом приняв его обратно, тем самым признал претензии к ненадлежащему качеству товара. Однако, не смотря на это, деньги за «дефектную» продукцию возвращены так и не были.

Но после этих доводов представитель поставщика предъявил собравшимся аккуратно подписанную покупателем товарную накладную, согласно которой последний принял все доставленные позиции до единой и никаких оговорок, которые бы свидетельствовали о ненадлежащем качестве, в ней не было.

Изучив все представленные документы, судьи приняли сторону ответчика. Они пояснили, что предпринимателю не удалось подтвердить факт поставки товара ненадлежащего качества, который позволял бы ему потребовать возврата уплаченных за продукцию денег (решение Арбитражного суда Московской области от 22.09.2014 г. по делу № А41- 28862/2014).


Чтобы избежать каких-либо разночтений, срок, в течение которого покупатель должен уведомить поставщика, лучше всего изначально четко прописать в договоре. Причем можно сделать его слегка «расширенным»


Заявив апелляционную жалобу, бизнесмен попытался доказать, что накладную он не подписывал, а его автограф – подделка, и настаивал на ее исключении из доказательств по делу. Однако апелляционные арбитры отклонили данное ходатайство, так как истец в порядке статьи 161 АПК РФ не заявлял о фальсификации указанного документа в суде первой инстанции, и также, как и коллеги из первой инстанции, признали требования предпринимателя незаконными (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 г. по делу № А41-28862/ 2014).

Не принесла коммерсанту желаемого результата и следующая, кассационная, жалоба. Выражая солидарность с ранее принятыми решением и постановлением, федеральные арбитры указали, что правовых оснований для возврата денег, на их взгляд, нет. Они пояснили, что, по общему правилу, если фирма получила товар не устраивающего ее качества, и поставщик заранее не предупредил об этих недостатках, то заказчик вправе либо устранить их, либо предложить продавцу устранить их самостоятельно, либо потребовать от партнера адекватного уменьшения закупочной цены (п. 1 ст. 475 ГК РФ). Более того, если покупатель обнаружил существенные недостатки в заказанной продукции (т. е. такие, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и другие подобные недостатки), то он может даже отказаться от заказа и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы (п. 2 ст. 475 ГК РФ). Но при этом очень важно, чтобы покупатель незамедлительно известил о произошедшем инциденте продавца (ст. 483 ГК РФ). И только после этого покупатель, которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования по пункту 2 статьи 475 ГК РФ (если только поставщик не согласится в ближайшее время заменить некачественную продукцию). Но чтобы эти требования не были голословными, получателю нужно иметь доказательства факта поставки товара, не соответствующего требованиям покупателя, и доказательства возврата этого товара продавцу. А поскольку судьи увидели только лишь подписанную последним накладную, на которой не было никаких отметок о том, что «дефектная» часть товара не принята, а какие-либо письменные извещения в адрес продавца отсутствовали, они сочли, что для возврата предпринимателю денег законных оснований нет (постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.03.2015 г. по делу № А41-28862/2014).

Незамедлительно!

Итак, чем грозит покупателю нарушение правил «бумажного» оформления поставки некачественного товара, мы только что увидели. А теперь пришло время вспомнить, что у нас было еще одно обязательное условие успешного предъявления претензии. Это – своевременное извещение поставщика.

Для обозначения периода, в течение которого продавец должен быть поставлен в известность о нарушении им условий о качестве, законодатель выбрал термин «незамедлительно».

«Данное понятие правоведы называют «оценочным», – комментирует московский адвокат Сергей Воронин. – А означает он немедленное уведомление после осмотра или проверки и обнаружения несоответствия товара договору, либо в кратчайший технически возможный срок. Но могу сказать по своей практике, что продолжительность даже такого короткого временного отрезка стороны договора часто трактуют неодинаково. Например, поставщик может пребывать в уверенности, что оповещение должно происходить до конца рабочего дня, в течение которого произошла приемка проблемной продукции. Продавец же может считать, что уведомление можно отправить в течение двух-трех дней с момента обнаружения недостатков товара».

Из слов адвоката можно сделать простой, но ценный вывод – чтобы избежать каких-либо разночтений, срок, в течение которого покупатель должен уведомить поставщика, лучше всего изначально четко прописать в договоре. Причем можно сделать его слегка «расширенным». Например, предусмотреть, что в течение дня приемки уведомление может быть устным (по телефону), по факсу или электронной почте коротким письмом в свободной форме – просто, чтоб поставить партнера в известность. А уже в течение следующего рабочего дня должны быть составлены уведомление или претензия, которые вместе с актом следует отправить контрагенту. Уведомление о несоответствии качества поставленного товара договору можно оформить, например, так, как показано на образце далее.

Впрочем, следует отметить, что некоторые арбитры все-таки считают, что пропуск покупателем разумного срока для уведомления поставщика о выявленных недостатках товара не лишает его права выставлять претензии и получить по ним деньги (Постановление ФАС Западно- Сибирского округа от 30.06.2009 г. № Ф04-3720/2009(9292-А67-12)).


Анна Мишина, для журнала «Расчет»


Профессиональная пресса для бухгалтера

Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>




Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Возврат бракованного товара: отражение в учете

Возврат бракованного товара в бухучете (примеры)



Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...