Будущее налогов

10.04.2015

На прошедшем в январе этого года Гайдаровском форуме состоялась дискуссия «Актуальные проблемы налогового законодательства». Юрий Федюкин, директор Департамента юридического и налогового консалтинга Группы компаний АКИГ, побывал на этом мероприятии и рассказал «Расчету», какие изменения ждут предпринимателей в этом году.

Экономическая ситуация в стране находится в стагнации. Происходит резкий спад потребительского спроса, в мегаполисах ожидается повышение безработицы. Снижение цены на нефть серьезно сокращает доходную часть бюджета. Чтобы привлечь средства, государство вводит новые налоги. Однако изменения принимаются задним числом и содержат недочеты.

Контролируемые компании

Рассмотрим конкретный пример. 1 января 2015 года в силу вступил закон, касающийся налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. Под положения этого документа попали не только средний и крупный бизнес, но и мелкие собственники – физические лица, доля участия которых в иностранном бизнесе составляет более 10 процентов.

Теперь российские предприниматели обязаны извещать налоговые органы о своем участии в таких организациях. В НК введена новая статья, предусматривающая ответственность за несоблюдение этого требования (ст. 129.6). Закреплены штрафы для «контролирующего лица» – 100 000 рублей, и для налогоплательщика, имеющего участие в иностранной компании, но не являющегося «контролирующим лицом» – 50 000 рублей в отношении каждой зарубежной организации.


Новый подход отразится в первую очередь на тех, кто трудится по найму не у предпри нимателей, а у физлиц, – они слабо защищены, оформлять с ними трудовые отношения официально работодатели обычно не стремятся.


В ходе дискуссии «Актуальные проблемы налогового законодательства», которая состоялась на Гайдаровском форуме, участники конференции сошлись во мнении, что введенные поправки нуждаются в доработке с учетом текущей экономической ситуации. Дело в том, что принятые меры не решат существующую проблему: большинству российских фирм будет дешевле заплатить штраф, чем нести издержки по сбору документов контролируемой иностранной организации (расходы, связанные с подготовкой специальной финансовой отчетности, проведением аудита, переводом бумаг на русский язык). При этом неясно, какими источниками информации будут пользоваться инспекторы для выявления незадекларированных иностранных организаций, и есть ли вероятность получения российскими фискалами сведений о КИК.

К сожалению, в законе нет стимулирующих механизмов для частного бизнеса к возврату капитала. Он не способствует декларируемой цели этого процесса, ведь, применяя нехитрую схему и подбирая соответствующую юрисдикцию, фирмы могут получить существенную экономию на налогах.

НК предусматривает возможность зачета суммы налога, уплаченного КИК, в счет уплаты налога контролирующего лица. В связи с этим мы понимаем, что организация может на эффективную ставку в пределах 0–8 процентов по НДФЛ, оставив прибыль в КИКе. Поэтому любой смысл для возврата капитала в РФ теряется.

Средний и малый бизнес

Как известно, развитие экономики невозможно без роста малого и среднего бизнеса. Опыт большинства стран показывает, что такие предприятия производят основную часть ВВП, обеспечивают занятость большинства населения, в этой сфере происходят главные инновации.

Однако у руководителей таких компаний нет времени разбираться в тонкостях системы налогообложения, а привлекать дополнительные кадры для этой цели зачастую нет возможности. Это и является одной из главных негативных тенденций в развитии небольших фирм. Без профессиональной помощи специалиста в этой области им не обойтись.

В настоящее время в России усложнена процедура ведения бухгалтерского учета подготовки отчетности, в том числе и для представителей малого бизнеса. Так что и без профессионального бухгалтера также не обойтись. Все это не облегчает, а только усугубляет положение небольших фирм. От себя могу посоветовать предпринимателям обращаться в консалтинговые компании, чтобы отдать всю свою бухгалтерию на аутсорсинг. Привлечение сторонних подрядчиков нередко позволяет экономить средства. Хотя стоимость их услуг обычно превышает сумму зарплаты, которая была бы выплачена своим сотрудникам за ту же работу, это дает возможность не тратить средства на социальные налоги, организацию и поддержание рабочего места, покупку оргтехники, компьютера и программного обеспечения.

Не стоит забывать, что у многих начинающих предприятий есть и преимущество, связанное с особенностями налогообложения их малого бизнеса. Здесь важно суметь грамотно воспользоваться упрощенным режимом. Он дает возможность сдавать меньшее количество документов в инспекцию и другие госорганы.

В антикризисном плане на 2015 год поддержка малого и среднего бизнеса включена в перечень первоочередных задач. Документ предполагает расширение мер поддержки небольших инновационных компаний, в том числе предоставление грантов на финансовое обеспечение инновационных проектов, имеющих перспективу коммерциализации. Новые программы коснутся и малых предприятий в научно-технической сфере.

Регионы получат право снижать для малого бизнеса налоги. Предусмотрены в плане и другие меры поддержки небольших компаний.

Будет введен особый порядок исчисления и уплаты НДФЛ и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для самозанятых граждан, осуществляющих определенные виды деятельности без привлечения наемных работников и не зарегистрированных в качестве ИП («патент для самозанятых граждан»).


Юрий Федюкин,для журнала «Расчет»


Профессиональная пресса для бухгалтера

Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Рейтинг событий февраля по версии журнала «Расчет»

Обзор изменений бухгалтерского и налогового законодательства 2015


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное