Расторгаем договор правильно

24.11.2014 распечатать

Что «высшие» арбитры думают о соблюдении конфиденциальности досрочно разорванного контракта?

По общему правилу, договор может быть расторгнут, во-первых, по соглашению участников, во-вторых, судом по требованию одной из сторон, и, в-третьих, когда полностью или частично заявлен односторонний отказ от исполнения договора. Если с с первым пунктом все более или менее понятно, то остальные два способа разрыва контрактов периодически вызывают вопросы не только у юристов и бухгалтеров, но и у арбитражных судей.

Итак, расторгнуть договор по требованию одного из контрагентов можно по решению суда – при существенном нарушении условий соглашения деловым партнером или в иных случаях, предусмотренных законом. При этом существенным признается такое нарушение, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать изначально. Обратите внимание, одностороннее расторжение договора требует обращения в суд и только принятие арбитрами соответствующего решения влечет расторжение контракта.

Отказ от исполнения

Существует и еще один способ прекращения контракта. Речь идет об одностороннем отказе от исполнения договора. Согласно пункту 3 статьи 450 ГК РФ, отказ допускается законом или соглашением сторон, соответственно, он может быть упомянут сразу в договоре на стадии его заключения или изменения в форме подписания дополнительного соглашения. А может и напрямую следовать и из закона, как в случае с бессрочным договором аренды (ст. 610 ГК РФ).


...одностороннее расторжение договора требует обращения в суд и только принятие арбитрами соответствующего решения влечет расторжение контракта.


Односторонний отказ означает, что достаточно уведомления второй стороны об отказе от исполнения своих обязанностей, чтобы отказ считался таковым. Обратите внимание, к содержанию уведомления есть требования, выработанные практикой. Например, при «выходе» из договора аренды, в случае если арендатор воспользовался своим правом на отказ от исполнения обязанностей, то этот отказ должен быть им явно выражен (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.12.2011 г. по делу № А19-10682/2011).

Следует отметить, что ряд судей согласен считать «отказным» уведомлением требование об уплате аванса. Однако служители Фемиды убеждены, что и в этом случае ничего домысливать нельзя. И если требование о возврате аванса напрямую не содержит заявления о расторжении контракта или об отказе от его исполнения, то все обязательства остаются в силе (см., например, постановление ФАС Московского округа от 16.04.2010 г. № КГ-А40/2645-10 по делу № А40-73637/09-15-211). Иногда арбитры могут «засчитать» за «отказное» уведомление даже претензию. Это стоит иметь в виду. Судьи считают, что если в бумаге содержится информация о возврате перечисленной ранее предоплаты, а также говорится о намерении компаньона отказаться от дальнейшего сотрудничества, то контракт вполне можно признать расторгнутым в связи с односторонним отказом (постановление ФАС Центрального округа от 19.08.2011 г. по делу № А14-9544/2010/309/15).

А арбитры Волго-Вятского округа «пошли еще дальше» и уточнили, что само по себе направление письменного уведомления об отказе от исполнения договора не является основанием для вывода о безусловном наступлении указанных правовых последствий. Ведь партнер не может предполагать о прекращении отношений по пункту 3 статьи 450 ГК РФ до тех пор, пока он не будет проинформирован об одностороннем отказе контрагента от исполнения сделки. Соответственно, договорные отношения считаются прекращенными именно с момента доставки соответствующего уведомления. Само по себе направление письма не является основанием для вывода о безусловном наступлении указанных правовых последствий (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.12.2011 г. по делу № А38-2447/2010).

А что потом?

Есть и еще один крайне важный вопрос, решать который расстающимся партнерам нужно с большой осторожностью. Речь идет о применении некоторых условий договора уже после его расторжения. Сложность такой ситуации, несомненно, признают и судьи, поэтому в своем недавнем Постановлении Президиума ВАС РФ № 35 от 06 июня 2014 года они уделили этому вопросу особое внимание.

Одно из разъяснений коснулось вопроса начисления неустойки, установленной на случай неисполнения обязательств. Арбитры подчеркнули, что она должна начисляться до даты его расторжения контракта (п. 3 Постановление № 35).


Арбитры напоминают, что все условия расторгнутого договора о процентах, неустойке, а также все обязательства, обеспечивающие исполнение обязанности по возврату имущества, сохраняются до полного исполнения этой обязанности. В таких случаях правила главы 60 ГК РФ к отношениям сторон расторгнутого договора не применяются...


А вот другие условия расторгнутого договора, наоборот, сохранят свою силу и после его «обнуления», если, конечно, партнеры не записали в контракте другое действие «постдоговорных» условий. К сохраненным условиям относится, например, включенное во многие контракты положение о конфиденциальности, согласно которому стороны не должны раскрывать определенную информацию в течение установленного периода времени уже после разрыва деловых отношений. Кроме того, к «постдоговорным» условиям арбитры отнесли гарантийные обязательства на проданные товары или работы, положения о возврате предмета аренды, о порядке возврата уплаченного аванса и т.п., а также соглашения о рассмотрении споров по контрактам в третейском суде, о подсудности, о применимом праве и т.п.

Кроме того, «высшие» арбитры пояснили ситуацию, когда в связи с расторжением договора сторона возвращает имущество другой стороне. Тогда партнер, которому возвращается некая вещь, приобретает на нее право собственности производным способом. При этом обременения, установленные до момента возврата, сохраняются. Однако если они настолько велики, что стоимость возвращенной вещи существенно снизилась, изначальный владелец вправе не принимать ее, а потребовать от ответчика возмещения ее полной стоимости.

Арбитры также отметили, что, правило, согласно которому партнеры не вправе требовать возврата того, что было ими исполнено до расторжения договора (п. 4 ст. 453 ГК РФ), действует только в том случае, если встречные предоставления обеих сторон на момент разрыва отношений были эквивалентны. В противном случае, компания, чье предоставление будет больше, имеет право на компенсацию. Она может либо потребовать возврат переданного имущества в том размере, в каком нарушается равнозначность предоставлений, либо настоять на возмещении ее убытков, либо требовать выплаты всех выгод, которые недобросовестный компаньон получил при использовании ее вещи (за вычетом расходов на содержание). Если при расторжении договора речь пойдет о передаче денег, то сумма должна быть возвращена с процентами за пользование чужими средствами (ст. 395 ГК РФ), рассчитанными с даты, когда рубли были получены ответчиком.


Неудобно читать с монитора?

Обо всем полезном для работы бухгалтера читайте в профессиональной бухгалтерской прессе! Выбрать журнал >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Как разорвать договор в одностороннем порядке

Нежелательные последствия расторжения договора

Все о договоре аренды помещения

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...