Экскурс в историю: как зарождалась эра интернет-торговли

19.09.2014 распечатать

Почти с самого начала в России бушуют нешуточные страсти относительно интернет-торговли: российские ритейлеры бьют рекорды продаж, а чиновники собираются, но откладывают ограничение на суммы ввозимых товаров. Обе новости широко обсуждались общественностью. Тем временем, мы решили вспомнить, с чего начиналась интернет-торговля. Лидия Полухина заглянула в недавнее прошлое.

Почти с самого начала в России бушуют нешуточные страсти относительно интернет-торговли: российские ритейлеры бьют рекорды продаж, а чиновники собираются, но откладывают ограничение на суммы ввозимых товаров. Обе новости широко обсуждались общественностью. Тем временем, мы решили вспомнить, с чего начиналась интернет-торговля.

Торговля в сети началась практически одновременно с созданием в 1991 году всемирной паутины World Wide Web. До этого созданная несколькими годами ранее сеть была засекречена и использовалась американским правительством исключительно в военных целях. Когда же она была открыта для всеобщего пользования, стало возможным задуматься и об электронной торговле. Одной из первых организаций, открывших для своих клиентов возможность заказа продукции online, стала всемирно известная сеть ресторанов Pizza Hut.

В 1994 году в целях продвижения интернет-торговли была учреждена компания First Virtual Holdings, представившая в октябре того же года первую в своем роде виртуальную платежную систему. Для связи с покупателями использовался обычный email, сетевой протокол Telnet и автоматизированные программы. А уже в 1995 году компания INTERSHOP Communications Inc., ставшая впоследствии одним из крупнейших в мире производителей программного обеспечения для электронной коммерции, представила первый стандартный софт для приложений электронных платежных систем.

Пионеры на старте

На базе этих технологий в то же 1995 году был открыт самый первый в обычном понимании интернет-магазин и им стал здравствующий и по ныне Amazon.com. Его создатель Джефф Безос, раздумывая над тем, какие товары могли бы продаваться онлайн, остановил свой выбор на книгах, аудио и видеокассетах и компакт дисках. Почему? Потому что с их доставкой не должно возникнуть никаких проблем, в отличие от продуктов питания, которые могут испортиться, или электроники, которая более чувствительна и требует большего внимания при доставке. Как и положено в таких случаях, история самой первой покупки в первом интернет магазине обросла легендой.

Известно, что самым первым онлайн покупателем Amazon.com стал известный австралийский программист Джон Уэйнрайт, создатель языков программирования ScriptX и MacScript. 3 апреля 1995 года он приобрел книгу «Fluid Concepts and Creative Analogies: Computer Models of the Fundamental Mechanisms of Thought», написанную американским физиком и информатиком Дугласом Хофштадтером. О совершении сделки Уэйнрайт неоднократно говорил. Он до сих хранит как саму книгу, так и оригинальную упаковку интернет-магазина, в которой она была ему доставлена. В этой истории, правда, есть небольшая заминка, сам реселлер долгое время утверждал, что магазин был открыт в июле 1995 года, то есть якобы Уэйнрайт никак не мог заказать книгу тремя месяцами ранее запуска магазина. Тем не менее, позже, Amazon.com присвоил имя Уэйнрайта одному из своих головных офисов в Сиэтле, где разместил соответствующую табличку с указанием того, какая книга, когда и кем впервые была приобретена. На сегодняшний день этот сетевой гигант является крупнейшей в мире компанией по продаже товаров и услуг через Интернет.


Одной из первых организаций, открывших для своих клиентов возможность заказа продукции online, стала всемирно известная сеть ресторанов Pizza Hut.


Одновременно с открытием Amazon.com была основана и другая известнейшая сегодня на весь мир компания, интернет-аукцион – eBay. 3 сентября 1995 года американский программист иранского происхождения Пьер Омидьяр создал онлайновый аукцион AuctionWeb как часть своего личного веб-сайта. Одним из первых проданных предметов на первом в истории интернет-аукционе была неисправная лазерная указка Омидьяра, которая ушла за 14,83 доллара США. Выбор самой первой покупки на его интернет-аукционе настолько удивил самого Пьера, что он решил на всякий случай написать покупателю электронное письмо и уточнить, понял ли тот, что приобретенный им товар сломан. В ответ ему пришло письмо, в котором покупатель сообщал, что коллекционирует именно поломанные лазерные указки. На начальном этапе AuctionWeb был полностью бесплатным, поскольку представлял собой всего лишь своего рода хобби-занятие для Омидьяра. Однако по мере того, как AuctionWeb начал привлекать все больше продавцов и покупателей (к концу 1995 г. на сайте проходили уже тысячи аукционов), интернет-провайдер сообщил Омидьяру, что ввиду слишком большой нагрузки каналов передачи данных, ему придется перейти на бизнес траффик, в связи с чем c участников аукциона стала взиматься определенная плата. В январе 1997 года на сайте было зарегистрировано уже 2 миллиона сделок, а в сентябре 1997 года AuctionWeb был переименован в eBay. К тому времени компания, состоящая всего из 30 сотрудников, насчитывала около полумиллиона пользователей по всему миру, а доход ее составил 4,7 миллиона долларов США. В 2000-е годы eBay расширил ассортимент представленной на продукции, в результате чего бизнес еще более разросся.

Постепенно интернет-торговля стала охватывать все больше самой разнообразной продукции. В 2004 году сумма всех сделок, совершенных через сеть, достигла одного миллиона долларов. Через год она уже исчислялась десятками миллионов, а еще через год составляла несколько сот миллиардов долларов.

Вопросы безопасности

Осуществление покупок через Интернет неизбежно связано с вопросами защиты персональных данных. Наиболее распространенной на сегодняшний день электронной платежной системой является кредитная, то есть с использованием банковской карты, хотя система расчетов с помощью электронных денег и виртуальных чеков в последнее время также становится популярной.

Для обеспечения безопасности платежных данных своих клиентов первые интернет-магазины Amazon.com и eBay прибегли к использованию разработанного еще в 1994 году компанией Netscape протокола SSL. А в 1996 году две главные платежные системы Visa и Mastercard инициировали создание нового стандартизированного протокола безопасности SET, предназначенного, в том числе, для внедрения в банковском секторе.


В 2004 году сумма всех сделок, совершенных через сеть, достигла одного миллиона долларов. Через год она уже исчислялась десятками миллионов, а еще через год составляла несколько сот миллиардов долларов.


На начальном этапе в проекте были задействованы 38 кредитных организаций по всей Европе, из которых пионером выступил Bank of Ireland, внедривший протокол SET в мае 1997 г. Банк Ирландии был выбран в качестве пилотного потому, что на тот момент он уже имел опыт проведения платежей через сеть. В 1996 году сама кредитная структура стала учредителем интернет-магазина ShopIreland на основе технологии, разработанной Microsoft совместно с ирландской компанией по производству программного обеспечения Trintech. Однако, без технологии по обеспечению безопасности платежных данных, банку приходилось производить аутентификацию карт, что называется, вручную. Это делало весь процесс совершения покупок online долгим и неудобным. Внедрение же в 1997 году протокола безопасности SET позволило банку не только ускорить процесс обработки платежей, но и существенно расширить список предлагаемых в интернет-магазине товаров и, конечно же, клиентов.

Национальный старт

В России первая попытка создания интернет-магазина также была предпринята в 1995 году Программист Андрей Герасимов создал механизм для торговли компакт-дисками через сеть. Однако из-за нерентабельности он почти сразу закрылся. Через год российские разработчики снова попытались наладить виртуальную торговлю, и на этот раз им это удалось. Первый заработавший интернет магазин Symbol.ru, теперь известный как Books.ru, также специализировался на продаже книг.

Сегодня, по мнению ряда экспертов, на долю национальных интернет-ритейлеров приходится более половины совокупной выручки первых тридцати топовых компаний Рунета.


Лидия Полухина, для журнала «Расчет»


Неудобно читать с монитора?

Обо всем полезном для работы бухгалтера читайте в профессиональной бухгалтерской прессе! Выбрать журнал >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Как вести бухучет в интернет-магазине

Интернет-банкинг: экономия ресурсов или «зона риска» ?

Бухгалтерский и налоговый учет интернет-сайта

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...