Если нарушен договор поставок: порядок претензионной работы у поставщика

14.07.2014

Последствия несоблюдения условий договора поставки неблагоприятны для обеих сторон этого договора. Поставщик чаще всего недополучает деньги за отгруженный товар и испытывает нехватку денежных средств, а покупатель - остается недовольным качеством отгруженных товаров. Урегулировать взаимное недовольство без долгих судебных разбирательств поможет претензионная работа.

Договор поставки — это частный случай купли-продажи, которой посвящена глава 30 Гражданского кодекса. По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ). Основными обязанностями покупателя при приобретении товаров являются прием товаров и их оплата (ст. 516 ГК РФ). То есть обеими сторонами договора поставки должны быть хозяйствующие субъекты.


На заметку

Если стороной купли-продажи выступает частное лицо, приобретающее у продавца-предпринимателя товар для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, то в этом случае возникают отношения в рамках договора розничной купли-продажи. Права покупателя по такому договору регулируются Законом о защите прав потребителей.


Таким образом, основные нарушения по договору поставки со стороны поставщика — это срыв сроков поставки, неуведомление покупателя о готовности и отгрузке товара, нарушения договора о количестве, качестве, ассортименте и комплектности товаров, а также условий о таре и упаковке. Со стороны покупателя — это несвоевременная оплата товаров и отказ от их принятия.


Выбираем претензионный порядок

Для договора поставки Гражданский кодекс определил его существенные условия (без них этот договор считается незаключенным) (ст. 432 ГК РФ). Это условия, относящиеся к предмету договора:

  • наименование товара;
  • количество товара.

Кроме этих двух условий на практике существенными считаются ассортимент и комплектность товара, срок поставки, а также любые другие условия, которые стороны сочтут существенными и пропишут в договоре. Прежде всего, такими условиями могут быть цена товара и срок оплаты.

Несоблюдение любого из условий договора негативно отражается на финансово-хозяйственной деятельности, как покупателя, так и поставщика. Поэтому одним из пунктов договора можно оговорить способы досудебного урегулирования спорных вопросов. Это позволит точно знать, в какой срок нужно направить претензию, а в какой срок контрагент должен на нее ответить, а значит - конфликтная ситуация может разрешиться без траты денег и времени на судебные разбирательства.


К сведению

Претензию можно направить независимо от того, предусмотрено это договором или нет. Но если договором поставки предусмотрен претензионный порядок, то без его соблюдения суд ваш иск рассматривать не будет (постановление ФАС Волго-вятского округа от 13.02.2013 № А29-923/2012).


Итак, вы договорились с контрагентом по договору поставки о претензионном порядке разрешения спорных вопросов. В договоре можно написать примерно следующее:

<...>

6. Урегулирование споров

6.1. Все разногласия и споры, возникающие при исполнении настоящего Договора, стороны разрешают путем переговоров с соблюдением претензионного порядка.

6.2. В случае получения претензии сторона обязана ее рассмотреть и направить ответ заявившей претензию стороне в течение 10 рабочих дней со дня получения претензии.

6.3. Если претензия оставлена без рассмотрения, а также в случае отказа в ее удовлетворении (полного или частичного), сторона, направившая претензию, в течение 30 рабочих дней со дня получения претензии другой стороной, вправе передать спор на рассмотрение в арбитражный суд.

<...>

Претензии могут выставлять обе стороны, являющиеся сторонами договора поставки. Рассмотрим, как вести претензионную работу поставщику, недополучающему свои деньги.

Чтобы дебиторка не превышала выручку

На практике претензионная работа поставщика — это не всегда само выставление претензии покупателю. Это действие может стать заключительным этапом претензионной работы, а до того — это работа с дебиторами по сокращению их долгов перед вашей фирмой. Ведь не секрет, что денежные поступления от контрагентов являются главными источниками финансирования компании. И если отгрузки производить систематически, и при этом систематически не получать за это деньги, дебиторская задолженность превысит выручку. А это будет свидетельствовать о вашем неустойчивом финансовом положении и может привести даже к банкротству.

Претензионная работа начинается за несколько дней до истечения сроков оплаты - разумеется, после уведомления покупателя об отгрузке и выставления счета на оплату. Покупателю нужно напомнить о том, что он в установленный срок должен произвести оплату за отгруженный товар. Это можно сделать по электронной почте (лучше с уведомлением о прочтении сообщения) или по телефону.

Если оплата в срок не поступила, можно направить официальное письмо-уведомление о том, что за контрагентом числится задолженность по договору поставки и о том, что в случае неоплаты компания будет вынуждена предпринять встречные меры (например, приостановить поставки). К письму следует приложить акт сверки взаиморасчетов. Если должник его подпишет, это будет означать, что он признает свой долг.

Ну а если он так и не погасит свою задолженность, можно приступать к выставлению претензии.

Заметим, что статья 395 Гражданского кодекса устанавливает ответственность за неисполнение денежного обязательства. Поэтому отдельно прописывать в договоре поставки уплату процентов при неоплате товаров покупателем не обязательно. Но в расчете за пользование денежными средствами нужно указать сумму процентов по состоянию на дату расчета (дату составления претензии).


Важно знать

Претензия оформляется обязательно в письменном виде, за подписью руководителя и печатью (при наличии), на фирменном бланке. В общем случае текст должен содержать:

  • реквизиты организации, которой направляется претензия;
  • причины предъявления претензий;
  • ссылки на нарушенные нормы законодательства, пункты договора;
  • требование по устранению и сроки;
  • сумма претензии, если она выражается в денежной форме;
  • реквизиты предъявителя претензии;
  • список документов, прилагаемых к претензии.


Претензия поставщика к покупателю о просрочке оплаты за поставленный товар, осуществлении оплаты и уплате процентов может выглядеть так:


Образец:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ВЕКТОР»

ИНН/КПП 5015023512/501501001, 156789, г. Москва, ул. Семенова, 12, тел. 256-45-12, эл. почта vektor@mk.ru

ООО «Микс», 456789, Московская обл.,

г. Подольск, ул. Лесная, 2


Требование (претензия)

о выплате задолженности по договору поставки в связи с неисполнением обязательств по оплате товара

ООО «Вектор», в соответствии с п. 2.1 Договора поставки от 22.01.2014 № 17/1, на условиях предпоставки передал 28.01.2014 ООО «Микс» следующий товар в согласованном объеме:

- кресло офисное «Универсал» в количестве 5 штук, на сумму 65 000 (Шестьдесят пять тысяч) рублей в установленные договором сроки, что подтверждается товарно-транспортной накладной от 28.01.2014 № 17/1.

Согласно п. 2.2 Договора поставки от 22.01.2014 № 17/1 ООО «Микс» производит оплату в течение 10 дней с момента получения товара.

Стоимость переданного товара (включая НДС 18 % - 9915 рублей) составляет 65 000 (Шестьдесят пять тысяч) рублей. Согласно п. 2.2 Договора № 17/1 оплата должна быть произведена в срок до 07.02.2014 включительно, однако деньги до сих пор не поступили.

Пунктом 6.1 Договора поставки от 22.01.2014 № 17/1 предусмотрен претензионный порядок урегулирования споров; срок для ответа на претензию - 15 календарных дней со дня ее получения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 6.3 Договора поставки от 22.01.2014 № 17/1, статьей 516 Гражданского кодекса, просьба в срок до 30.04.2014 выплатить задолженность в размере 65 000 (Шестьдесят пять тысяч) рублей. В этот же срок просьба уплатить сумму процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса за период с 08.02.2014 по день перечисления суммы долга (расчет приведен в таблице).

При несогласии с настоящей претензией - представить письменный мотивированный ответ.

На основании пункта 6.3 Договора поставки от 22.01.2014 № 17/1 если настоящая претензия будет оставлена без рассмотрения, а также в случае отказа в ее удовлетворении (полного или частичного), в течение 30 рабочих дней со дня получения претензии другой стороной, спор будет передан на рассмотрение в арбитражный суд.

Расчет суммы процентов за период с 08.02.2014 по 07.04.2014:

Сумма долга с НДС (руб.)Количество дней просрочкиБанковская ставка рефинансирования (%)
Сумма пени в день (руб.)
(гр. 1 х гр. 3/ 360)
Сумма пени за весь период (руб.)
(гр. 2 х гр. 4)
12345
65 000598,2514,9879

Таким образом, общая сумма настоящей претензии составляет 65 879 руб. (шестьдесят пять тысяч восемьсот семьдесят девять рублей 00 копеек), в том числе:

  • стоимость товара, подлежащего оплате — 65 000 рублей;
  • сумма процентов — 879 рублей.

Приложения:

1. копия Договора поставки от 22.01.2014 №17/1;
2. копия накладной от 28.01.2014 № 17/1;
3. копия счета на оплату от 28.01.2014 № 17/1;
4. доверенность представителя от 07.04.2014 № 12.

07.04.2014

Руководитель ООО «Вектор» Громов / Б. Г. Громов /

МП


Представим порядок претензионной работы у поставщика в виде схемы:

Схема для претензии 2


Претензионная работа покупателя значительно сложнее, чем у поставщика, и связана с большим количеством действий при приемке товара. Об этом мы расскажем в следующем номере журнала.

Ольга Кружилина, редакция журнала «Практическая Бухгалтерия»


Юрист на предприятии

С бератором «Юрист на предприятии» Вы с легкостью разрешите любой конфликт с контрагентами и с честью пройдете процедуру любой проверки. Также вы быстро найдете форму любого документа, нужную статью закона, пример из арбитражной практики. Узнайте об издании больше >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Если нарушен договор поставок: порядок претензионной работы у покупателя

Как заключить договор поставки: вредные советы

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (1)

  1. pElenapi
    23.09.2017Ответить

    Работа в интернете

    Работа в интернете
    Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0



Оставить комментарий


Введите код с картинки:

CAPTCHA