Февраль 2014. Самые важные изменения в учете по оценке экспертов бератора

28.02.2014

Переквалификация договора приведет к реальным финансовым потерям, правило «пяти минут», интернет-эквайринг в помощь, налоги – в пятую очередь, усилена уголовная ответственность за оборот немаркированной алкогольной продукции, новшества в налоге на прибыль.

Переквалификация договора приведет к реальным финансовым потерям

С 1 января 2014 года расширены пути переквалификации гражданско-правового договора в трудовой. Раньше это было возможно только по решению суда (ч. 4 ст. 11 ТК РФ). Теперь есть возможность сделать это и без суда. Сам заказчик по договору будет вынужден это сделать, если получит письменное заявление физлица-исполнителя (подрядчика), подкрепленное не обжалованным в суде предписанием трудинспектора об устранении нарушения. Об этом – новая статья 19.1 Трудового кодекса, которая введена Законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ

При такой переквалификации фирма понесет реальные финансовые потери. Это не только доначисление обязательных страховых взносов в ФСС РФ, штрафы и пени, но и другие расходы. Например, на создание рабочего места и обеспечение работника всем необходимым для работы, на выплаты два раза в месяц твердой зарплаты не ниже федерального МРОТ, а также доплаты за сверхурочную работу и работу в ночное время, в выходные и праздничные дни. Придется предоставлять все другие гарантии, установленные Трудовым кодексом, – оплачивать ежегодные и учебные отпуска, больничные и детские пособия, а также выходные пособия и компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении.

Так, в разделе «Предмет договора» указывайте не профессию, специальность или трудовую функцию в соответствии со штатным расписанием, а индивидуальное конкретное задание (поручение, заказ и т. д.), имеющее конечный результат (результат труда). Можно указать, что работа может выполняться с привлечением третьих лиц (в то время как работа по трудовому договору выполняется только лично). В разделе «Стоимость работ (услуг) и порядок расчетов» нельзя указывать в качестве оплаты должностной оклад или тарифную ставку. За выполненные работы (оказанные услуги) выплачивается вознаграждение, причем после составления акта приемки-передачи. Также нужно указать, что невыполненная работа не оплачивается. В трудовых же отношениях оплачивается процесс труда, а не конечный результат.

Можно написать о том, что если невозможность исполнения возникла по вине заказчика, то услуги подрядчика (исполнителя) подлежат оплате в полном объеме, а если работа не выполнена в связи с обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не отвечает, то заказчик возмещает подрядчику (исполнителю) фактически понесенные им расходы. Если об этом умолчать, то это вовсе не значит, что соответствующие нормы Гражданского кодекса не будут учтены в споре. Вспомните, мы все, как правило, в разных договорах пишем, что спорные вопросы разрешаются в соответствии с действующим законодательством (особо не углубляясь в суть).

На заметку

Специфической чертой гражданско-правового договора является и то, что заказчик вправе в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уведомив об этом подрядчика. При этом следует уплатить подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.

Не устанавливайте обязанность исполнителя подчиняться приказам и распоряжениям заказчика – в гражданско-правовых отношениях действует равенство сторон. Работник не подчиняется также правилам внутреннего трудового распорядка, поэтому нельзя включать в договор обязанность соблюдать эти правила и дисциплинарную ответственность за их нарушение.

При причинении ущерба имуществу заказчика подрядчик должен возместить убытки полностью (в трудовых отношениях – в пределах среднемесячного заработка). Можно установить и материальную ответственность подрядчика (исполнителя) – в виде штрафа, пени или неустойки (в трудовых отношениях это исключено).

В гражданско-правовом договоре всегда указывают сроки начала и окончания работ. Можно предусмотреть также промежуточные сроки – сроки завершения отдельных этапов работы. В остальном исполнитель сам распределяет время, необходимое для выполнения работы.

Правило «пяти минут»

О правиле «пяти минут» заговорили после того, как осознали смысл очередного письма ФНС России об ответственности за нарушения кассовой дисциплины – от 31 декабря 2013 г. № ЕД-4-2/23721. В нем говорится, что кассовый чек должен быть отпечатан с отклонением по времени не более пяти минут относительно реального времени внесения денег за покупку. Именно такую погрешность могут иметь часы кассового аппарата. За более существенные отклонения нарушителя могут привлечь к ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ (за нарушение Закона № 54-ФЗ).

В первую очередь насторожились предприниматели, торгующие дистанционно через интернет-магазины, когда оплата товара осуществляется в момент доставки курьером. Долгое время интернет-продавцы работали так: чек за заказанный товар пробивался в офисе компании, а курьер передавал этот заранее отпечатанный чек покупателю в момент получения денег. Такой порядок еще недавно чиновники не признавали нарушением (см. письмо ФНС РФ от 01.02.2012 № АС-4-2/1503), об этом писал и бератор. Но теперь так делать запретили.

На заметку

Выход в такой ситуации есть. Можно оснастить курьера мобильной ККТ, чтобы он выдавал покупателю чек в момент получения денег за доставленный товар.

Выход в такой ситуации есть, хотя он может оказаться и затратным, и небезопасным. Можно оснастить курьера мобильной ККТ, чтобы он выдавал покупателю чек в момент получения денег за доставленный товар. Хотя при этом возникает и определенный риск утраты выручки, если не обеспечить безопасность инкассации.

Если покупатель интернет- магазина желает расплатиться при помощи платежной карты, это не освобождает продавца от применения ККТ (об этом также сказано в упомянутом письме). В этом случае у продавца тоже есть пять минут, но уже после получения подтверждения оплаты от банка. Для расчетов в пунктах выдачи товаров (при самовывозе) – это нормально, так все и происходит. А если товар доставляет курьер, и покупатель расплачивается картой, «мини- машина» курьера должна быть оснащена и мини-терминалом для «классического» эквайринга (технически сейчас возможно и это), а у магазина должен быть заключен такой договор с уполномоченным банком. Тем не менее, чтобы не было нарушений кассовой дисциплины и претензий со стороны покупателей, фирме-продавцу стоит четко сформулировать правила доставки товара и оплаты покупок, которые они размещают на своих интернет-сайтах (в соответствии с техническими возможностями).

Оснащая курьера кассовым аппаратом, не забудьте настроить его так, чтобы пробитые чеки соответствовали главным требоованиям.

Интернет-эквайринг в помощь

Специально для интернет-магазинов бератор разместил информацию, которая многим из них поможет преодолеть сложности, возникшие в связи с активизацией правила «пяти минут». Речь идет об интернет-эквайринге, который позволяет принимать к оплате платежные карты через Интернет с использованием специально разработанного web- интерфейса. Использование интернет-эквайринга сводит все расчеты с покупателями к безналичным, при которых не нужны кассовые чеки. Клиент-покупатель получает документ о списании средств со счета в электронном виде от банка, в котором он обслуживается. А магазин ведет учет расчетов в обычном порядке. В частности, чтобы открыть электронный кошелек для расчетов с физлицами, используется счет 55 «Специальные счета в банках».

На заметку

Использование интернет-эквайринга сводит все расчеты с покупателями к безналичным, при которых не нужны кассовые чеки.

Вот схема работы ннтернет-эквайринга. Клиент заходит на сайт интернет-магазина, выбирает товар (работу, услугу), нажимает кнопку «оплата картой», вводит персональные данные (имя, номер карты, телефон и др.). Если тип подключения к интернет-эквайрингу прямой, то процедура ввода данных происходит на самом сайте, если тип подключения к интернет-эквайрингу защищенный, то клиент переходит с этого сайта на отдельную страницу поставщика интернет-эквайринга. Затем покупатель подтверждает платеж кнопкой «оплатить». В этот момент происходит списание средств с его счета. Через несколько дней (на практике – от одного до шести) банк зачисляет средства на расчетный счет вашей фирмы.

Безусловно, интернет-эквайринг требует соблюдения немалого набора правил, процедур, технических требований и законодательных норм, вплоть до обеспечения требований безопасности в области обработки электронных платежей и защиты персональных данных.

Налоги – в пятую очередь

Когда с вашими финансами все в порядке, и на расчетном счете денег достаточно, чтобы спокойно хозяйствовать, все ваши платежные поручения исполняются в порядке календарной очередности, то есть по мере поступления документов. Об этом сказано в пункте 1 статьи 855 Гражданского кодекса. А пункт 2 этой статьи регулирует очередность платежей при недостаточности средств на расчетном счете. Законом от 2 декабря 2013 г. № 345-ФЗ эта очередность изменена. Об этом заговорили вновь в связи с тем, что вступили в силу новые правила заполнения платежных поручений на перечисление налогов. Теперь, если платеж списывается по поручению налоговой инспекции, он относится к третьей очереди. Платежные поручения самого владельца счета на перечисление налогов отнесены к пятой очереди. Очередность налогового платежа проставляется в виде кода в поле 21 платежного поручения.

Календарную очередность банк применит и в случае недостаточности денежных средств, если требования, предъявленные к оплате, стоят в одной очереди на списание.

И еще. При оформлении налоговых платежек нужно по-новому именовать «банк получателя». В связи с преобразованием Московского главного территориального управления Банка России в Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, следует писать:

  • полное наименование – «Отделение 1 Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва»;
  • или сокращенное наименование – «Отделение 1 Москва», если ранее отделение было № 2, 3 и т. д., то «Отделение 2 Москва», «Отделение 3 Москва».

Так, как писали по-старому (например, «Отделение № 1 Московского ГТУ Банка России»), больше писать нельзя. Наименования учреждений Банка России в других регионах также изменяются (информационное сообщение Центрального банка Российской Федерации от 09.08.2013).

Усилена уголовная ответственность за оборот немаркированной алкогольной продукции

Дополнена частью 4 статья 171.1 Уголовного кодекса, усиливающая ответственность за нарушения при производстве, приобретении, хранении, перевозке в целях сбыта или продаже немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками. Для этого определены «особо крупный» размер наказуемого деяния и виды наказания – от очень серьезного штрафа до лишения свободы.

Новшества в налоге на прибыль

Начали действовать новые основания для признания сделок контролируемыми – для еще одной группы взаимозависимых лиц. Это касается операторов новых морских месторождений, владельцев лицензий на пользование недрами на таких месторождениях, а также участников региональных инвестиционных проектов.

Представителям этой группы установлена и норма, касающаяся основных средств, используемых для добычи углеводородного сырья на новых морских месторождениях. К ним должен применяться только линейный метод начисления амортизации. При этом можно применять повышающий коэффициент амортизации, но не более 3.

А для участников региональных инвестиционных проектов установлены особые правила проведения налоговых проверок. По ним налоговики проверят не только правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, но и соответствие показателей реализации требованиям к проекту.

Кроме того, ФНС внесла изменения в целый ряд форм налоговых деклараций в связи с заменой кодов ОКАТО на ОКТМО, в том числе и в декларацию по налогу на прибыль.


Важные нововведения бухучета

Все самые новые изменения в бухучете и налогообложении смотрите в Бератое-онлайн. Узнайте больше >>



Читайте также по теме:

Январь 2014. Самые важные изменения в учете по оценке экспертов Бератора

Бухучет в новом 2014 году. Часть I

Заполнение платежного поручения в 2014 году



Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA