Январь 2014. Самые важные изменения в учете по оценке экспертов Бератора

04.02.2014 распечатать

Эксперты Бератора подготовили список самых важных изменений в учете и отчетности, произошедших в январе 2014 года.

Чем заменят ЕКС, или кому нужны профстандарты

Минтруд начал активно претворять в жизнь профстандарты, которые в будущем полностью заменят Единые квалификационные справочники по должностям служащих и профессиям рабочих. В самом начале января 2014 года обнародовано несколько стандартов, среди которых стандарты специалистов по работе с семьей, органов опеки и попечительства и «Программист» (приказ от 18.11.2013 № 679н).

Таким образом, свое развитие получает и недавно дополнившая Трудовой кодекс статья 195.1, где дано понятие «квалификация работника». Это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Так, работник шестого уровня квалификации должен быть способен, в частности, к самостоятельной деятельности, он должен обеспечивать взаимодействие сотрудников и смежных подразделений и нести ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.

А профессиональный стандарт – это, по кодексу, характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Должностей – не счесть, поэтому характеристики всех Трудовой кодекс вместить не сможет. Разрабатывают и выпускают их отраслевые ведомства при общей координации со стороны Минтруда. Пользуясь только что вышедшим профстандартом, кадровик сможет без ошибки определить, что если, к примеру, компании нужен разработчик программного обеспечения, то для этого есть несколько должностей с уровнями квалификации с третьей по шестую, а на должность ведущего инженера-программиста (шестой уровень квалификации), можно принять человека, имеющего высшее образование по одной из специальностей по образованию: «Информационные технологии», «Автоматизация и управление», «Прикладная математика и информатика», «Информационные системы и технологии», «Программная инженерия» и др. Все они перечислены в профстандарте, которым также установлено, что этот человек должен иметь практический опыт работы в области разработки программного обеспечения не менее трех лет.

Профстандарт устанавливает трудовые действия (в должностной инструкции их называют «основными обязанностями» – поэтому и составить ее будет проще), а также необходимые умения и знания, которыми должен обладать сотрудник.

Объекты «понарошку» – вне закона

С 1 января 2014 года к бухгалтерскому учету нельзя принимать документы, оформленные с целью «легализовать» несуществующие сделки (Закон от 21.12.2013 № 357-ФЗ). Чиновники дали однозначные определения объектам «понарошку», присвоив им статусы «мнимый» и «притворный» объекты бухгалтерского учета.

Мнимый объект бухгалтерского учета – это попросту несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида. Притворный – это объект, отраженный в бухгалтерском учете с целью прикрытия другого объекта. Ответственность за оформление первичных документов по таким объектам должны нести должностные лица, их составившие.

Этим же законом внесено изменение, которое не может не порадовать тех, кто подлежит обязательному аудиту. С 1 января 2014 года аудиторское заключение можно представлять не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. До сих пор аудиторское заключение нужно было сдавать вместе с самой отчетностью, т. е. не позднее 31 марта.

Внутренний контроль – мечта проверяющего

Новыми гранями заиграла норма закона о бухучете об обязательном внутреннем контроле фактов хозяйственной жизни и порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности (для подлежащих обязательному аудиту) (ст. 19 Закона № 402-ФЗ).

Минфин России (письмо от 25.12.2013 № 07-04-15/ 57289) выпустил Информацию № ПЗ- 11/2013, полностью посвященную этому вопросу и тому, как внутренний контроль поможет представить как на ладони всю деятельность хозяйствующего субъекта, в том числе и законопослушного. Судите сами.

Внутренний контроль, ратуют чиновники, должен осуществляться во всех подразделениях и с участием всего персонала экономического субъекта в соответствии с его полномочиями и функциями.

Основными элементами внутреннего контроля – это:

  • контрольная среда, под которой предложено понимать «совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта» (то есть внутренний контроль – это контроль всего).
    Контрольная среда в хозяйственной жизни – это «описание бизнес-процессов и процедур работы экономического субъекта». Оно может быть «в текстовой и графической форме, что обеспечивает полноту и наглядность представления деятельности экономического субъекта». В бухучете контрольная среда описывается в положении о бухгалтерской службе, учетной политике, требованиях к квалификации бухгалтерского персонала, порядке взаимодействия подразделений и отдельных работников компании и порядке принятия решений по вопросам бухгалтерского учета;
  • риск – «сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности»;
  • оценка рисков – процесс выявления и анализа рисков. Выявленными рисками предложено управлять при помощи разнообразных процедур внутреннего контроля, информирования персонала и последующей оценки результатов.

Отдельными позициями в документе представлена оценка рисков применительно к бухучету, которая «призвана выявлять риски, которые могут повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности», включая упомянутые выше мнимые и притворные объекты, искажение стоимостных показателей, применение не тех счетов бухучета и др.

По наиболее существенным рискам составляется «матрица» (термин из документа), в которой отражают, в частности:

  • наименование области или процесса, который подвержен риску;
  • описание риска, то есть указание на событие (внутренее или внешнее), которое может привести к неблагоприятным последствиям, вероятность и причину его возникновения и количественную или качественную оценку;
  • описание процедур внутреннего контроля, посредством которых минимизируются последствия риска;
  • ссылку на регламент – документ, в котором устанавливаются «детальные требования к осуществлению внутреннего контроля»;
  • исполнителя процедуры внутреннего контроля (сотрудник или информационная система);
  • частоту (периодичность) осуществления процедуры внутреннего контроля;
  • входящие документы (на основании которых начинается и проводится процедура внутреннего контроля);
  • исходящие документы (свидетельства проведения процедуры внутреннего контроля).

Важно

Одним из важных направлений оценки рисков чиновники считают риск совершения «коррупциогенных» действий (например, коммерческий подкуп). Здесь стоит задача выявить участки, на которых могут возникать злоупотребления, возможности для их совершения, в том числе связанные с недостатками контрольной среды (описательных документов).

Основными процедурами внутреннего контроля названы:

  • сверка данных: расчетов с поставщиками и покупателями, остатков по счетам учета денежных средств с кассовой наличностью и т. д.;
  • охрана объекта, ограничение доступа, инвентаризация; – документальное оформление;
  • строгие расчеты оценочных значений (их отражение в бухучете для большинства компаний обязательно);
  • контроль взаимосвязанных фактов, например, перечисление денег и оприходование приобретенных ценностей;
  • разграничение полномочий при санкционировании, проведении и оформлении сделок;
  • надзор правильности осуществления сделок и операций, выполнения учетных операций, точности составления бюджетов (смет, планов), соблюдения установленных сроков составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и др.

Кроме того, в отдельном приложении даны требования к «дизайну внутреннего контроля», который должен наглядно показать, насколько принятые процедуры внутреннего контроля «достаточны для минимизации риска», продемонстрировать, «насколько описание процедур внутреннего контроля правильно и понятно».

Впечатляет, не правда ли?

Прощай, аттестация – здравствуй, спецоценка

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда. В соответствии с ней дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд для компаний, чьи работники заняты во вредных и тяжелых условиях труда, дифференцируются в зависимости от класса и подкласса, установленных по результатам спецоценки.

Некоторые компании смогут снизить размер дополнительных взносов. Так, для класса «Допустимый», подкласс 2 и для класса «Оптимальный», подкласс 1 эти тарифы установлены в размере ноль процентов. Для классов «Опасный» и «Вредный» в зависимости от подкласса придется платить взносы по тарифам от двух до восьми процентов. А фирмы, которые спецоценку не проведут, будут платить дополнительные взносы по прежним тарифам – четыре или шесть процентов.

Порядок проведения спецоценки по сравнению с порядком проведения аттестации претерпел ряд изменений, хотя во многом остался схожим.

Здесь же вы узнаете о том, что Законом 421-ФЗ в КоАП РФ внесена новая статья 5.27.1 об ответственности за нарушения в сфере спецоценки. Штрафы весьма существенные, в ряде случаев они достигают 200 000 рублей.

Обращаем ваше внимание на то, что проводится спецоценка всех рабочих мест. Не подлежат аттестации только рабочие места надомных и дистанционных работников и работников, занятых у физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Ранее можно было не аттестовывать те рабочие места, где сотрудники используют только офисную оргтехнику (персональные компьютеры, копировально- множительные аппараты и др.) и бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

Так что теперь через процедуру спецоценки придется пройти всем (и, разумеется, не бесплатно). Но по тем рабочим местам, которые по спецоценке признаны безопасными, введена процедура декларирования в государственную инспекцию труда по месту регистрации. Декларация будет действовать пять лет с автоматическим продлением на тот же срок, если на соответствующих рабочих местах не было несчастных случаев и профзаболеваний. В противном случае внеплановой спецоценки с соответствующими финансовыми затратами не избежать.

Однако бератор расскажет, как на затратах по спецоценке можно сэкономить взносы на страхование от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний.

Платежка по новым правилам

С 1 января 2014 года при заполнении платежных поручений на перечисление платежей в бюджетную систему нужно руководствоваться правилами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н (он прошел регистрацию в Минюсте).

Бератор обращает ваше внимание на то, что платежные поручения на перечисление налогов заполняют по-особому.

Вот важные изменения, касающиеся всех:

  • в поле 101 «статус плательщика» для уплаты страховых взносов юридическим лицам и предпринимателям следует использовать значение «08»;
  • коды ОКАТО больше не действуют, вместо них нужно использовать коды ОКТМО (поле 105);
  • количество символов в названии плательщика (поле 8) и получателя (поле 16) не должно превышать 160 символов, а в названии платежа (поле 24) – 210 символов;
  • в поле 106 «основание платежа» добавились новые значения (ЗТ, ТЛ, ИН, ПБ);
  • в поле 110 «тип платежа» для всех платежей следует указывать значение «0», кроме уплаты пени и процентов – их значения остались прежними (ПЕ, ПЦ).

Не пропустите 31 марта 2014 года – с этой даты вводится уникальный идентификатор начисления (УИН).


Будьте в курсе последних изменений

Информационный бюллетень для бухгалтера - 50 ценных страниц, которые сберегут ваше время. Это уникальное электронное издание, в котором еженедельно из всех источников информации собираются важные последние изменения, затрагивающие работу бухгалтерии. Узнайте больше >>



Читайте также по теме:

Бухучет в новом 2014 году. Часть I

Таблица соответствия кодов ОКАТО и ОКТМО с 2014 года

Заполнение платежного поручения в 2014 году



Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...