НК: все о новом понятии жалобы

21.11.2013

Благодаря Закону № 153-ФЗ в части I Налогового кодекса наконец появились разъяснения, что же такое жалоба, в том числе апелляционная. Однако на этом инициаторы поправок не ограничились, установив также свои сроки порядок подачи каждого из видов жалоб.

Статьей 138 Налогового кодекса РФ закреплен порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или в суд.

В целом изменению подверглась формулировка всей статьи 138, в том числе в ней даны понятия жалобы и апелляционной жалобы. Ранее Налоговый кодекс не формулировал таких понятий, а лишь косвенно говорил о них.

Новые формулировки

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Справка

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Данные формулировки, таким образом, точно ограничили периметр действия апелляционной жалобы. Ее можно подавать только в отношении налоговых выездных и камеральных проверок, вынесение решений по которым регулируется статьей 101 Налогового кодекса РФ.

Рассмотрим подробнее, чем новые правила обжалования отличаются от ранее действующих.

Куда подавать?

Отныне только в две инстанции можно подать жалобу на решение (действие/бездействие) налоговиков. Это налоговый орган вышестоящего уровня и суд.

Ранее дополнительно можно было обжаловать вышестоящему должностному лицу. Теперь такой возможности нет. Ее отмена должна способствовать более объективному рассмотрению жалобы, так как исключает заинтересованность непосредственно той инспекции, которая осуществляла проверку.

Четкий алгоритм

Федеральным законом № 153-ФЗ установлена четкая последовательность обращений с жалобами между инстанциями. Ранее допускалось одновременно подавать как жалобу в вышестоящий налоговый орган, так и жалобу в суд.

Кроме того, только решения, принятые в соответствии со статье 101 Налогового кодекса РФ, нельзя было обжаловать в суде раньше, чем налогоплательщик обратится с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Теперь установлена единая иерархия. Все решения налоговых органов (действия/бездействия их должностных лиц) разрешено обжаловать в суде только после обжалования их в вышестоящем налоговом органе. Правда, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) вышестоящий налоговый орган не принял в установленные законодательством сроки, налогоплательщик вправе обращаться в суд без наличия результатов обжалования.

Срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, если такое решение все же принято в установленные сроки. Теоретически такой датой не обязательно будет последнее число установленного срока.

Особые правила

Все решения налоговых органов разрешено обжаловать в суде только после обжалования их в вышестоящем налоговом органе.

А вот если решение по жалобе не принято, то в суд можно обращаться сразу, как истечет последний день, так называемого, нормативного срока, в который по законодательству вышестоящий орган обязан принять решение по жалобе или апелляционной жалобе (о сроках принятия решения по жалобе см. далее в комментарии к ст. 140 НК РФ).

Обращаем внимание, что ранее статья 138 Налогового кодекса РФ не содержала таких нюансов.

Федеральным законом № 153-ФЗ введено некоторое ограничение на действие абзацев 1 и 2 пункта 2 и пункт 3 статьи 138 Налогового кодекса РФ. Поэтому, указанный выше новый порядок до 1 января 2014 года действует только в отношении решений, принятых по итогам выездных и камеральных проверок. После 1 января 2014 года он распространяется на все без исключения ненормативные акты налоговых органов, а также действия или бездействия их должностных лиц.

Ирина Акиньшина, для журнала «Расчет»

Комментарий к изменениям части 1-ой налогового кодекса

Постатейный комментарий к изменениям, которые вступили в силу в августе этого года и вступят с 1 января 2014 года в форме электронной книги. Этот комментарий вы получите бесплатно, сразу же после первой покупки любого издания в нашем интернет-магазине.
Ознакомьтесь с каталогом >>


Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное