Новые правила расчета пособий ФСС

23.09.2013 распечатать

Меньше чем, через полгода, заканчивается эксперимент ФСС по переходу к прямым выплатам россиянам пособий за время время болезни.

В 2011–2013 годах, согласно Постановлению Правительства РФ от 21 апреля 2011 года № 294, в восьми субъектах государства ФСС проводит тестирование новой системы расчета по некоторым пособиям ОСС. Чиновники хотят избавить компании от выплаты денег работникам и передать эту функцию непосредственно в территориальные отделения Фонда.

31 декабря 2013 года эксперимент должен закончиться, тогда-то и станет понятно, начнет ли ФСС работать по новой технологии. Между тем, бухгалтеры всей страны ждут окончания проекта. Еще бы! Ведь от этого зависит, изменится ли порядок работы с Фондом и способы расчета с сотрудниками. Вполне логично предположить, что специалисты учета опасаются нововведений, ведь они могут внести смуту в привычную работу. Давайте разберемся, что именно предлагает модернизировать власть, и как эта инициатива повлияет на бухгалтерию предприятий. А заодно узнаем, как проходит эксперимент.

Цель или причины

Разумеется, у каждого проекта есть цель, и даже не одна. Что же хотело правительство совместно с Фондом? Для застрахованных граждан: обеспечить правильность начисления пособий и самостоятельный выбор способа получения денег (либо на банковский счет, либо почтовым переводом), устранить зависимость от компаний по выплате средств и сократить возможные зоны конфликтов с работодателем. Есть в проекте польза и для компаний, как уже было отмечено выше: государство намерено освободить предпринимателей от функций по расчету пособий, то есть сократить объем работы.

Что касается причин появления на свет пилотного проекта, то, скорее всего, их две: аккумуляция всех страховых взносов на едином счете Фонда (с отменой зачетной системы) и контроль бюллетеней, с масштабной фальсификацией которых устали бороться и власть, и компании.

Для ФСС предлагаемый способ расчета тоже выгоден, Фонд получает контроль всех оплачиваемых листков нетрудоспособности, а также возможность перейти на электронный формат бюллетеня. Как результат, должно сократиться и количество случаев страхового мошенничества и оптимизации расходов.

По словам одного из управляющих ГУ РО ФСС России, основной целью перехода на прямые выплаты является полное исключение работодателя из процесса назначения и передачи гражданам пособий. Для этого нужно, чтобы Фонд получал непосредственно от медицинского учреждения электронный листок нетрудоспособности и имел доступ к данным о суммам заработка за прошлые годы из базы Пенсионного фонда, чтобы назначать размеры компенсации. Как только это будет реализовано, многие проблемы отпадут сами собой.

Что касается причин появления на свет пилотного проекта, то, скорее всего, их две: аккумуляция всех страховых взносов на едином счете Фонда (с отменой зачетной системы) и контроль бюллетеней, с масштабной фальсификацией которых устали бороться и власть, и компании. По словам Сергея Афанасьева, председателя ФСС с 2010 по 25.03.2013 года, потребность в усилении контроля использования денег Фонда продиктована и тем, что из 130 млрд. рублей, расходуемых ежегодно на оплату пособий по болезни, до 7 процентов (а это около 9 млрд. руб.) идет на оплату незаконно полученных или поддельных документов.

Опять перестройка

В 2011–2013 годах, согласно Постановлению Правительства РФ от 21 апреля 2011 года № 294, в восьми субъектах государства ФСС проводит тестирование новой системы расчета по некоторым пособиям ОСС. Чиновники хотят избавить компании от выплаты денег работникам и передать эту функцию непосредственно в территориальные отделения Фонда.

Как же теперь предлагают работать сотрудникам бухгалтерии? Если новую систему утвердят, то работодатель обязан будет ежемесячно до 15 числа уплачивать страховые взносы в ФСС в полном объеме. Если застрахованный гражданин заболеет, он получит у доктора лист нетрудоспособности, и предъявит его, как обычно, родной компании. В то же время организация сформирует пакет бумаг, состоящих из: заявления, оформленного по специальной форме (заполнять его будет все же бухгалтер), оригинала больничного, описи. Этот комплект фирмы и направляет в филиал регионального отделения Фонда. При наличии электронного документооборота формируется специальный реестр, содержащий все данные для расчета и перечисления пособия. Специалисты Фонда проверят и рассчитают сумму, положенную к выплате, и затем перечислят ее на расчетный счет сотрудника, либо направят почтовым переводом.

Однако некоторые пособия все же будут исчисляться и выплачиваться непосредственно страхователем, а затем возмещаться Фондом. Такими являются, например, пособие на погребение или на оплату четырех выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, на предупредительные меры.

Переходить на новую систему ФСС предлагает поэтапно.

Сначала требуется унифицировать базу для начисления страховых взносов с данными, которые имеются у ПФР и фондах ОМС. После этого станет намного проще начислять страховые взносы, ведь сотрудники ФСС смогут пользоваться системой персонифицированного учета, которая уже есть в Пенсионном фонде. У них больше не будет необходимости дублировать данные, в ФСС будут точно знать, с какого именно заработка уплачены взносы, и использовать эту информацию для расчета пособий по болезни.

Только после этого планируется сделать больничные листы машиночитаемыми и начать выдачу этих документов в электронном формате. Чиновники полагают, что такие формы бюллетеня подделать невозможно. При этом через бухгалтерию будет проходить только персонифицированная бумажная копия, которая сама по себе не может представлять какую-то ценность для тех, кому этот лист не был предназначен.

Продолжение читать здесь

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.